Система коммуникативного подхода в обучении иностранному языку
Данельчук Марина Александровна
Коммуникативная методика на сегодняшний день, бесспорно, является самым эффективным способом изучения иностранного языка и ориентирована именно на возможность общения. Коммуникативность проявляется в функциональности обучения. Функциональность предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности, на основе ее выполнения. Его основная цель— это научить свободно общаться на языке, адекватно вести себя в различных ситуациях общения. То есть главное в этом подходе— это взаимодействие во время общения и достижение коммуникативной цели.
Такой подход иногда противопоставляют так называемому традиционному обучению иностранным языкам, где акцент делается на изучении языка как системы слов и грамматических явлений. Такое противопоставление не совсем верно, так как коммуникативный подход не исключает ни отработку новой лексики, ни изучение грамматики. Но они не являются целью обучения, а рассматриваются просто как промежуточное звено, ведущее к общению на языке. Получается, что мы изучаем какое-либо языковое явление не просто для того, чтобы его знать, а для того, чтобы уметь применить его в речи. Основная цель обучения— это не дать учащимся определенный набор знаний о языке, а научить их использовать язык для общения.
В процессе работы передо мной встала проблема выбора технологии обучения, которая бы позволила создать условия развития коммуникативной компетенции учащихся и обеспечила активацию процесса моего профессионального роста.
Изучение теоретических положений современных педагогических технологий позволило выдвинуть гипотезу: если применять технологию коммуникативного обучения в системе, то это приведет к высокому уровню сформированности коммуникативной компетенции учащихся.
Эта технология предоставит каждому ребенку возможности для изучения иностранного языка, который максимально соответствует его индивидуальным интересам и склонностям, способностям и возможностям. А учитель в рамках применения этой технологии при подготовке и проведении уроков может совершенствовать свое методическое мастерство.
Технология коммуникативного обучения, которая является сущностью всех интенсивных методов обучения иностранному языку, реализуется в рамках следующих подходов:
I.Деятельностный подход. Коммуникативное обучение иностранным языкам носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.
Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам на уроках осуществляется через «деятельностные задания». Эти задания строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. И в зависимости от этого они делятся на: коммуникативные игры, коммуникативные имитации, свободное общение. Деятельностные задания позволяют создать условия для речемыслительного творчества учащихся. Они нередко выполняются в условиях повышенной речевой и физической активности, оживления учащихся, поэтому здесь повышается важность методической организации процесса обучения.
Коммуникативная игра «Develop the story» (продолжить историю).
Такие игры я часто использую во внеурочной деятельности и в условиях дополнительного образования. Учащиеся получают информацию о месте и времени предполагаемой истории, от первого лица озвучивают дальнейшие события, сопровождая их конкретными действиями.
Я тщательно продумываю организацию коммуникативно-познавательной деятельности в виде строго определенной обучающей процедуры. Основные свойства деятельностных заданий:
Такой подход иногда противопоставляют так называемому традиционному обучению иностранным языкам, где акцент делается на изучении языка как системы слов и грамматических явлений. Такое противопоставление не совсем верно, так как коммуникативный подход не исключает ни отработку новой лексики, ни изучение грамматики. Но они не являются целью обучения, а рассматриваются просто как промежуточное звено, ведущее к общению на языке. Получается, что мы изучаем какое-либо языковое явление не просто для того, чтобы его знать, а для того, чтобы уметь применить его в речи. Основная цель обучения— это не дать учащимся определенный набор знаний о языке, а научить их использовать язык для общения.
В процессе работы передо мной встала проблема выбора технологии обучения, которая бы позволила создать условия развития коммуникативной компетенции учащихся и обеспечила активацию процесса моего профессионального роста.
Изучение теоретических положений современных педагогических технологий позволило выдвинуть гипотезу: если применять технологию коммуникативного обучения в системе, то это приведет к высокому уровню сформированности коммуникативной компетенции учащихся.
