Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование Интернет-ресурсов учителями английского языка

 

Серебрякова Олеся Александровна,
учитель английского языка
школы №83 Санкт-Петербурга

 

Кто постигает новое, лелея старое,

 тот может быть учителем.

Конфуций                      

 

Так как обучение это целенаправленный и мотивированный процесс, а мотивация может быть познавательной, коммуникативной, игровой и.т.д., то каждый раз, планируя очередной урок, приходится задуматься - как же заинтересовать учащихся допустим такой "трудной" и "скучной" грамматикой? Как включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных способностей?
Возможно, одним из вариантов решения этой проблемы является использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка.

В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность интеграции Интернета в процесс обучения иностранному языку. Главным предметом обсуждений при этом становится не вопрос для чего, а как применять современные компьютерные технологии в процессе обучения. Использование Интернета в значительной степени расширило бы спектр реальных коммуникативных ситуаций, повысило бы мотивацию учащихся, позволило бы применять полученные знания, сформированные навыки, речевые умения для решения реальных коммуникативных задач.

Проблема использования Интернет в процессе обучения английскому языку начала обсуждаться за рубежом еще в начале 90х годов прошлого века. В России первые публикации подобного рода начинают появляться с 2000 года, авторы которых обосновывают значимость Интернета в процессе обучения и освещают зарубежный опыт. Интерес к данной проблеме существенно возрастает с 2001 года и не угасает по настоящее время, когда на страницах специализированных журналов и газет, Интернет сайтов появляется большое количество статей по теме использования Интернета на уроках английского языка и во внеклассной работе. Большинство авторов статей предлагают интегрировать Интернет в учебный процесс, сохраняя традиционные средства обучения. По мнению Л. А. Подопригоровой «использование Интернета на занятии не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объеме он должен использоваться». Отвечая на вопрос «для чего следует использовать Интернет на уроках английского языка» ученые-методисты и учителя-практики отмечают, что Интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач:

· формировать устойчивую мотивацию,

· активизировать мыслительные способности учащихся,

· привлекать к работе пассивных учеников,

· делать занятия более наглядными,

· обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами,

· приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами,

· обеспечивать моментальную обратную связь,

· повышать интенсивность учебного процесса,

· обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур,

· формировать умения и навыки эффективного чтения, письма и аудирования, монологической и диалогической речи,

· расширять словарный запас,

· воспитывать терпимость, восприимчивость к духовному и познавательному опыту других народов,

· реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к обучению,

Не менее важным является вопрос о формах работы с Интернет ресурсами на уроке. Коптюг Н. М. предлагает следующие формы работы с Интернет ресурсами:

1. Использование ресурсов Интернет при прохождении новой темы (подбирается дополнительный материал, учащимся объясняются цели и задачи, выдаются карточки с адресами, учащиеся должны просмотреть материал, рекомендовать или не рекомендовать его к использованию в классе);

2. Самостоятельная работа учащихся с Интернет ресурсами для подготовки докладов, сообщений (активное использование поисковых систем);

3. Участие в международных проектах (целесообразно подбирать темы проектов, которые вписываются в программу, имеют связь с событиями города, школы);

4. Переписка по электронной почте (подготовка к данному виду деятельности требует определенной технической подготовки, т. к. у каждого учащегося должен быть «почтовый ящик». Можно создавать учетные записи на англоязычных сайтах);

5. Создание собственных сайтов (данная форма имеет успех за рубежом, но для российских школ является слишком сложной на данной этапе);

6. Общение учителя с коллегами, обмен опытом

О. Винярская дополняет данный список возможностями, связанными с дистанционным обучением через Интернет, а также с участием в различных конкурсах, прохождение тестирований и участие в текстовых и голосовых чатах.

Хотя количество публикаций, посвященных использованию Интернет — ресурсов в практике преподавания, достаточно велико, следует отметить, что все они носят общий характер и не содержат конкретных разработок (сценариев) уроков, методических рекомендаций, которые так необходимы в практике преподавания.

Данная проблема послужила стимулом к обобщению сайтов по использованию интернет-сайтов учителями английского языка для расширения возможностей применения наглядных материалов при проведении уроков. Данная статья поможет учителям сориентироваться в выборе материалов Интернет ресурсов, органично вписывающихся в его учебную программу и представляющих собой дополнительный источник развития именно тех умений учащихся, для которых материал УМК недостаточен.

При отборе сайтов для использования на уроках английского следует руководствоваться следующими критериями:

· аутентичность языка: сами сайты могут быть как аутентичными, так и учебными;

· соответствие тематике, заданной стандартом;

·допустимые стили используемых текстов: публицистический, прагматический, художественный, популярно-научный, разговорный; отсутствие чрезмерно экспрессивной и ненормативной лексики;

· современность материала, его достоверность.

На уроках английского языка можно использовать следующие ресурсы:

Начальный этап: (1-4 классы):

http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/

Средний этап: (5-9 классы):

http://www.britishcouncil.org/learning-english-gateway

http://learnenglish.britishcouncil.org/en/

http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/index.shtml

http://www.roaldahl.com./

http://www.pauljennings.com.au/

http://www.hamptonschool.org.uk/

Старший этап: (10-11 классы):

http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/index.shtml

http://www.roaldahl.com./

http://www.biography.com/

http://www.history.com/

Бесспорно, Интернет представляет собой мощнейший источник аутентичных текстов и других материалов, дающих учащимся не только возможность улучшить свои языковые навыки и речевые умения. Также данный ресурс повышает их уверенность в использовании языка как средства получения и обработки информации и общения, т. к. при успешной организации работы с подобным источником учащиеся осознают сложность выполненной ими задачи.

