Формирующее оценивание на уроках английского языка
Зарипова Наталья Салимзяновна,
преподаватель английского языка СПб СВУ
преподаватель английского языка СПб СВУ
Федеральные государственные стандарты формулируют требования к предметным результатам обучения, но формирование метапредметных результатов пока недостаточно разработано методологически в теоретическом и практическом смыслах. Более того, не достигнута определенность в соотношении метапредметных результатов и универсальных учебных действий. Также в настоящее время не существует однозначно выраженных требований к оцениванию метапредметных результатов, которые невозможно оценить при помощи привычных для учителей и учеников традиционных методов. Поэтому актуальными становятся альтернативные способы оценки метапредметных результатов в рамках образовательной программы. Например, формирующее оценивание, которое приобрело большое значение в учебном процессе формирования как предметных, так и метапредметных знаний и навыков. Технология формирующего оценивания появилась и стала широко применяться в европейских и северо-американских странах в середине XX века. В формирующем оценивании стали применяться следующие методы и приемы – балльно-рейтинговая система оценки и портфолио учебных достижений, анкетирование и экспресс-опросы, сигнальные карточки и интеллект-карты, креативные методы оценивания (например, дерево предсказаний или шесть шляп мышления), интерактивные методы оценивания (игровые сервисы). В целом, в рамках образовательного процесса могут использоваться такие инструменты как цифровое тестирование, самооценивание и взаимоконтроль, проектирование индивидуального образовательного маршрута и смешанные формы оценивания. Формирующее оценивание имеет индивидуальную направленность на конкретного ученика и на выявление пробелов в освоении им элементов содержания образования для того, чтобы он имел возможность своевременно и эффективно их восполнить. Формирующее оценивание также направлено на развитие само- и взаимооценки учащихся. Однако, формирующее оценивание также помогает учителю оценить результаты собственной деятельности посредством наблюдения за образовательными результатами его учеников. Оценивание представляет собой неотъемлемую часть образовательного процесса и призвано способствовать развитию учащегося – оценить результат, определить проблемы и наметить следующие шаги к достижению. В рамках данного вида оценивания определяются потребности учащихся, поощряются самостоятельность и сотрудничество, отслеживается успеваемость учеников, проверяется и демонстрируется понимание ими урока и темы для оказания им необходимой помощи и коррекции. Формирующее оценивание успешно решает проблемы, которые присущи традиционной отметочной системе – неэффективность для повышения мотивации при обучении, опасность упускать из внимания личный рост и самосовершенствование учащихся, негативное влияние оценки на образовательный процесс в целом.
Технология формирующего оценивания предполагает использование разнообразных методов и приемов обучения. Как показывает практика, наиболее популярными и эффективными являются игровые приемы. Одним из самых простых вариантов внедрения этой технологии в структуру занятия является использование на уроках английского языка викторины, например «Своя игра», с использованием мультимедийной презентации. Такой прием может использоваться для повторения пройденного материала в рамках соответствующей темы или соответствующего модуля учебника при модульном обучении. Так, на одном из уроков в 5 классе учащиеся повторяли лексико-грамматический материал по темам «Супергерои», «Страны и национальности», «Школа». При этом, в последнюю категорию были включены вопросы и об истории родной школы. Далее, онлайн платформы содержат разнообразные варианты такой викторины. Например, платформа www.jeopardylabs.com предлагает возможность создания подобных викторин онлайн, в том числе для групповой или парной работы. Более того, викторины, созданные с помощью этого сервиса, имеют опцию автоматического подсчета количества баллов как за правильные, так и неправильные ответы, что позволяет увидеть результаты немедленно. Викторина на тему «Holidays in Russia and English speaking countries», проведенная в 5 классе, объединила страноведческий материал по англоязычным странам и по истории родной страны. Кроме предметных знаний, при этом учащиеся имели возможность проверить и оценить свои знания по истории и культуре России и стран изучаемого языка. Такие викторины не только расширяют лингвистические и страноведческие знания учащихся, но и развивают их познавательные универсальные учебные действия, позволяя усваивать новую информацию в увлекательной и интересной форме. При этом развиваются личностные универсальные учебные действия, формируя навыки работы в команде и формируя уважение к своей стране и толерантность к другим культурам. Наконец, для работы в классе или для самостоятельной работы в качестве домашнего задания могут также использоваться викторины, сконструированные на платформе российского происхождения www.learnis.ru. Этот сервис предоставляет возможность конструирования небольших лексико-грамматических викторин в формате «Своя игра». Задания можно создавать в нескольких вариантах, то есть каждый раз при решении заданий викторины учащийся может работать с индивидуальным вариантом. Такая форма работы особенно эффективна при изучении наиболее трудных для понимания грамматических тем или сложного для изучения вокабуляра. Так, в 8 классе такая викторина была предложена учащимся по теме «Conditionals», при этом задания содержали примеры всех типов условных предложений. Решение заданий викторины вызвало энтузиазм и соревновательный дух у учащихся, превратив изучение непростой грамматической темы в увлекательный познавательный процесс.
