Применение интеллектуальных игр на уроках английского языка
Никитина Юлия Валерьевна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 504 Санкт-Петербурга
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 504 Санкт-Петербурга
Так как английский язык считается одним из самых трудных предметом школьной программы, проблема формирования мотивации и повышения интереса к урокам английского языка у обучающихся является довольно актуальной. К тому же в современном обществе необходимым условием социальной адаптации личности становится её умение ориентироваться в информационных потоках. Это предполагает необходимость систематизации и практического применения имеющихся у ребёнка «фоновых» знаний, а также развитием познавательного интереса и повышением общего культурного и интеллектуального уровня обучающегося.
Интеллектуальная игра – это вид игры, предполагающий комбинацию таких компонентов, как развлекательность, соревновательность (игровая деятельность) и интеллектуальный поиск с опорой на эрудицию, наблюдательность, способность к логическому и творческому мышлению (интеллектуальная деятельность). Интеллектуальной игре присущи свойства познавательной игры, цель которой - развитие когнитивных способностей в увлекательной игровой форме. Э.А. Кутас отмечает такую особенность формата интеллектуальной игры, как отсутствие зрелищности: «интеллектуальное движение не является интересным стороннему наблюдателю, поскольку оно не зрелищно, не обладает внешне заметной атрибутикой» [2]. Подобная «имплицитная» активность свойственна групповой интеллектуальной игре, в которой принимает участие несколько команд, одновременно вовлеченных в решение интеллектуальных задач.
Интеллектуальные игры на уроках английского языка направлены на решение нескольких задач.
Личностные: мотивирование обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, развитие навыков сотрудничества и ведения конструктивного диалога , формирование уважительного отношения к иному мнению, умению слушать и слышать других людей.
Предметные: расширение словарного запаса английских слов, приобретение знаний в областях: языкознания, страноведения , географии, истории, литературы, искусства.
Метапредметные: расширение кругозора, эрудиции учащихся, формирование устойчивого интереса к чтению, формирование навыка отстаивания своей точки зрения, аргументированию своих идей.
Так же, интеллектуальная игра на английском языке нацелена на ознакомление учащихся с материальными, ментальными и поведенческими реалиями культуры изучаемого языка.
На уроках при помощи интеллектуальных игр учащиеся:
Развивают логическое мышление («Что? Где? Когда?», брейн-ринг и «Своя игра», решение бланковых заданий «И –или-нет» , «Каждый охотник желает знать» и др.)
Изучают логический анализ текста и устной речи ( Анализ сказок (о чём умолчал автор, характеристика героев по их поступкам), исторических текстов; решение задачек Шерлока Холмса, игры на расследование преступлений (восстанови правду по показаниям свидетелей, детективные комиксы об инспекторе Варнике, настольная игра «Клуэдо»)
Развивают память(игры на запоминание: Муха, Мнеморина)
Развивают вербальное мышление (Упражнения: психологический портрет слова по его фонетическому анализу, смысл слова по его контексту или грамматическим признакам. Задания дать точное определение слова, игры «Пойми меня», «Контакт», «Элиас»)
Знакомятся с различными способами передачи значения слова ( игры «Крокодил», «Активити»)
О.Н. Артеменко и Л.И. Макадей подчеркивают важность интеллектуальных игр для развития и усовершенствования мыслительных операций. Авторы статьи также обсуждают проблему интеллектуальной раскованности, условия для формирования которой могут быть созданы через коллективный интеллектуальный тренинг, в ходе которого учащиеся получают возможность взаимообмена различными подходами к выполнению заданий, сопоставления особенностей своего мышления с мышлением других, выделения в мышлении других игроков принципиально новых подходов (способов, тактик, стратегий) в решении интеллектуальной задачи [1]. Участие в играх необходимо также для развития коммуникативных универсальных учебных действий, связанных с умением формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позициями партнёров при выработке общего решения.
Всё вышеперечисленное, несомненно, помогает расширить лексический запас учащихся и повысить коммуникативные навыки владения английским языком. А так же заинтересовать и повысить мотивацию к изучению английского языка.
Таким образом, интеллектуальная игра выступает как средство обучения иностранному языку, позволяя учащимся продемонстрировать языковые знания и речевые умения и навыки. Применение интеллектуальных игр на уроках английского языка дает возможность использования полученных на уроках знаний в решении конкретных задач. Игровой формат позволяет привить детям интерес к знаниям и мотивировать их на саморазвитие не только в изучении английского языка, но в разных предметных дисциплинах и метапредметных областях.
Список литературы
1. Артеменко О. Н., Макадей Л. И. Интеллектуальные игры как фактор развития практического мышления учащихся // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 5. — С.150—157.
2. Кутас Э. А. Интеллектуальные игры как одна из форм игровой деятельности молодежи // Роль личности в истории: реальность и проблемы изучения. — Минск: БГУ, 2011. — С. 143—147.