Способы повышения мотивации при изучении
английского языка у трудных подростков
Семенова Ирина Геннадьевна
Все больше и больше учителей сталкивается с проблемами дисциплинарного характера на своих уроках. Уроки английского языка не исключение, несмотря на то, что при изучении языка класс делится как минимум на 2 группы.Среди учащихся наблюдается усиление демонстративного и вызывающего по отношению к взрослым поведения. В крайних формах могут даже проявляться жестокость и агрессивность. При работе с такими детьми важно использовать воспитательное пространство образовательного учреждения, в котором учится ребенок, так как именно с этим коллективом ему приходится постоянно взаимодействовать. Учителям-предметникам необходимо введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Важным элементом работы с такими учащимися, по моему мнению, является налаживание доверительных отношений между учителем и учащимся.
Наличие подростка, склонного к нестандартному/вызывающему/неподобающему поведению, в подгруппе на уроках английского языка накладывает особую психологическую нагрузку, как на учителя, так и на учащихся, занимающихся в этой же подгруппе. Эмоциональные неустойчивые состояния таких ребят сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, полным равнодушием к предмету и подчеркнуто недоброжелательным отношением к учителю.
У таких подростков имеются проблемы в обучении. Причинами этому могут быть как педагогическая запущенность со стороны родителей и учителей в школах, где они учились раньше, пропуски занятий по уважительной причине и без нее, так и особенности умственного развития.
Основной задачей учителя в такой подгруппе становится:
- дать возможность каждому подростку осознать свои силы;
- научить работать без оглядки на других членов подгруппы;
- развить позитивную самооценку;
- пробудить интерес к познанию через уроки английского языка.
Проведение минуток эмоциональной разрядки, путем, например, рассказа коротких смешных или интересных зарисовок по существу излагаемого материала, или “минутки покоя” с использованием музыки и показа презентаций с видами природы, исторических мест, животных и т.п. способствует достижению целей, поставленных перед уроком.
Часто в процесс обучения включаю просьбы объяснить учителю, а заодно и своим одноклассникам какой-либо материал, который учащийся наверняка знает лучше других, а остальным предлагаю добавить что-то, если есть в этом необходимость. Разумеется, просьба должна быть посильной, форма обращения к ученику – этически грамотная. Такой прием позволяет ученику хотя бы на время встать на место учителя и почувствовать на себе как важно, чтобы тебя слушали и слышали. Обязательно ввожу проверку усвоенного за урок материала сразу же в конце урока и ставлю оценки. Проверку иногда проводят сами учащиеся, причем их оценки всегда ниже моих.
Введение физкультминуток или зарядки для глаз первое время вызывает у этих достаточно взрослых ребят смешки и прямое игнорирование моих предложений, но постепенно урок за уроком все большее количество ребят присоединяется к моим упражнениям. Я разрешаю во время выполнения самостоятельных работ включать музыку при условии, что все согласны, чтобы звучала именно эта музыка, и я - в том числе.
Корректируя негативные поведенческие проявления на любом уроке, мы должны пытаться развить у ребят позитивный собственный образ и позитивный образ учителя, который хочет научить, помочь, поддержать и понять. Для того, чтобы подросток умел делать выбор, его следует обучать не только предмету, но и умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами, надо показывать постоянно, что можно и нужно неагрессивными способами реагировать на критику, на давление со стороны других людей, уметь противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.