Особенности обучения школьников на дому.
Скепко Наталья Владимировна,
Учитель английского языка, ГБОУ школа №594
Статья посвящена особенностям обучения языку школьников, в силу обстоятельств вынужденных заниматься на отделении больных детей.
В 10-11-х классах обычной (стационар) школы – 3 урока иностранного языка в неделю, а на отделении больных детей – только один урок. Домашнее обучение применяется для детей, которые в силу болезни не могут посещать обычную школу. Наши ученики испытывают огромную потребность в общении. К сожалению, 45 минут в неделю недостаточно для достижения тех целей, которые обычно стоят перед учителем иностранного языка: научить выражать мысли в устной и письменной форме, понимать произнесенную в нормальном темпе речь на слух. Это обстоятельство требует применения индивидуального подхода. В зависимости от конкретных обстоятельств, приходится проводить адаптацию учебной программы, настраивая ее под ученика. Я, по собственной инициативе, ввела по 2 дополнительных урока в месяц дистанционного обучения.
Дистанционное обучение.
Для организации дистанционного обучения необходим компьютер, подключенный к сети Internetи какая-либо программа интерактивного общения. Для целей дистанционного обучения предлагается использовать skype. Это бесплатная программа обеспечивает 3 основных канала общения: вербальный, видео и chat.
Использование skypeпозволяет увеличить объем и интенсивность уроков для тех учеников, которые в этом заинтересованы.
Новизна предложенного подхода состоит в том, что предлагаемый метод основан на диалоге учителя и ученика. Это позволяет учителю контролировать реакцию ученика и корректировать ход урока в зависимости от степени готовности ученика.
Отметим также, что использование компьютера повышает интерес детей к уроку, вносит элемент новизны в атмосферу урока, позволяет ученикам проявить свои знания компьютерных технологий.
Цели дистанционного обучения (в дальнейшем – ДО):
1. Увеличение количества часов общения с учениками;
2. Улучшение качества обучения;
3. Контроль выполнения заданий в течение недели;
4. Подготовка к ЕГЭ;
5. Повторение пройденного материала.
Цели достигаются за счет:
• заинтересованности учеников в методике, использующей компьютер;
• раскрытия скрытых способностей учеников;
• различных проверок, например, перевод слов с вводом их на клавиатуре (что помогает задействовать слуховую, зрительную, механическую память).
• формирование модели партнерских отношений. Общение с учениками на «Вы», договоренности о сеансах связи по Skype, творческие задания.
• проверка заданий по аудированию
• проверка грамматических заданий, неподготовленного чтения
• обсуждение прочитанного
Недостатком метода является его ограниченная масштабируемость. В отличие от стандартных методик, которые позволяют неограниченно увеличивать число «слушателей», предлагаемая методика воспроизводит атмосферу обычного урока, с той разницей, что ученик и учитель находятся у себя дома.
Перспективы
Ограничения планируется преодолеть за счет:
1. использования записей уроков в формате мультимедиа и сохранения их на сайте учителя;
2. разработки методики подключения к компьютеру ученика в режиме удаленного доступа;
Методика домашнего обучения.
В старших классах обязательно, а в средних – по желанию, я ввожу домашнее чтение, чтение газеты (TheSt. PetersburgNews). Отношение учеников к домашним заданиям зависит от многих причин: психологического архетипа личности, воспитания, интереса к предмету обучения. Из всех перечисленных факторов наиболее доступным для воздействия учителя является интерес ученика к уроку, процессу и результатам обучения.
