Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирующее оценивание на уроках английского языка

Зарипова Наталья Салимзяновна,
преподаватель английского языка СПб СВУ
Федеральные государственные стандарты формулируют требования к предметным результатам обучения, но формирование метапредметных результатов пока недостаточно разработано методологически в теоретическом и практическом смыслах. Более того, не достигнута определенность в соотношении метапредметных результатов и универсальных учебных действий. Также в настоящее время не существует однозначно выраженных требований к оцениванию метапредметных результатов, которые невозможно оценить при помощи привычных для учителей и учеников традиционных методов. Поэтому актуальными становятся альтернативные способы оценки метапредметных результатов в рамках образовательной программы. Например, формирующее оценивание, которое приобрело большое значение в учебном процессе формирования как предметных, так и метапредметных знаний и навыков. Технология формирующего оценивания появилась и стала широко применяться в европейских и северо-американских странах в середине XX века. В формирующем оценивании стали применяться следующие методы и приемы – балльно-рейтинговая система оценки и портфолио учебных достижений, анкетирование и экспресс-опросы, сигнальные карточки и интеллект-карты, креативные методы оценивания (например, дерево предсказаний или шесть шляп мышления), интерактивные методы оценивания (игровые сервисы). В целом, в рамках образовательного процесса могут использоваться такие инструменты как цифровое тестирование, самооценивание и взаимоконтроль, проектирование индивидуального образовательного маршрута и смешанные формы оценивания. Формирующее оценивание имеет индивидуальную направленность на конкретного ученика и на выявление пробелов в освоении им элементов содержания образования для того, чтобы он имел возможность своевременно и эффективно их восполнить. Формирующее оценивание также направлено на развитие само- и взаимооценки учащихся. Однако, формирующее оценивание также помогает учителю оценить результаты собственной деятельности посредством наблюдения за образовательными результатами его учеников. Оценивание представляет собой неотъемлемую часть образовательного процесса и призвано способствовать развитию учащегося – оценить результат, определить проблемы и наметить следующие шаги к достижению. В рамках данного вида оценивания определяются потребности учащихся, поощряются самостоятельность и сотрудничество, отслеживается успеваемость учеников, проверяется и демонстрируется понимание ими урока и темы для оказания им необходимой помощи и коррекции. Формирующее оценивание успешно решает проблемы, которые присущи традиционной отметочной системе – неэффективность для повышения мотивации при обучении, опасность упускать из внимания личный рост и самосовершенствование учащихся, негативное влияние оценки на образовательный процесс в целом.
Технология формирующего оценивания предполагает использование разнообразных методов и приемов обучения. Как показывает практика, наиболее популярными и эффективными являются игровые приемы. Одним из самых простых вариантов внедрения этой технологии в структуру занятия является использование на уроках английского языка викторины, например «Своя игра», с использованием мультимедийной презентации. Такой прием может использоваться для повторения пройденного материала в рамках соответствующей темы или соответствующего модуля учебника при модульном обучении. Так, на одном из уроков в 5 классе учащиеся повторяли лексико-грамматический материал по темам «Супергерои», «Страны и национальности», «Школа». При этом, в последнюю категорию были включены вопросы и об истории родной школы. Далее, онлайн платформы содержат разнообразные варианты такой викторины. Например, платформа www.jeopardylabs.com предлагает возможность создания подобных викторин онлайн, в том числе для групповой или парной работы. Более того, викторины, созданные с помощью этого сервиса, имеют опцию автоматического подсчета количества баллов как за правильные, так и неправильные ответы, что позволяет увидеть результаты немедленно. Викторина на тему «Holidays in Russia and English speaking countries», проведенная в 5 классе, объединила страноведческий материал по англоязычным странам и по истории родной страны. Кроме предметных знаний, при этом учащиеся имели возможность проверить и оценить свои знания по истории и культуре России и стран изучаемого языка. Такие викторины не только расширяют лингвистические и страноведческие знания учащихся, но и развивают их познавательные универсальные учебные действия, позволяя усваивать новую информацию в увлекательной и интересной форме. При этом развиваются личностные универсальные учебные действия, формируя навыки работы в команде и формируя уважение к своей стране и толерантность к другим культурам. Наконец, для работы в классе или для самостоятельной работы в качестве домашнего задания могут также использоваться викторины, сконструированные на платформе российского происхождения www.learnis.ru. Этот сервис предоставляет возможность конструирования небольших лексико-грамматических викторин в формате «Своя игра». Задания можно создавать в нескольких вариантах, то есть каждый раз при решении заданий викторины учащийся может работать с индивидуальным вариантом. Такая форма работы особенно эффективна при изучении наиболее трудных для понимания грамматических тем или сложного для изучения вокабуляра. Так, в 8 классе такая викторина была предложена учащимся по теме «Conditionals», при этом задания содержали примеры всех типов условных предложений. Решение заданий викторины вызвало энтузиазм и соревновательный дух у учащихся, превратив изучение непростой грамматической темы в увлекательный познавательный процесс.
В заключение, необходимо отметить, что в последнее время в условиях приобретающего все большую актуальность дистанционного обучения особенно важными становятся онлайн ресурсы, которые могут использоваться при работе в удаленном режиме. Благодаря этим возможностям, уже известные игровые приемы обучения получают новый формат, который оказывает положительное влияние в рамках формирующего оценивания на весь процесс обучения в целом.
 
Рис.1: Использование платформы www.jeopardylabs.com для конструирования игры
Рис.2: Использование платформы www.learnis.ru для конструирования игры


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»