Эта технология предоставит каждому ребенку возможности для изучения иностранного языка, который максимально соответствует его индивидуальным интересам и склонностям, способностям и возможностям. А учитель в рамках применения этой технологии при подготовке и проведении уроков может совершенствовать свое методическое мастерство.
Технология коммуникативного обучения, которая является сущностью всех интенсивных методов обучения иностранному языку, реализуется в рамках следующих подходов:
I.Деятельностный подход. Коммуникативное обучение иностранным языкам носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.
Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам на уроках осуществляется через «деятельностные задания». Эти задания строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. И в зависимости от этого они делятся на: коммуникативные игры, коммуникативные имитации, свободное общение. Деятельностные задания позволяют создать условия для речемыслительного творчества учащихся. Они нередко выполняются в условиях повышенной речевой и физической активности, оживления учащихся, поэтому здесь повышается важность методической организации процесса обучения.
Коммуникативная игра «Develop the story» (продолжить историю).
Такие игры я часто использую во внеурочной деятельности и в условиях дополнительного образования. Учащиеся получают информацию о месте и времени предполагаемой истории, от первого лица озвучивают дальнейшие события, сопровождая их конкретными действиями.
Коммуникативные игры | Коммуникативе имитации | Свободное общение |
Игровой сюжет общения; | проблемная ситуация; | тема общения участников |
игровая задача общения; | Коммуникативная задача общения; | обсуждаемый вопрос; |
конкурирующие участники; | коммуникативные отношения; | межличностные отношения; |
правила игры; | условия общения; | свободный обмен; |
соревнование между участниками или командами; | борьба за мнение, решение, выбор поступка между участниками; | высказывание собственных точек зрения участниками; |
сотрудничество внутри команды; | речевое взаимодействие; | поддержание темы разговора; |
победитель соревнования; | разрешение проблемы. | исчерпание темы разговора. |
II. Гуманистический подход к обучению обеспечивает создание положительных условий для развития личности в деятельности: учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения; каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных; использование языкового материала подчиняется задаче индивидуального речевого замысла и соответствует речемыслительным возможностям говорящего. Таким образом, гуманистический подход предполагает, что взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.
III.Происходит формирование у школьников коммуникативной компетенции, которая включает в себя:
1) лингвистическую компетенцию (готовность использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности),
2) прагматическую компетенцию (готовность передавать коммуникативное содержание в ситуации общения),
3) когнитивную компетенцию (готовность к коммуникативно-мыслительной деятельности),
4) информативную компетенцию (владение содержательным предметом общения).
Планируя свой урок, я исхожу из основного методического принципа обучения иностранному языку – принципа коммуникативности, предполагающего такую организацию процесса обучения, при которой моделируются основные черты реального процесса коммуникации. В результате чего учащиеся овладевают необходимым минимумом речевых умений и навыков, то есть компетенций, чтобы пользоваться иностранным языком как средством общения. В рамках тематики и учебного материала, предусмотренных программой, старшеклассники легко вступают в процесс общения на английском языке с учениками младших классов, что положительно сказывается на мотивации младших и дает возможность оценить свои навыки старшим учащимся.
IV. Аутентичный подход подразумевает не только использование на уроке «взятого из жизни» учебного материала, но и создание методически целесообразных условий естественного общения. Для этого в учебных условиях обеспечивается «репетиция реального употребления языка»:
- задания речевого взаимодействия выполняются в парах или малых группах.
- проблемные речемыслительные задания основаны на: догадке, нахождении сходств и различий, ранжировании по порядку, открытии, интерпретации, умозаключении, суждении, исключении лишнего, причинно-следственном рассуждении и т.п.
Учащиеся составляют рассказ о себе, сознательно включая ложную информацию. Представляют его в классе вместе с рисунком, отражающим содержание текста, только правда. Во время прослушивания текста находят несоответствия.
- ролевое общение, которое реализуется в ролевой игре, позволяет формировать коммуникативные умения в специально отобранных «жизненных» ситуациях.
Задание. Контролируемая ролевая игра.
