Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Система коммуникативного подхода в обучении иностранному языку

Данельчук Марина Александровна
Коммуникативная методика на сегодняшний день, бесспорно, является самым эффективным способом изучения иностранного языка и ориентирована именно на возможность общения. Коммуникативность проявляется в функциональности обучения. Функциональность предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности, на основе ее выполнения. Его основная цель— это научить свободно общаться на языке, адекватно вести себя в различных ситуациях общения. То есть главное в этом подходе— это взаимодействие во время общения и достижение коммуникативной цели.
Такой подход иногда противопоставляют так называемому традиционному обучению иностранным языкам, где акцент делается на изучении языка как системы слов и грамматических явлений. Такое противопоставление не совсем верно, так как коммуникативный подход не исключает ни отработку новой лексики, ни изучение грамматики. Но они не являются целью обучения, а рассматриваются просто как промежуточное звено, ведущее к общению на языке. Получается, что мы изучаем какое-либо языковое явление не просто для того, чтобы его знать, а для того, чтобы уметь применить его в речи. Основная цель обучения— это не дать учащимся определенный набор знаний о языке, а научить их использовать язык для общения.
В процессе работы передо мной встала проблема выбора технологии обучения, которая бы позволила создать условия развития коммуникативной компетенции учащихся и обеспечила активацию процесса моего профессионального роста.
Изучение теоретических положений современных педагогических технологий позволило выдвинуть гипотезу: если применять технологию коммуникативного обучения в системе, то это приведет к высокому уровню сформированности коммуникативной компетенции учащихся.
Эта технология предоставит каждому ребенку возможности для изучения иностранного языка, который максимально соответствует его индивидуальным интересам и склонностям, способностям и возможностям. А учитель в рамках применения этой технологии при подготовке и проведении уроков может совершенствовать свое методическое мастерство.
Технология коммуникативного обучения, которая является сущностью всех интенсивных методов обучения иностранному языку, реализуется в рамках следующих подходов:
 
 I.Деятельностный подход.  Коммуникативное обучение иностранным языкам носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.
Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам на уроках осуществляется через «деятельностные задания». Эти задания строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. И в зависимости от этого они делятся на: коммуникативные игры, коммуникативные имитации, свободное общение. Деятельностные задания позволяют создать условия для речемыслительного творчества учащихся. Они нередко выполняются в условиях повышенной речевой и физической активности, оживления учащихся, поэтому здесь повышается важность методической организации процесса обучения.
Коммуникативная игра «Develop the story» (продолжить историю).
Такие игры я часто использую  во внеурочной деятельности и в условиях дополнительного образования. Учащиеся получают информацию о месте и времени предполагаемой истории, от первого лица озвучивают дальнейшие события, сопровождая их конкретными действиями.
Я тщательно продумываю организацию коммуникативно-познавательной деятельности в виде строго определенной обучающей процедуры. Основные свойства деятельностных заданий:
Коммуникативные игры Коммуникативе имитации Свободное общение
Игровой сюжет общения; проблемная ситуация; тема общения участников
игровая задача общения; Коммуникативная задача общения; обсуждаемый вопрос;
конкурирующие участники; коммуникативные отношения; межличностные отношения;
правила игры; условия общения; свободный обмен;
соревнование между участниками или командами; борьба за мнение, решение, выбор поступка между участниками; высказывание собственных точек зрения участниками;  
сотрудничество внутри команды; речевое взаимодействие; поддержание темы разговора;
победитель соревнования; разрешение проблемы. исчерпание темы разговора.
 