Важнейшим инструментов мотивации ученика является установление уважительных и доверительных отношений между учителем и учеником. Всех своих учеников я уважительно называю на Вы. Когда мне приходится упоминать их в третьем лице, я называю их студентами, что является омонимом английского наименования. Эти простые приемы часто позволяют повысить концентрацию внимания и вовлечь моих учащихся в самую увлекательную на свете игру: человеческое общение. Чтобы задействовать интеллектуальный потенциал моих учащихся, я учу их давать рецензию на прочитанные тексты. Исподволь снимаю психологические тормоза перед спонтанной речью, заставляя сосредоточиться на характеристиках главных героев. Стараюсь обсуждать с моими учениками положительные и отрицательные характеристики героев. Переношу обсуждение на самого ученика, его характер и отношения. Для облегчения процесса усвоения я стараюсь дать ученику ключевую лексику, подготовить иллюстративный материал. Когда ученик подготовлен и способен вести со мной обсуждение в рамках подготовленной темы и изученной им лексики, я усложняю задачу путем использования коротких вопросов (т.н. открытые вопросы) почему?, можете это доказать? и т.д.
Как было сказано выше 1 урок в неделю – это мало. Поэтому для учащихся, проявляющих заинтересованность, я предлагаю программу домашнего чтения. Особенность моих учащихся состоит в том, что они пока не могут выполнять значительные по объему работы. Поэтому я стараюсь давать задания, которые гарантированно можно сделать за 1-2 часа. На следующем занятии нужно обязательно проявить интерес к проделанной учеником работе, похвалить его за успехи, зафиксировать внимание на результатах и сформулировать цели, к которым следует стремиться.
Домашнее чтение способствует увеличению словарного запаса, при условии регулярного, еженедельного занятия. Поэтому я требую от учащихся заполнения словаря с новыми словами, а также записей о том, какой текст и когда они его читали. Им приходится затрачивать время на составление словаря, вместе с ними мы обращаемся к словарю и оцениваем проделанную работу, кроме того я всячески подчеркиваю пользу словаря, создавая положительную мотивацию ученика.
В отличие от компьютерных словарей, «мгновенно» выдающих все значения перевода, использование личного словаря позволяет задействовать моторную память (память руки), зрительную и слух. (Я требую произнесения вслух транскрипций всех слов в словаре.) Все это позволяет мне двигаться вместе с учеником в направлении его целей, постепенно перенося предмет урока в поле его личных достижений.
У меня были ученики, которые читали летом в каникулы. К началу учебного года они приходили с подготовленным словарем и со значительно увеличенным словарным запасом. Моя задача заключалась в проверке уже подготовленного домашнего чтения, положительной мотивации и совместной формулировке очередных целей.
Следует отметить, что дети на домашнем обучении, как правило, страдают от недостатка общения. Отчасти этот дефицит может быть реализован за счет общения с учителем. Важно быть искренним, заинтересованным старшим товарищем.
Вовлечение в процесс чтения может служить примером общения между учителем и ученикам. В силу того, что английский язык стал настолько востребованным в современной жизни, многие ученики, поверив своему учителю, начинают читать. Для организации проверки и подготовки к уроку книга обязательно должна быть и у учителя.
Переходя к чтению газет, следует учитывать желание учащегося. Объяснив, что в ВУЗе придется сдавать «тысячи» и, заручившись согласием ученика, следует предложить учащемуся попробовать прочесть и перевести газетную статью на интересующую его тему.
Выводы
Применение ДО на ОБД позволяет увеличить количество часов обучения, снизить потери учебного времени, повысить интерес учеников к процессу обучения за счет положительной мотивации, раскрытия латентного потенциала учеников.
Домашнее обучение требует от преподавателя применения индивидуального подхода к каждому ученику, учета уровня подготовленности учащегося, его интересов и склонностей, а также и состояния его здоровья. Хорошо, если , по возможности, на каждом уроке учащимся предлагается что-то интересное.
Важно проводить регулярные тесты по усвояемости предыдущего материала. Работая индивидуально с учащимися, очень важно выявить слабые и сильные стороны каждого. В зависимости от состояния здоровья выбрать методику преподавания адекватную каждому ученику.
Как и всякая инновация, применение ДО, индивидуальных программ связано с ломкой стереотипов, преодолением технических и организационных трудностей.