Участники получают необходимые реплики, выбирают себе роли. Особое внимание мы уделяем интонации и соответствию действий и реплик, учащимся необходимо четко понимать ситуацию в целом и свою роль в ней.
Свободная ролевая игра.
Учащиеся получают общее содержание сюжета и описание своих ролей. Особое внимание уделяю ситуации в которой оказались персонажи и её дальнейшему развитию.
Творческое ролевое общение требует развитых социальных умений, поэтому в уроки я часто включаю упражнения на развитие навыков общения:
1.Conflict - школьники учатся правильно реагировать на «эмоциональную фразу» партнера.
2. Strip-story- каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе».
3. Smile - учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами.
4.Contracts - участники подходят друг к другу и начинают беседу на определенную тему. 5. Agreement - учащиеся внимательно слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним.
6. Presentation - участники учат обращаться к аудитории, отвечают на вопросы по теме.
7. Gratitude - работая в парах, учащиеся выражают друг другу благодарность за оказанную ранее услугу, помощь, поддержку.
Спонтанное общение на уроке возникает, когда учебная ситуация переходит в естественную.
V.Рефлексивный подход предполагает самоанализ учащимися своей деятельности и ее результатов. В зависимости от целей урока, содержания учебного материала, методов обучения, особенностей учащихся мной используются разные виды рефлексии: рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия содержания учебного материала, рефлексия деятельности.
Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния | |
«Дерево творчества» Закончи предложение Лесенка «Моё состояние» Оценка успешности Рефлексивные карточки |
Рисуем настроение Свободный микрофон Скажи друг другу доброе слово Прием «Букет настроения» «Смайлики» |
Приемы рефлексии содержания учебного материала | |
«Незаконченное предложение». «Выбор афоризма или пословицы». «Лист обратной связи». |
«Я не знал – теперь я знаю» . «Лесенка затруднений». «Шпаргалка». |
Применение коммуникативных способов обучения: стимулирует перенос накопленных знаний обучающихся в коммуникативные ситуации на изучаемом иностранном языке; дает возможность учащимся свободно излагать мысли на иностранном языке; способствует расширению и обогащению активного и активизации пассивного словаря учеников; обеспечивает умение рефлексировать и демонстрировать высокий уровень креативности.
Все это приводит к стабильным и высоким результатам успеваемости и повышает уровень мотивации учеников.
Мы рассматриваем мотивацию как основную движущую силу в изучении иностранного языка, следует отметить, что мотивы относятся к субъективному миру человека, которые определяются его внутренними побуждениями. Следовательно, человек сможет выучить иностранный язык, если только сам почувствует необходимость в этом, то есть, будет замотивирован.
Так, по моим наблюдениям за последние 2 года у учащихся в несколько раз вырос интерес к участию в онлайн олимпиадах. Если раньше только 30% учеников приступали к выполнению заданий, то сейчас 90% не только приступают, но и успешно справляются с поставленной задачей.
Примером повышения внутренней мотивации учеников может служить заинтересованность в участии в концертах на английском языке. Представить себя, продемонстрировать свои умения и таланты с каждым годом хочет всё большее количество учащихся.
Мною было проведено анкетирование среди учащихся старших классов (20 уч.), которые в свободной форме отвечали на вопрос « Я изучаю английский язык, потому что……». Проиллюстрирую полученные результаты фрагментами ответов студентов: «Иностранный язык мне необходим, если я хочу добиться успеха в будущей профессии», «Иностранный язык поможет мне свободно общаться с иностранцами», «Изучать иностранный язык просто интересно», «надеюсь, что иностранный язык пригодится в будущем». Результаты анкетирования позволяют сделать выводы об уровне сформированности образовательной мотивации и основных мотивах изучения английского языка у учащихся.
Кроме того, ребята все чаще интересуются и с удовольствием присоединяются к экскурсиям и поездкам, связанные с культурой изучаемого языка.
Основными мотивирующими факторами при изучении иностранного языка выступают желание овладеть коммуникативными компетенциями и мотив самосовершенствования, стремление к личному первенству и престижу.