Технологии успешной подготовки учащихся к ЕГЭ
по английскому языку. Устная часть экзамена
Шубина Татьяна Александровна,
учитель английского языка ГБОУ
школы № 603 Санкт-Петербурга
Современные потребности общества, новые ФГОС, национальный проект образования указывают на то, что для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрять новые технологии и методы обучения, повышать мотивацию школьников к обучению. Формирование универсальных учебных действий является основной деятельностью образования. В ходе обучения ученик должен не просто приобрести набор предметных знаний, но и уметь применять эти знания в реальной жизни, иметь сформированные навыки самообразования, набор ключевых компетенций, которые помогут во взрослой жизни, учащийся должен быть мотивирован на постоянное продолжение обучения на протяжении всей жизни. Ключевая задача при изучении иностранного языка — овладение коммуникативными навыками. учитель английского языка ГБОУ
школы № 603 Санкт-Петербурга
Обучение говорению обеспечивает решение учебно-познавательных и коммуникативных задач формирования у учащихся знаний, ценностных ориентаций, организации их совместной деятельности. Говорение — продуктивный вид речевой деятельности, имеющий несколько уровней:
1) начальный (ответы на вопросы при отсутствии или наличии опор с обязательным участием учителя);
2) средний (опора на текст, средства наглядности);
3) самостоятельный (отсутствие опор, кроме знаний по предмету высказывания; использование в речи сложных предметно-смысловых конструкций).
Целью обучения устной речи является овладение учащимися навыками неподготовленной монологической, диалогической и полилогической речи. Отличительными особенностями устной речи являются ее спонтанность, обусловленность речевой ситуацией, специфика организации устного высказывания, его стиль и языковое оформление.
Общеизвестно, что коммуникативный характер речи определяется мотивацией, ситуативностью, личностной ориентацией. В реальной жизни человек высказывается, когда у него появляется такая потребность. Именно желание высказаться является первым условием общения на иностранном языке. Второе условие – создание различных ситуаций.
В разделе «Говорение» в составе государственного экзамена по английскому языку задания направлены на проверку не только языковых знаний и умений, но и на сформированность метопредметных умений.
Раздел «Говорение» включает четыре типа заданий. Мне бы хотелось в данной статье обратить внимание на подготовку учащихся к успешному выполнению задания базового уровня С4-задать вопросы для получения необходимой информации.
Задание С4 — условный диалог-расспрос на основе зрительной опоры (рекламное объявление). Учащемуся дается 1,5 минуты на ознакомление с заданием и по 20 секунд на формулировку каждого вопроса. Необходимо задать 4 прямых вопросов по предложенной тематике. В качестве опоры экзаменуемым предлагается коммуникативная ситуация, а также 4 пункта плана, в соответствии с которыми они должны задать 4 вопроса. В задании проверяется умение поставить четкие, грамматически правильно построенные вопросы.
Для успешного выполнения задания необходимо:
- Внимательно изучить предложенную иллюстрацию, определить, что она рекламирует и представить, что вы действительно звоните в организацию и хотите выяснить недостающую информацию.
- Определить тип вопроса, который предстоит задать. Помнить, что вопросы должны быть грамматически верными:
If … is/are included | Is/are … included in the price? |
If … can | Can …? |
Whether ...available? | Is/are … available? |
- вопросительные слова «when,where,why,how,how long, how much, how many, who, what» предполагают специальный вопрос:
When the club is open | When is the club open? |
Where the hotel is | Where is the hotel situated? |
3. Обратить внимание, что многие формулировки не содержат непосредственно вопросительных слов:
нужно помнить:
Слово | Предполагает вопрос |
Place | Where...? |
Time | When...? |
Duration | How long...? |
Cost/price | How much...? |
Availability | Is/are there...? |
Price for … | What is the price for …? |
Price for … | What is the price for …? |
Location of … | Where is … located? |
Direction to ... | How can I get to …? |
Photo permission | Is it allowed to take picture in/during …? |
4. Обратить внимание в каком времени необходимо задать вопрос
Present Simple | Is/are, do/does |
Past Simple | Was/were, did |
Present Perfect | Have/has |
5. Во избежание ошибок по возможности использовать четкие и короткие формулировки.
6. Помнить о том, что один и тот же вопрос можно задать разными способами.
How much does the ticket cost? How much is the ticket?
Соблюдение этих рекомендаций и регулярные упражнения позволят учащимся успешно не только сдать устную часть государственного экзамена, но и подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, уметь быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.