В заключение, необходимо отметить, что в последнее время в условиях приобретающего все большую актуальность дистанционного обучения особенно важными становятся онлайн ресурсы, которые могут использоваться при работе в удаленном режиме. Благодаря этим возможностям, уже известные игровые приемы обучения получают новый формат, который оказывает положительное влияние в рамках формирующего оценивания на весь процесс обучения в целом.
Рис.1: Использование платформы www.jeopardylabs.com для конструирования игры
Рис.2: Использование платформы www.learnis.ru для конструирования игры
Технология формирующего оценивания предполагает использование разнообразных методов и приемов обучения. Как показывает практика, наиболее популярными и эффективными являются игровые приемы. Одним из самых простых вариантов внедрения этой технологии в структуру занятия является использование на уроках английского языка викторины, например «Своя игра», с использованием мультимедийной презентации. Такой прием может использоваться для повторения пройденного материала в рамках соответствующей темы или соответствующего модуля учебника при модульном обучении. Так, на одном из уроков в 5 классе учащиеся повторяли лексико-грамматический материал по темам «Супергерои», «Страны и национальности», «Школа». При этом, в последнюю категорию были включены вопросы и об истории родной школы. Далее, онлайн платформы содержат разнообразные варианты такой викторины. Например, платформа www.jeopardylabs.com предлагает возможность создания подобных викторин онлайн, в том числе для групповой или парной работы. Более того, викторины, созданные с помощью этого сервиса, имеют опцию автоматического подсчета количества баллов как за правильные, так и неправильные ответы, что позволяет увидеть результаты немедленно. Викторина на тему «Holidays in Russia and English speaking countries», проведенная в 5 классе, объединила страноведческий материал по англоязычным странам и по истории родной страны. Кроме предметных знаний, при этом учащиеся имели возможность проверить и оценить свои знания по истории и культуре России и стран изучаемого языка. Такие викторины не только расширяют лингвистические и страноведческие знания учащихся, но и развивают их познавательные универсальные учебные действия, позволяя усваивать новую информацию в увлекательной и интересной форме. При этом развиваются личностные универсальные учебные действия, формируя навыки работы в команде и формируя уважение к своей стране и толерантность к другим культурам. Наконец, для работы в классе или для самостоятельной работы в качестве домашнего задания могут также использоваться викторины, сконструированные на платформе российского происхождения www.learnis.ru. Этот сервис предоставляет возможность конструирования небольших лексико-грамматических викторин в формате «Своя игра». Задания можно создавать в нескольких вариантах, то есть каждый раз при решении заданий викторины учащийся может работать с индивидуальным вариантом. Такая форма работы особенно эффективна при изучении наиболее трудных для понимания грамматических тем или сложного для изучения вокабуляра. Так, в 8 классе такая викторина была предложена учащимся по теме «Conditionals», при этом задания содержали примеры всех типов условных предложений. Решение заданий викторины вызвало энтузиазм и соревновательный дух у учащихся, превратив изучение непростой грамматической темы в увлекательный познавательный процесс.
В заключение, необходимо отметить, что в последнее время в условиях приобретающего все большую актуальность дистанционного обучения особенно важными становятся онлайн ресурсы, которые могут использоваться при работе в удаленном режиме. Благодаря этим возможностям, уже известные игровые приемы обучения получают новый формат, который оказывает положительное влияние в рамках формирующего оценивания на весь процесс обучения в целом.
Рис.1: Использование платформы www.jeopardylabs.com для конструирования игры
Рис.2: Использование платформы www.learnis.ru для конструирования игры