Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эффективный способ подготовки к сдаче ОГЭ по английскому языку

(из опыта работы)
Пуга Снежана Борисовна,
учитель английского языка 1-й категории
ГБОУ СОШ № 69
Калининского района Санкт-Петербурга
 
Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе является формирование коммуникативно-когнитивной компетенции, поскольку язык есть средство общения. Эта компетенция обеспечивает способность учащихся к межкультурному общению. Единый государственный экзамен по английскому языку является формой государственного контроля и позволяет установить уровень знаний, освоенных участниками ЕГЭ и ОГЭ. В связи с введением обязательного ЕГЭ по иностранным языкам в 2022 году наиболее актуальными на сегодняшний день становятся вопросы подготовки к экзаменам. Сегодня перед каждым учителем стоит основная задача – как можно лучше подготовить учащихся к сдаче обязательного экзамена. Основная подготовка  учеников к ОГЭ и ЕГЭ идет не только в 9-х классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 5-го класса. Исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации.
       Я считаю, что одним из самых важных  этапов  такой подготовки является работа по подбору заданий и приёмов к уроку. При подборе заданий необходимо учитывать особенности  мотивации ребенка, его психологические, возрастные особенности. Правильный подбор упражнений и приёмов для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на уроке, развивать языковые навыки, речевые умения.
Основные методические инновации в наши дни связаны с применением интерактивных методов и приемов обучения иностранному языку.
Интерактивные методы – это методы, которые позволяют учащимся учиться взаимодействовать между собой. Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Но активность педагога должна уступать место активности учащихся. Таким образом, все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, происходит обмен знаниями, идеями.
В рамках урока учитель может использовать следующие интерактивные методы и приемы: работа в малых группах, в парах, мозговой штурм, ролевые игры, деловые игры, конференции, дискуссии, интервью, «дерево решений». Такие приемы помогают организовать речевое взаимодействие учащихся на уроке. На уроке при подготовке учеников к экзаменам я использую следующие приемы:
1. Интерактивная форма обучения — работа в группах. Например, при подготовке учащихся к выполнению задания по чтению из ОГЭ, я делю детей на группы и даю им тексты, к которым по заданию в КИМах есть вопросы, на которые необходимо ответить True\False\Not stated. Вопросы к тексту я не раздаю, только сами тексты, и их задача заключается в следующем: нужно прочитать текст и придумать сообща по три вопроса разных типов: TRUE\FALSE\NOT STATED для другой группы. Таким образом, учащиеся учатся понимать, что такое каждый из этих трех вопросов и как на него отвечать.
2. Интерактивный прием — «мозговой штурм», который стимулирует творческую активность. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения. Из общего числа высказанных идей отбирают лучшие, которые могут быть использованы в работе. Этот метод можно использовать при подготовке к написанию эссе в ЕГЭ. При рассмотрении определенной темы эссе, можно выявить несколько точек зрения на эту тему и предложить учащимся высказать и записать как можно больше идей, подтверждающих ту или иную точку зрения. Затем из всех вариантов выбрать наиболее подходящие для эссе и использовать их при написании.
3.Следующая интерактивная форма — интервью, помогает мне подготовить учеников ко 2 устному заданию в ЕГЭ и ОГЭ, так как позволяет отработать разные типы вопросов. Обычно это происходит так: ученики работают в парах, где сначала один из них задает вопросы другому, а другой отвечает на них, а потом они меняются.
Также я использую информационно – коммуникативные технологии (ИКТ). ИКТ в настоящее время стало неотъемлемым помощником в повышении интереса учащихся к изучаемым проблемам. ИКТ развивает наглядно – образное мышление учеников, позволяет учителю показать изучаемый материал с наиболее яркой и важной стороны. Их использование дает возможности для повышения эффективности учебного процесса, что особенно важно при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Разнообразные мультимедийные программы способствуют расширению словарного запаса, знакомят и тренируют грамматику английского языка, учат понимать речь на слух.
Основные направления использования ИКТ на моих уроках по подготовке учащихся к экзаменам включают в себя:
— использование ресурсов Интернета в качестве справочного материала, как по английскому языку, так и по самим экзаменам, для тестирования знаний учащихся и в качестве иллюстративного материала, который позволяет учащимся совершенствовать навыки чтения, аудирования, говорения;
-использование электронных словарей;
Для изучения новых слов на уроках я использую приложение Quizlet, где учащиеся сами могут создать наборы карточек с теми словами, которые им нужно запомнить. Заучивание происходит в несколько этапов: сначала они заучивают просто на карточках, затем тренируются писать и переводить это слово в этапе заучивание, играют с этими словами в подбор. В конце учащиеся проходят тест на знание этих слов.
