Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектная деятельность при изучении иностранного языка

Зорина Светлана Сергеевна
Что значит в наше время изучение иностранного языка? Это возможность получить высокооплачиваемую работу, свободно общаться во время отдыха или работы за рубежом, пользоваться различными информационными средствами и в том числе ресурсами интернета. Конечно, в настоящий момент каждый человек, осознавая важность владения иностранным языком, старается, чтобы его дети как можно раньше начинали заниматься его изучением, а преподаватели, в свою очередь, пытаются использовать наиболее эффективные методы обучения иностранному языку. При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что бесчисленное многообразие методов обучения не способно априори гарантировать успешность преподавания. Напротив, эмпирические данные подтверждают, что не может быть подобран такой метод, который отвечал бы запросам и потребностям всех без исключения. Это детерминировано уникальностью восприятия материала каждым учащимся. Успех обучающихся в освоении того или иного материала в значительной степени зависит от того, насколько их способности соответствуют методам обучения. Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне занятий обучающиеся не имеют возможности пользоваться полученными знаниями. Это реалии нашей жизни, от которых никуда не уйдешь, а так как непонимание учащимися практической направленности изучения иностранного языка и часто встречаемые трудности ведут за собой нежелание заниматься языком, методисты во всем мире ищут все новые способы обучения иностранному языку, которые бы помогли решить или, по крайней мере, сгладить возникающие трудности.
Метод проектов возник, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике.
Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Зачем нужен метод проектов в преподавании английского языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами? Актуален ли метод проектов в работе с учениками начальной школы, где достаточно низкий уровень владения языком? Этот перечень вопросов находит свои ответы при более внимательном изучении проектной деятельности на уроках иностранного языка.
Безусловно, необходимо сказать о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения английскому языку. Целью обучения во всех типах школ является не редуцированная система английского языка, а иноязычная речевая деятельность в целом.
Английский язык – элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования английского языка в этой культуре, то есть речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции.
Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же – средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы:
  1. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы английского языка. 
  2. Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем для того, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей. 
  3. Чтобы учащиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре. 
Основная идея подобного подхода к обучению английскому языку, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и, соответственно, превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках английского языка всегда должен присутствовать предмет обсуждения.
Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.
К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом на английском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в англоязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы.
Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, а не только в обучении английскому языку.
Суммируем основные требования к использованию метода проектов:
  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения. Например, исследование истории возникновения празднования различных знаменательных событий в англо-говорящих странах - St.Patrick'sDay, ThanksgivingDay, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; просмотр видео на английском языке; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи и т.п.; 
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; 
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке английского языка; 
  4. Структурирование содержательной части проекта; 
  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. 
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык.
Если говорить об использовании метода проектов в практике обучения английскому языку, то, разумеется, наибольший интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Именно такие проекты позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную для методики задачу – создание языковой среды и на ее основе - потребности в использовании английского языка на практике. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой учащимся и учителям английского языка информации, находящейся в любой точке земного шара. Любой пользователь, подключенный к сети Интернет, имеет возможность подобрать список литературы по библиотечному каталогу Библиотеки Конгресса США, получить на своем экране нужный материал, провести поиск статьи, репортажа, других источников нужной информации из самых разнообразных журналов на английском языке. Эта информация, естественно, аутентична и, работая с такой информацией, можно получить необходимые данные по проблеме, над которой в данный момент работает группа школьников в рамках проекта.
Ребята, изучающие английский язык, входят в открытый мир, где можно общаться с партнерами из разных стран, выходить на зарубежные сайты научных, информационных, учебных центров. Участники проекта могут распределить роли между собой и собирать информацию по всему свету, время от времени обмениваясь мыслями, естественно, на английском языке, вступая в дискуссию по определенным вопросам, устраивая "мозговые атаки". Обмен информацией осуществляется по электронной почте, но время от времени можно устраивать обсуждения в ходе телеконференции в режиме реального времени (on-line), если участники проекта договариваются о времени проведения такой конференции.
Специфика таких международных проектов заключается в том, что они в большинстве своем межпредметны в том смысле, что, какую бы проблему мы ни взяли, все обсуждение будет вестись на английском языке.
Речь идет о создании языковой среды и создании условий для формирования потребности в использовании английского языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия.
Надо сказать, что диалог культур здесь происходит самым непосредственным образом с первых же обменов представительскими письмами. Изучающие английский язык каждый раз знакомятся не только с информацией, значимой для решения их общей проблемы, но и с особенностями культуры своих партнеров.
Стимул досконально понять все, что пишут им люди из разных стран, донести свои мысли до партнеров очень высок для учащихся. Все свои письма на английском языке они готовят в своих малых группах на уроках, обсуждая, в свою очередь, всю добываемую ими информацию. Каждый ученик при этом имеет собственное задание и вносит свою лепту в общее дело.
Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерных телекоммуникаций. Важно, чтобы выдвигаемая для такого проекта проблема была одинаково интересна и значима для всех участников проекта. Не менее важно, чтобы российские участники проекта были достаточно подготовлены в языковом отношении к участию в этом проекте.
При обсуждении на уроках информации по любому проекту учитель английского языка, естественно, должен подсказывать нужную лексику. Все обыгрывается на уроке, в процессе работы над проектом, если его проблема соответствует изучаемой теме.
Но опять же возникает вопрос, актуально ли рассуждать над эффективностью данного метода, если речь идет о работе с начальной школой, где уровень владения языковым материалом и объем разнообразных предметных знаний значительно отличается от того же у учащихся старшей школы. А почему бы и нет? Мой собственный опыт показывает, что и на начальном уровне изучения иностранного языка мы также можем использовать метод проектов. И речь идет не только о проектных заданиях, которые предлагаются в использованном нами УМК, а именно: создание иллюстраций к прочитанному рассказу, проект, связанный с инсценировкой пьесы, составление меню собственного ресторана, создание брошюры по системе образования в Великобритании и т. д. Это может быть и международный проект. В этом году мои учащиеся принимают участие в международном проекте, предложенном издательством Кэмбридж – Cambridge Penfriend, который дает нам следующие возможности: получить доступ к новым увлекательным заданиям для работы на уроке, попрактиковаться в чтении и письме, вступить в переписку с учащимися других стран, внести разнообразие в обычный курс изучения иностранного языка, укрепить взаимоотношения с другой школой, организовать видеоконференции, показать учащимся, что английский язык полезен в реальной жизни и помогает общаться с представителями других стран, помочь ученикам обрести уверенность в своих силах в ходе общения с другими учащимися на иностранном языке. В ходе данного проекта учащиеся обмениваются открытками с ребятами из других стран (в нашем случае это испанская языковая школа ComeandSpeak), учащиеся оценивают работы друг друга, вcтупают в переписку. В мои планы входит в конце проекта провести урок с использованием сети интернет, чтобы учащиеся могли наглядно увидеть современные способы общения и получения информации.
Я считаю, что использование данного проекта в обучении иностранному языку учащихся начальной школы подтверждает актуальность проектного метода в целом, его практическую направленность, а интерес учащихся доказывает его неоспоримую эффективность.
Литература
  1. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка/ Т.В. Душеина// Иностранные языки в школе.– 2003.– №5 
  2. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка / Иностранные языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 41-46.
  3. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку / Иностранные языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 46-48. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»