II. Гуманистический подход к обучению обеспечивает создание положительных условий для развития личности в деятельности: учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения; каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных; использование языкового материала подчиняется задаче индивидуального речевого замысла и соответствует речемыслительным возможностям говорящего. Таким образом, гуманистический подход предполагает, что взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке. 
III.Происходит формирование у школьников коммуникативной компетенции, которая включает в себя:
1) лингвистическую компетенцию (готовность использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности),
2) прагматическую компетенцию (готовность передавать коммуникативное содержание в ситуации общения),
3) когнитивную компетенцию (готовность к коммуникативно-мыслительной деятельности),
 4) информативную компетенцию (владение содержательным предметом общения).
Планируя свой урок, я исхожу из основного методического принципа обучения иностранному языку – принципа коммуникативности, предполагающего такую организацию процесса обучения, при которой моделируются основные черты реального процесса коммуникации. В результате чего учащиеся овладевают необходимым минимумом речевых умений и навыков, то есть компетенций, чтобы пользоваться иностранным языком как средством общения. В рамках тематики и учебного материала, предусмотренных программой, старшеклассники легко вступают в процесс общения на английском языке с учениками младших классов, что положительно сказывается на мотивации младших и дает возможность оценить свои навыки старшим учащимся. 
IV. Аутентичный подход подразумевает не только использование на уроке «взятого из жизни» учебного материала, но и создание методически целесообразных условий естественного общения. Для этого в учебных условиях обеспечивается «репетиция реального употребления языка»:
  • задания речевого взаимодействия выполняются в парах или малых группах.  
Задание. Интервью. По завершению изучения темы я прошу учащихся организовать интервью. Мы вместе определяем основные проблемные вопросы по теме, задача опросить как можно больше присутствующих на уроке учащихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого учащиеся, работая одновременно, свободно перемещаются, по классу, фиксируют ответы. Общие итоги такого опроса записываются на доске и используются такие формы интервью, как анкеты и тесты.
  • проблемные речемыслительные задания основаны на: догадке, нахождении сходств и различий, ранжировании по порядку, открытии, интерпретации, умозаключении, суждении, исключении лишнего, причинно-следственном рассуждении и т.п.  
Задание. Выявление сходств и различий в понятиях, изображениях, текстах. True/False (правда/ложь)
Учащиеся составляют рассказ о себе, сознательно включая ложную информацию.  Представляют его в классе вместе с рисунком, отражающим содержание текста, только правда. Во время прослушивания текста находят несоответствия.
  • ролевое общение, которое реализуется в ролевой игре, позволяет формировать коммуникативные умения в специально отобранных «жизненных» ситуациях.
Ролевая игра - вид учебного общения, которое организуется в соответствии с   сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями. 
Задание. Контролируемая ролевая игра.
Участники получают необходимые реплики, выбирают себе роли. Особое внимание мы уделяем интонации и соответствию действий и реплик, учащимся необходимо четко понимать ситуацию в целом и свою роль в ней. 
Свободная ролевая игра.  
Учащиеся получают общее содержание сюжета и описание своих ролей. Особое внимание уделяю ситуации в которой оказались персонажи и её дальнейшему развитию. 
Творческое ролевое общение требует развитых социальных умений, поэтому в уроки я часто включаю упражнения на развитие навыков общения:
1.Conflict - школьники учатся правильно реагировать на «эмоциональную фразу» партнера.
2. Strip-story- каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе».
3. Smile - учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами.
4.Contracts - участники подходят друг к другу и начинают беседу на определенную тему. 5. Agreement - учащиеся внимательно слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним.
6. Presentation - участники учат обращаться к аудитории, отвечают на вопросы по теме.
7. Gratitude - работая в парах, учащиеся выражают друг другу благодарность за оказанную ранее услугу, помощь, поддержку.    
Спонтанное общение на уроке возникает, когда учебная ситуация переходит в естественную. 
V.Рефлексивный подход предполагает самоанализ учащимися своей деятельности и ее результатов. В зависимости от целей урока, содержания учебного материала, методов обучения, особенностей учащихся мной используются разные виды рефлексии: рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия содержания учебного материала, рефлексия деятельности.
Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния
«Дерево творчества»
Закончи предложение
Лесенка «Моё состояние»
Оценка успешности
 Рефлексивные карточки
 Рисуем настроение
 Свободный микрофон
 Скажи друг другу доброе слово
 Прием «Букет настроения»
 «Смайлики»
Приемы рефлексии содержания учебного материала
«Незаконченное предложение».
 «Выбор афоризма или пословицы».
«Лист обратной связи».
«Я не знал – теперь я знаю» .
«Лесенка затруднений».
 «Шпаргалка».


 
 
Применение коммуникативных способов обучения: стимулирует перенос накопленных знаний обучающихся в коммуникативные ситуации на изучаемом иностранном языке; дает возможность учащимся свободно излагать мысли на иностранном языке; способствует расширению и обогащению активного и активизации пассивного словаря учеников; обеспечивает умение рефлексировать и демонстрировать высокий уровень креативности.
Все это приводит к стабильным и высоким результатам успеваемости и повышает уровень мотивации учеников.
Мы  рассматриваем мотивацию как основную движущую силу в изучении иностранного языка, следует  отметить, что мотивы относятся к субъективному миру человека, которые определяются его внутренними побуждениями. Следовательно, человек сможет выучить иностранный язык, если только сам почувствует необходимость в этом, то есть, будет замотивирован.
Так, по моим наблюдениям за последние 2 года у учащихся в несколько раз вырос интерес к участию в онлайн олимпиадах.  Если раньше только 30%  учеников приступали к выполнению заданий, то сейчас 90% не только приступают, но и успешно справляются с поставленной задачей.
Примером повышения внутренней мотивации учеников может служить заинтересованность в участии в концертах на английском языке. Представить себя, продемонстрировать свои умения и таланты с каждым годом хочет всё большее количество учащихся.  
Мною было проведено анкетирование среди учащихся старших классов (20 уч.), которые в свободной форме отвечали на вопрос « Я изучаю английский язык, потому что……». Проиллюстрирую полученные результаты фрагментами ответов студентов: «Иностранный язык мне необходим, если я хочу добиться успеха в будущей профессии», «Иностранный язык поможет мне свободно общаться с иностранцами», «Изучать иностранный язык просто интересно», «надеюсь, что иностранный язык пригодится в будущем». Результаты анкетирования позволяют сделать выводы об уровне сформированности образовательной мотивации и основных мотивах изучения английского языка у учащихся.
Кроме того, ребята все чаще интересуются и с удовольствием присоединяются  к экскурсиям и поездкам, связанные с культурой изучаемого языка. 
 Основными мотивирующими факторами при изучении иностранного языка выступают желание овладеть коммуникативными компетенциями и мотив самосовершенствования, стремление к личному первенству и престижу.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»