Второе эффективное приложение для изучения фразовых глаголов, подготовки к ЕГЭ,ОГЭ — Phrasal Verbs for life and exams. Оно помогает выучить довольно большое количество фразовых глаголов, что является необходимым в заданиях раздела «Грамматика и Лексика». Там даются несколько фразовых глаголов, их перевод на русский язык, их определение на английском языке и пример использования. Также предлагаются различные задания: составить пару фразовый глагол и перевод, фразовый глагол и его определение, а также дается предложение, где пропущен либо сам глагол, либо предлог, и нужно по смыслу поставить нужное из предложенных вариантов. После изучения нескольких фразовых глаголов идет тест, после чего изучается новая партия глаголов и снова тест, после которого даются задания на повторение. Тесты можно проходить много раз, чтобы лучше запомнить.
Также на своих уроках я использую наглядно-репродуктивный метод. Данный метод выстраивается на принципах передачи информации при помощи демонстрации примеров, ярких и понятных речевых оборотов, картин, рисунков, презентаций и графических изображений. Одним из наиболее важных и эффективных примеров наглядных средств является flash cards activity. Это карточки, на которых четко, ярко и заметно написаны либо напечатаны слова на английском языке, касающиеся заданной темы. Данный прием можно использовать абсолютно на всех этапах изучения языка, для всех уровней и возрастов, при изучении любой темы. Flash card activity используется при вводе и отработке нового лексического материала. Прежде всего, он направлен на отработку техники чтения. Учитель показывает карточку ученикам и четко произносит написанное слово, говорит “Repeat all together!”, дети хором проговаривают данную лексическую единицу. Очень важно, чтобы был задан четкий ритм произношений, чтобы дети не проговаривали слово как попало. Более того, с помощью flash cards ученики смогут не только запомнить правильное произношение слова, а в принципе запомнить его.
Формат ОГЭ — это экзамен по английскому языку за курс основной школы. Я работаю в классах с углубленным изучением английского языка, поэтому практически все обучающиеся выбирают английский язык для сдачи в 9 классе. И значит, огромную актуальность приобретает необходимость подготовить их к качественному выполнению заданий экзамена. В данной статье я хочу сделать акцент на подготовку обучающихся к сдаче устной части ОГЭ по английскому языку.
Первое задание устной части заключается в чтении текста научно-популярного характера вслух. Я использую для тренировки тексты из открытого банка заданий, предложенных на сайте ФИПИ для подготовки к ОГЭ.
Прежде всего, необходимо ознакомить обучающихся с критериями оценивания чтения вслух (критерии имеются в пособиях и на сайте ФИПИ).
Затем нужно провести фонетическую отработку лексики из текста, которая представляет трудности для обучающихся. Графическое ритмико-интонационное оформление текста и последующее его чтение предлагаю проводить хором и индивидуально. Я предлагаю более способным обучающимся по очереди читать текст, а остальным оценивать чтение по критериям. В качестве домашнего задания менее способные обучающиеся получают задание подготовить тестовое чтение данного текста, в то время как остальные обучающиеся работают с новым текстом, в котором необходимо найти фонетически незнакомые слова, ознакомиться с транскрипцией и провести ритмико-интонационную работу с текстом. На следующем этапе целесообразно предложить более способным обучающимся оценить по критериям чтение менее способных учеников под моим руководством. Затем я проверяю работу более способных учеников, которые представляют лексику с транскрипцией и ритмико-интонационное оформление домашнего текста. При необходимости я исправляю ошибки, корректирую интонацию, отрабатываю чтение данного текста до совершенства.
Второе задание устной речи представляет собой диалог-расспрос: обучающемуся следует принять участие в анонимном опросе и ответить на 6 вопросов. Важно довести до обучающихся, что вопросы задаются один раз и без зрительной опоры. Я также использую аудиозаписи вопросов из открытого банка заданий на сайте ФИПИ для подготовки. Здесь рекомендую следующие приемы:
1. Ознакомить обучающихся с критериями оценивания ответов на вопросы. Нужно помнить, что должен быть дан полный ответ на вопрос. Обучающиеся должны ответить полным предложением, используя грамматическую основу с второстепенными членами предложения.
2. Сначала я ставлю задачу обучающимся послушать и понять, кто проводит опрос и на какую тему перед началом прослушивания, что безусловно помогает определить, на какую тему будут последующие за этим вопросы.
