Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Яркий многогранник проектной деятельности

 

Дюкова Наталия Борисовна,

 

заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

 

учитель английского языка ГБОУ СОШ №16 г. Санкт-Петербург

 

К настоящему моменту о проектной деятельности сказано и написано довольно много. Перечислены этапы, из которых она состоит; описаны задачи, решаемые с ее помощью в образовательном процессе; обрисованы результаты, к которым приходят участники проектов.

Совсем недавно в литературе мне встретилась такая фраза: «Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач» [1]. Какие же педагогические задачи сумею решить я? Насколько окажутся самостоятельными мои ученики? Эти вопросы не давали покоя.

Прошлой осенью я получила два девятых класса. Отношение к английскому языку было довольно вялым. Оно и понятно: новый учитель, предмет в число приоритетных в общеобразовательной школе не входит, экзамен по нему никто сдавать несобирался. Зачем же тратить силы и нервы? Поскольку ясобиралась и дальше работать с этими группами, я сделала попытку развеять их апатию и неожиданно для себя собрала команду из восьми человек для участия в квест-проекте «Васильевский остров. Осень. Зима. Весна». В нее вошли, в числе прочих, двое ребят, для которых русский язык не был родным.

Квест-проект был организован АППО совместно с ДЮЦ «Васильевский остров», Балтийским Фондом Природы, музеем почвоведения имени В.В.Докучаева и муниципальными образованиями. Работа в нем рассчитана на два года.

Первым заданием было создание портрета Осени из природных материалов. Мне показалось, что на этом участие наше в проекте и закончится – девятиклассники требуемых материалов, понятно, не запасли. Но их неожиданно выручили работавшие рядом запасливые малыши из начальной школы. Получилась целая серия забавных портретов. Когда же на уроках английского языка пришлось описывать человека, делая предположения о его внешности, характере и т.д., наша«галерея»очень пригодилась.

«Запрягали» мы, как и следовало ожидать, довольно долго. Для выполнения первого фотозадания (экскурсия по Васильевскому острову, в процессе которой необходимо было найти описанные памятники) пришлось применить основательную силу убеждения, однако родной остров стал чуть ближе. Составление этой экскурсии потребовало много сил и времени, но обеспечило нас богатым материалом на будущее. Теперь, когда у ребят сделаны и опробованы презентации на родном языке, им будет значительно проще сделать тоже самое по-английски.

Несмотря на современную доступность информации – от библиотеки до Интернета, учащиеся школы мало знают о самих себе, о своей истории, о родном городе. Как учитель иностранного языка, знаю, что старшеклассники легко расскажут о значении цветов и полос британского или американского флага, но ничего не могут сказать о своем флаге. Очень любят читать тексты о традициях и праздниках различных народов, но когда дело доходит до России, в лучшем случае описывают в сочинениях встречу Нового года. Вообще говоря, отсутствие традиций в семье и обществе приводит к потере связей между поколениями, к нарушению самоидентификации. В то же время Санкт-Петербург – сокровищница культуры под открытым небом. Так почему бы не начать с острова, на котором мы все живем?

В следующем задании проекта мы решили рассказать о Морском кадетском корпусе. Его ребята выбрали сами. Им показалось интересным связать историю России с именами выпускников корпуса. Каждый выбрал выпускника прошлых лет в соответствии со своими интересами. Среди них оказались Римский-Корсаков и Верещагин, Крузенштерн и Даль. В процессе изучения биографий своих «избранников» ребята узнали гораздо больше, чем смогли уместить в презентацию. Им просто не терпелось поведать друг другу про своих героев, ведь таким образом они стали для них гораздо ближе. Думаю, особенную гордость подростки испытывали именно потому, что могли рассказать о великих людях нашей родины именно тем ребятам, которые прибыли к нам издалека. Я уверена, что когда придет время рассказывать на уроках английского о выдающихся людях России, участникам проекта будет, из чего выбирать. Исторические личности стали как будто их личными знакомыми. А что, как не гордость за «своих» становится основой патриотизма?

Думаю, многим учителям-словесникам известно, что нынешним школьникам тяжело дается устная речь, как, впрочем, и письменная. Тому есть множество причин. Одна из них, по моему опыту, это отсутствие личной заинтересованности детей. Есть темы, которые вызывают трудности в силу того, что не входят в сферу их жизненных интересов. Это, например, экология и охрана окружающей среды. До недавнего времени и взрослым-то было не так-то просто говорить на эту тему, даже и на родном языке. Я говорю и о себе тоже. Однако после участия в квест-проекте проблем у меня,как у учителя английского языка, стало немного меньше.

Оказалось полной неожиданностью то, с какой готовностью и заинтересованностью некоторые ребята взялись за выполнение заданий по экологическому направлению. По осени мы считали уток на реке Смоленке, потом зимой фотографировали птиц и их следы, устраивали кормушки. К весне все, включая меня, вошли во вкус. Когда пришла пора наблюдать, как распускаются листья на деревьях в пришкольном саду, и следить за изменениями одного, выбранного нами,  равнодушных не осталось даже среди тех, кто в проекте и не участвовал. Многие признались, что впервые обратили внимание на то, какой большой у нас пришкольный участок, какое разнообразие растений представлено здесь. Теперь для них это не просто общественная территория, а в некотором роде «личное пространство».

В конце года предстояли экзамены. У меня возникла «разумная» мысль выйти из проекта и сосредоточить подростков на учебе. Но «muchwillhavemore» – аппетит приходит во время еды – девятиклассников было уже не остановить.

Конечно, стоит сказать и том, что публичные презентации выполненных заданий послужили источником бесценного личного опыта для каждого из участников проекта. Они же предоставили возможность ребятам ощутить себя командой, в которой «иностранные гости» стали своими. Когда обсуждали выступления других команд, научились слушать не только себя, с уважением относиться к конкурентам и оценивать их преимущества. Команд было очень много, и это сделало очевидным тот факт, что проблемы одинаковые у всех, все видят и понимают необходимость защиты природы и сохранения исторических памятников родного города – вне зависимости от возраста. Проектная деятельность повернулась к нам гранями толерантности и коммуникативных навыков.

Что же я приобрела сама от участия в проекте? Несмотря на наличие определенного педагогического опыта, я наконец-то по-настоящему научилась выделять главное, отсекать лишнее и следовать намеченному пути. Работая с детьми, я поняла, что в детском взгляде на жизнь главное – ВСЁ.

Еще я убедилась в том, что порой толерантности надо учиться у самих детей. На первой публичной презентации один из наших «иностранцев» повел себя несколько неадекватно, вызвав смех у слушателей и недоумение в жюри. Наша команда получила низкие баллы – ребята были недовольны. Я ожидала, что они выгонят виновника из команды. Однако этого не только не произошло, но при выполнении следующих заданий остальные участники относились к нему с особым вниманием, помогали подготовить и выучить текст.

В итоге вся наша работа убедила меня в том, что в традиционном обучении подростков задача сформировать знания, умения и навыки не соответствует задачам развития самого подростка. Эта задача оправдывается подготовкой к некоторой будущей жизни, до которой самому подростку, строго говоря, нет дела. Если же обучение происходит в форме проектной деятельности, то ситуация кардинально меняется. Это тот случай, когда действительно важно не только стать взрослым, но и повзрослеть [1].

 

Использованная литература:

1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»