Одна из задач общеобразовательной школы – воспитание подрастающего поколения, владеющего социокультурными компетенциями и отвечающего по своему уровню развития условиям информационного общества. Для этого учащимся необходимо владеть иностранным языком на достаточно высоком уровне, осваивать способы работы с информационными потоками, искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную формы, работать с различными типами информации, составлять документы, вести делопроизводство.

В современной школе при возросшем потоке информации и высоком уровне требований, предъявляемым к учащимся, детям порой сложно воспринимать учебный материал, поэтому применение ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности помогают, на наш взгляд, привнести интерес в изучение различных предметов, в том числе и английского языка. За последние несколько лет в обществе значительно возросла роль английского языка, особенно, как средства международного общения. Он уже признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров поставило использование английского языка в  особое положение по сравнению с остальными языками. Обучение иностранным языкам - процесс весьма специфичный. При целевой установке - добиться практического овладения иностранным (в нашем случае - английским) языком - главное  заключается в формировании и дальнейшем развитии умений и навыков пользоваться английским языком как средством общения. В связи с возрастающими требованиями общества к обучению английского и других иностранных языков появилась острая необходимость поиска более эффективных путей повышения качества обучения. Для успешного обучения педагогу важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те исходные положения или принципы, которыми нужно руководствоваться. Умелая реализация принципов в процессе обучения служит важной предпосылкой его дидактической эффективности.

Одним из наиболее важных из них является принцип наглядности обучения. И слуховая, и зрительная наглядность одинаково важны для более успешного процесса обучения. И если они будут использоваться во взаимосвязи друг с другом, то реализация принципа наглядности будет осуществляться наиболее полно. Педагогический принцип наглядности обучения требует постоянного совершенствования средств обучения, использования наглядных пособий, соответствующих современному уровню развития науки и техники. Повышение качества преподавания тесно связано с коренным совершенствованием его методики, что, в свою очередь, зависит от применения учителем широкого комплекса наглядных пособий.

К изобразительным средствам наглядности относят и технические средства - учебные видеофильмы, аудиозаписи, радио и телепередачи. Эти наглядные средства называют аудиовизуальными, позволяющими использовать в учебном процессе звук и изображение. Использование некоторых Интернет-ресурсов позволяет охватить весь спектр перечисленных технических средств наглядности. Учитель может использовать специальные сайты для учителей, включая разработки и материалы этих сайтов, скачивать аудио-файлы и видео-файлы с необходимым материалом по истории, географии и страноведению.  Наглядные пособия используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала. Степень использования наглядности и характер ее различны на разных ступенях обучения. Наиболее полно используется она на начальных этапах, где довольно широко применяется индуктивный путь приобретения знаний. На средних и продвинутых этапах обучения наглядность сочетается с теоретическими положениями, которые излагаются преподавателем или формулируются в учебнике и играют роль  исходного начала в обучении. Стоит отметить, что аудитивных материалов (кассеты, диски) не всегда достаточно для использования на каждом уроке, а также, зачастую материалы обновляются редко. Именно поэтому использование Интернет-материалов учителями, на наш взгляд, является необходимым, и не только разнообразит занятия, делает их увлекательными для учащихся, но и позволяет учителю преподавать современный английский язык.

Как уже говорилось выше, в процессе обучения английскому языку важное место занимают навыки и умения восприятия и понимания англоязычной речи на слух, которые требуют от учителя и учащихся значительных усилий и временных затрат. Неоценимую помощь преподавателю в организации работы на уроке может оказать учебное кино, видеопособия, а также видеоматериалы Интернет-сайтов, которые можно демонстрировать в режиме онлайн. Эмоциональное воздействие на учащихся является бесспорным достоинством видеофильмов. Необходимо, чтобы внимание учащихся было направлено на формирование личностного отношения к увиденному. Успешное же достижение такой цели возможно лишь, во-первых, при систематическом показе видеофильмов, а во-вторых, при методически организованной их демонстрации. Использование видеофильмов помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра на занятии создается атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, а его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания.

Таким образом, достоинства аудитивных и аудиовизуальных материалов очевидны. Их активное внедрение посредством современных технологий, таких как Интернет, в учебный процесс открывает широкие возможности для повышения качества обучения. В заключение, хочется отметить, что использование новейших технологий на уроке намного облегчает работу учителя. Использование Интернет-ресурсов помогает привить интерес к языку и проверить свои знания непосредственно на практике.

Школа должна идти в ногу со временем, и Интернет в наши дни уже начал  органично вписываться в учебный процесс.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1) Коптюг Н. М. Три подхода к работе в Интернет // Интернет-журнал "Эйдос". – 1999

2) Винярская О.А. «Internert English» /Использование Интернета в обучении иностранным языкам /

3) Л.А.Подопригорова // Иностранные языки в школе.-2003.-№5.-С.25-31.

4) Кызыкеева А.Б. /Реализация принципа наглядности при обучении иностранному языку./ Вестник КАСУ №2 - 2005

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»