3. Для тренировки ответов на вопрос можно использовать разные режимы работы: 1 обучающийся отвечает, остальные записывают его и свои ответы письменно, затем проверка; несколько обучающихся по очереди отвечают на вопрос, 1 более способный обучающийся записывает; затем проверка; один обучающийся отвечает на вопрос, остальные разбиваются по парам, отвечают на вопросы и оценивают друг друга по критериям, затем проверка.
Я исправляю ошибки, затем вместе с ребятами составляем примерные развернутые ответы, причем необходимо использовать разнообразные лексико-грамматические конструкции и средства логической связи. Это очень полезно, так как повторяется грамматика, лексика и Social English.
4. На следующем этапе я предъявляю задание как на экзамене, учащиеся слушают друг друга и оценивают по критериям.
Для менее способного обучающегося достаточно дать полный ответ из одного предложения, грамотно оформленного лексически и грамматически, чтобы получить 1 балл. Но все — таки более приветствуется развернутый аргументированный ответ из 2-3 предложений.
Третье задание в устной части ОГЭ по английскому языку – это создание тематического монологического высказывания с опорой на план в виде косвенных вопросов. Чтобы успешно подготовить обучающихся к выполнению данного задания, я также применяю несколько этапов:
1.Знакомлю обучающихся с примерным заданием из КИМ и критериями его оценивания.
2. Я объясняю ученикам, что монологическое высказывание легче составить, если придерживаться определенного алгоритма его построения, используя средства логической связи и набор стандартных фраз. Необходимо, чтобы обучающиеся помнили, что в монологическом высказывании должны присутствовать вступление, развернутые ответы на каждый из трех пунктов и заключение.
Например:
E. g. I’m going to give a talk about… (introduction).
Nowadays … is /are very important (popular/urgent).
To start with, I’d like to say that…
Personally (firstly/ besides/ then …. ) I … (даем развёрнутый ответ с аргументацией своего мнения).
However, … (если надо перейти к негативной стороне вопроса).
Finally, I’d like to say that you should… (conclusion)
That’s all I wanted to say about.
3. Затем обучающиеся могут потренироваться в составлении монологического высказывания, используя алгоритм построения. Я объясняю, как использовать косвенные вопросы для сохранения логики высказывания. Можно косвенные вопросы превратить в утверждения, несколько структурно изменив, например, убрав вопросительные слова или добавив средства логической связи.
Например;
Say why some people spend most their free time in the Internet.
Добавляем Nowadays и получаем:
Nowadays some people spend most their free time in the Internet.
4. «Зеленая дорожка». Обучающиеся должны быть осведомлены, что на ответ дается не более двух минут, поэтому очень важно соблюдать временной регламент. Я использую песочные 2х минутные часы, чтобы выработать у обучающихся чувство времени. Обучающиеся четко осознают, сколько времени уйдет на введение, развернутый ответ и заключение.
5.Здесь я считаю целесообразным работать в парах, по очереди прослушивая высказывания партнера и оценивая по критериям.
6. Следующим этапом является самостоятельная подготовка монологического высказывания по новой теме на уроке или дома. Я проверяю, корректирую.
7. Пройдя все предметные темы, я приступаю к тренировке неподготовленной монологической речи. Желательно, чтобы задание было максимально приближено к экзаменационному формату проведения. На уроке более сильные ученики получают экзаменационное задание, но с другим планом-вопросами, и им дается 1,5 минуты на подготовку. Затем остальные ученики заслушивают их ответы и оценивают по критериям. Более слабые обучающиеся записывают высказывания в свои тетради.
Интернет ресурсы:
  1. http://infourok.ru/interaktivnyy_trenazher_dlya_podgotovki_k_ustnoy_chasti_ege_po_angliyskomu_yazyku-472879.htm - тренажер
  2. http://egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/inostrannye-yazyki/1981-demoversiya-ege-2016-po-anglijskomu-yazyku-fipi - демоверсия ОГЭ 2016
  3. http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge - открытый банк заданий ОГЭ
  4. http://resh-ege.ru/_ld/8/894_-9__2016.pdf - спецификация ОГЭ по английскому языку 2016 года
  5. http://www.ctege.info/demoversii-oge-2016/demoversiya-oge-2016-po-angliyskomu-yazyiku-proekt.html
  6. Read more: http://smashtrash.ru/govorenie/egye-2016-ustnaya-chast-demonstracionnyy-v.html#ixzz3wlUEaTEm  
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»