Современные методы преподавания грамматики английского языка
Квасова Устинья Анатольевна,
учитель английского языка
ГБОУ № 276 Санкт-Петербурга
учитель английского языка
ГБОУ № 276 Санкт-Петербурга
Грамматика - это объект постоянных споров в методике. Известны разные подходы к решению вопроса о роли и месте грамматики в обучении иностранному языку. Актуальность статьи обусловлена наличием различных методик преподавания грамматики английского языка и необходимостью выбора оптимального решения в зависимости от поставленной задачи.
Объективно существует такое положение, что человек всегда говорит по правилам, то есть в соответствии с определенными закономерностями языка, которые объективируются в правилах. Говорящие не всегда осознают эти правила: грамотные и безграмотные говорят одинаково по правилам, хотя с разной степенью грамотности. Грамматика организует лексику, она пронизывает весь язык. Это скелет, на котором держатся все слова, речевые высказывания, тексты. При помощи грамматических структур становится возможным передать тончайшие нюансы мысли.
Существуют два основных метода обучения грамматике: индуктивный и дедуктивный. Дедуктивный метод заключается в том, что учитель дает новое грамматическое правило, а учащиеся отрабатывают новые структуры в коммуникативно-ориентированных ситуациях. Другими словами, обучение при использовании дедуктивного метода происходит от общего к частному, от правила к действию.
Дедуктивный метод вписывается в систему трёх «P» - Presentation Practice Production (Далее PPP). PPP состоит из трёх этапов.
На первом этапе происходит презентация (presentation) какого-либо грамматического материала. В традиционном варианте ученики смотрят в правило и изучают его вместе с учителем. При коммуникативном подходе используются наиболее коммуникативно-направленные способы презентации. Например, истории-комиксы или нарисованные на доске картинки, аудио- или видео-записи, флэшкарточки и реальные предметы, с которыми можно разыграть сценку. В ходе презентации ученики знакомятся с грамматической конструкцией и устно отрабатывают её в разных ситуациях, предложенных учителем.
Вторая ступень называется практика (practice). На ней учащиеся, освоив новый материал устно, постепенно переходят к письменной отработке, то есть происходит, так называемый, drilling (от англ.натаскивание. Термин, использующийся для обозначения тренировки посредством повторяющихся упражнений).Существует множество заданий, которые могут использоваться на данном этапе. К их числу можно отнести: заполнение пропусков, соотнесение предложений с картинками, составление предложений из перепутанных частей, изменение готовых предложений, и такие игры как «Пелманизм» (найди две одинаковых карточки путём переворачивания), «Крестики-нолики» и др. На этой стадии очень важна вариативность заданий, так как учителем преследуется цель выработки у учеников навыка употребления конструкции в разных контекстах.
На завершающем этапе продукции (production) ученики должны вывести отработанное правило в речь. Здесь выбор заданий также велик и он очень зависит от возраста учащихся их уровня знаний. Наиболее подходящими для начальной школы будут: так называемые настольные «игры-бродилки», где при помощи фишек и кубика ребёнок продвигается от старта к финишу, задания на сравнение двух картинок, игры на информационные пробелы (information gaps), задания с персонализацией и.т.д.
Несмотря на то что изначально метод PPP считался абсолютно некоммуникативным, преподаватели и методисты смогли посредством наполнения всех этапов коммуникативно-направленными заданиями, в корне изменить его. И teacher-centered lessons (уроки, в которых главную роль играет учитель) стали гораздо более learner-centered (уроки, на которых в центре сами учащиеся), а следовательно, стали отвечать стандартам коммуникативного подхода. И именно поэтому на основе этого метода и строится большинство современных УМК.
При использовании индуктивного метода в обучении, учащиеся сами формулируют правило, изучают грамматические явления от единичного к общему. Обучение можно разделить на несколько этапов:
Объективно существует такое положение, что человек всегда говорит по правилам, то есть в соответствии с определенными закономерностями языка, которые объективируются в правилах. Говорящие не всегда осознают эти правила: грамотные и безграмотные говорят одинаково по правилам, хотя с разной степенью грамотности. Грамматика организует лексику, она пронизывает весь язык. Это скелет, на котором держатся все слова, речевые высказывания, тексты. При помощи грамматических структур становится возможным передать тончайшие нюансы мысли.
Существуют два основных метода обучения грамматике: индуктивный и дедуктивный. Дедуктивный метод заключается в том, что учитель дает новое грамматическое правило, а учащиеся отрабатывают новые структуры в коммуникативно-ориентированных ситуациях. Другими словами, обучение при использовании дедуктивного метода происходит от общего к частному, от правила к действию.
Дедуктивный метод вписывается в систему трёх «P» - Presentation Practice Production (Далее PPP). PPP состоит из трёх этапов.
На первом этапе происходит презентация (presentation) какого-либо грамматического материала. В традиционном варианте ученики смотрят в правило и изучают его вместе с учителем. При коммуникативном подходе используются наиболее коммуникативно-направленные способы презентации. Например, истории-комиксы или нарисованные на доске картинки, аудио- или видео-записи, флэшкарточки и реальные предметы, с которыми можно разыграть сценку. В ходе презентации ученики знакомятся с грамматической конструкцией и устно отрабатывают её в разных ситуациях, предложенных учителем.
