Дифференцированный подход в обучении английскому языку
Тодорова Виолетта Эдуардовна
Ни для кого не секрет, что в настоящее время школьное образование ориентировано на развитие личности учащихся. Все учащиеся обладают разными способностями и возможностями, поэтому учитель не может требовать от всех учащихся одинаковых успехов в обучении, целью изучения иностранного языка в школе в настоящее время становится развитие коммуникативного и познавательного потенциала учащихся. Эта цель подчеркивается во ФГОС второго поколения.Учащиеся одного класса различаются по многим параметрам: уровню обученности, потенциальной способности к обучению, способности к овладению языками, к общению на иностранном языке в группе, интеллектуальным способностям, опыту учения, мотивации к изучению иностранного языка. Каждый ученик отличается от других, поэтому каждому требуется индивидуальный подход. Это не означает, что для каждого ученика мы пишем отдельную программу. Это означает, что дифференциация вводится параллельно и в дополнение к общеобразовательной программе [Бахрамова 2015: 11].
В практике, процесс обучения, в основном, ориентируется на средний уровень обученности и способностей, поэтому не каждый школьник может реализовать свои потенциальные возможности. Одни учащиеся не справляются с требованиями, другим скучно на уроке. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями ученика, которые могут быть и выше среднего уровня, и ниже среднего уровня. Но научить нам нужно всех.
Одной из главных культурно – гуманистических функций образования выступает общая направленность на гармоническое развитие личности. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.
Гармоничного развития помогает достичь личностно-ориентированный подход.
Личностно-ориентированное образование в рамках обучения иностранным языкам позволяет ставить и решать множественные цели. Каждый ученик при соблюдении ряда условий формирует собственные идеи, представления; овладевает новыми способами и стратегиями действий в различных видах деятельности, решая реальные проблемы; определяется в собственной позиции, отношениях, ценностях, составляющих направленность личности [Шех 2011: 84].
Разделяют два вида дифференциации, внешнюю и внутреннюю. Внутренняя дифференциация – это организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке. При внешней дифференциации учащихся разделяют в группы по определенным признакам.
Деление на группы должно быть условным, они не должны быть постоянными, их состав может меняться в зависимости от рода и вида заданий. Например, кто-то делает успехи в говорении, но сталкивается со сложностями в аудировании. Также в одной группе можно объединять сильных и слабых, в таком случае сильные будут оказывать поддержку ученикам, испытывающим трудности.
В практике моей работы я отталкиваюсь от следующих различий между учащимися:
- уровень сформированности языковых и речевых навыков;
- мотивация к изучению английского языка;
- уровень общих способностей.
Эффективнее всего, на мой взгляд, преимущество дифференцированного подхода заметно при формировании лексико-грамматических навыков.
Например, если для объяснения новых слов используются лексические упражнения типа: сгруппировать слова по указанному признаку, найти в тексте слова, относящиеся к одной теме и так далее, то для их выполнения следует привлекать менее подготовленных учащихся. На дом дается задание выписать и выучить новые слова. Для учащихся с высоким уровнем мотивации, кроме этого задания, должны придумать предложения с этими словами. Отрабатывая новые лексические единицы так же можно сделать задания по трем уровням. Так 1 задание будет подставить недостающие буквы, второе задание это перевод слов с русского на английский и третье задание это составить предложение с данными лексическими единицами.
Взять, к примеру, тренировку времени Present Simple. Необходимо подготовить задания трёх степеней сложности, в зависимости от уровня овладения уч-ся структурами в Present Simple.
1 задание предназначено для учащихся с высокой степенью подготовленности.
Им предлагается описать картинку, на которой представлено несколько действующих лиц. Ученик показывает картинку классу и описывает её.
Другие исправляют ошибки и неточности. В качестве опоры можно дать глаголы в инфинитиве.
2 задание для менее подготовленных учащихся, которые получают задание посмотреть на картинку и ответить на вопросы.
3 задание предлагается учащимся с низким уровнем обученности. Они получают карточки с глаголами в Present Simple, чтобы перевести.
Такого типа задания можно использовать при отработке многих других грамматических явлений.
Стоит отменить, что возможностей использовать дифференцированный подход огромное количество. Выше я назвала лишь некоторые из вариантов.
Важным условием разноуровневого обучения является работа с учащимися на договорных началах, предусматривающая совместное согласование следующих позиций: добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже госстандарта); полное усвоение базового компонента содержания обучения гарантировано всем при условии соблюдения правил коммуникаций и общения, и если все будут помогать друг другу; главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки; возможна добровольная дифференцированная посадка учащихся класса по уровням, например, в одном ряду - минимальный, в другом - базовый, в третьем - вариативный (включающий учащихся, работающих на творческом уровне и отдельно группу выравнивания, зона ближайшего развития представителей которой в силу самых различных причин не позволяет на данном уроке работать со всеми над одним содержанием - пропуски, болезни, слабая мотивация и т.п.); приступая к изучению новой темы, учащиеся знакомятся с таксономией целей и итоговым эталоном полного усвоения; текущий контроль за усвоением учебного материала.
Оптимальным я вижу деление на три группы. Мне кажется, прочитав обобщенное описание выделенных, мной групп многие поймут, что оно применимо и к их классу\группе.
1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.
2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.
3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.
Исследования показывают, что все типы индивидуализированных упражнений используются при обучении, как языковому материалу, так и различным видам речевой деятельности.
Эффективность предложенных упражнений и форм обучения подтверждаются на практике. Таким образом, технология разноуровневого обучения предлагают разные по трудности и сложности задания, применение которых делает индивидуальный и дифференцированный подходы при обучении школьников английскому языку более результативным.