Вторая ступень называется практика (practice). На ней учащиеся, освоив новый материал устно, постепенно переходят к письменной отработке, то есть происходит, так называемый, drilling (от англ.натаскивание. Термин, использующийся для обозначения тренировки посредством повторяющихся упражнений).Существует множество заданий, которые могут использоваться на данном этапе. К их числу можно отнести: заполнение пропусков, соотнесение предложений с картинками, составление предложений из перепутанных частей, изменение готовых предложений, и такие игры как «Пелманизм» (найди две одинаковых карточки путём переворачивания), «Крестики-нолики» и др. На этой стадии очень важна вариативность заданий, так как учителем преследуется цель выработки у учеников навыка употребления конструкции в разных контекстах.
На завершающем этапе продукции (production) ученики должны вывести отработанное правило в речь. Здесь выбор заданий также велик и он очень зависит от возраста учащихся их уровня знаний. Наиболее подходящими для начальной школы будут: так называемые настольные «игры-бродилки», где при помощи фишек и кубика ребёнок продвигается от старта к финишу, задания на сравнение двух картинок, игры на информационные пробелы (information gaps), задания с персонализацией и.т.д.
Несмотря на то что изначально метод PPP считался абсолютно некоммуникативным, преподаватели и методисты смогли посредством наполнения всех этапов коммуникативно-направленными заданиями, в корне изменить его. И teacher-centered lessons (уроки, в которых главную роль играет учитель) стали гораздо более learner-centered (уроки, на которых в центре сами учащиеся), а следовательно, стали отвечать стандартам коммуникативного подхода. И именно поэтому на основе этого метода и строится большинство современных УМК.
При использовании индуктивного метода в обучении, учащиеся сами формулируют правило, изучают грамматические явления от единичного к общему. Обучение можно разделить на несколько этапов:
- Ученикам дается текст, в котором часто используется новое грамматическое правило. Учитель просит определить и сформулировать правило. На данном этапе необходимо использовать различные подсказки такие, как выделение текста курсивом, другим цветом, предоставленные тексты или предложения, должны быть понятны, чтобы учащиеся смогли без труда определить новые грамматические формы и вывести правило.
- Учащиеся формулируют правило, учитель корректирует его.
- Выполняются упражнения на подстановку.
- Трансформационные упражнения.
- Обучаемые выполняют упражнения на перевод с родного языка на иностранный.
Е.Н. Соловолова выделяет несколько преимуществ использования индуктивного метода на начальном и среднем этапах обучения:
- данный метод способствует языковой догадке у учащихся;
- грамматическое правило выводится учениками самостоятельно, благодаря чему легче запоминается и усваивается;
- объясняя и корректируя правило, учитель избегает сложных грамматических терминов.
А вот один из новейших методов преподавания, в том числе и грамматики, под названием Flipped classroom. Его основные принципы сводятся к следующему:
- Задание даётся студентам на проработку до урока (например, видеолекция по грамматике), на самом занятии время не тратится на разбор теории, всё внимание уделяется обсуждению и продуктивной практике;
- Студенты занимаются в удобном для них темпе и приходят на урок подготовленными;
- Благодаря самостоятельной работе студентов преподаватели успевают охватывать больше материала.
К недостаткам такого метода можно отнести то, что подходит он только для мотивированных студентов уровня выше среднего. Представляет собой обучение в стиле лекции, при этом студенты получают информацию пассивно. Они не вовлечены в разбор темы, здесь не используется guided discovery.
Игровая методика изучения английского языка для детей относится к активным методам изучения английского языка.
Ее главными достоинствами являются отсутствие механизма принуждения к занятиям и большой интерес со стороны ребенка. Учитель проводит с детьми самые разнообразные игры на изучаемую лексику и грамматические конструкции, в ходе которых ребята быстро их запоминают и учатся применять в речи.
Какая бы методика не выбрана она должна следовать определенным принципам:
Игровая методика изучения английского языка для детей относится к активным методам изучения английского языка.
Ее главными достоинствами являются отсутствие механизма принуждения к занятиям и большой интерес со стороны ребенка. Учитель проводит с детьми самые разнообразные игры на изучаемую лексику и грамматические конструкции, в ходе которых ребята быстро их запоминают и учатся применять в речи.
Какая бы методика не выбрана она должна следовать определенным принципам:
- Обучение грамматике осуществляется в подлинно коммуникативных ситуациях, а не на специально составленных примерах.
- Учителю необходимо ставить четкие цели, а ученики должны знать и понимать, для чего они делают задания или изучают определенные правила.
- Разнообразие заданий, которые должны быть тщательно отобраны учителем.
- Использование визуальных средств обучения (схем, таблиц, рисунков, визуальных опор).
- Дидактические игры, при использовании которых, происходит тренировка грамматических структур и грамматических навыков.
Существует следующая классификация грамматических упражнений:
- Подстановочные упражнения
- Упражнения творческого характера
- Проектные работы
- Упражнения по схемам («лабиринты»)
- Упражнения по образцу
- Ролевые игры
- Мини-диалоги (работа в парах)
- Упражнения на самостоятельное использование нового грамматического материала
- Упражнения на преобразование одной формы в другую
- Соотнесение грамматической формы с картинками