Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обучение монологической речи

Морозова Регина Фидарисовна
Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью на начальном этапе обучения и совершенствуют на среднем на строго отработанном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других видов речевой деятельности.
Монологическое высказывание - это компонент процесса общения любого уровня. Оно может быть разного уровня: слово, словосочетание, фраза, текст. Первые три уровня в плане обучения относятся к овладению лексическими и грамматическими навыками. Уровень текста относится к развитию речевого умения.
Основными типами монологической речи являются : описание, рассказ, сообщение, рассуждение.
В практике обучения монологическому высказыванию можно выделить два способа: 1) путь сверху - от исходной единицы обучения к законченному тексту-образцу; 2) путь снизу - в основе обучения - предложение, которое отражает элементарное высказывание.
В структуре говорения выделяются три фазы, основа которых базируется на процессе индивидуализации:
1. Мотивационно-побудительная. Лишь потребность выразить мысль (предмет говорения) средствами языка ведет к говорению. Мотивом к речевому действию (сообщить, ответить и т. п.) или неречевому (выполнить просьбу) является побуждение. Во время переработки поступающей информации у слушателя формируется своя коммуникативная задача, свое речевое намерение и появляется замысел высказывания. Таким образом, в этой части речевой деятельности осуществляется операция определения или “принятия” предмета сообщения (для чего? зачем? о чем говорить?).
2. Аналитико- синтетическая. В этой фазе осуществляется реализация замысла высказывания, структурное оформление, обусловленное коммуникативной задачей и ситуацией общения. Происходит выбор языковых средств, сопоставление и сочетание слов (реализация парадигматических и синтагматических связей слова: “достраивание, конструирование, трансформирование, комбинирование из того, что хранится в памяти”.
3. Контрольно-исполнительская. На этом этапе осуществляется проговаривание или внешнее оформление высказывания, логическое построение в соответствии с замыслом,придание эмоционально-выразительной окрашенности речи.
Для эффективного развития умений монологической речи следует соблюдать строгую последовательность методических действий, необходимых и достаточных для успешного овладения данным видом речевой деятельности. Знание психолого-педагогических особенносей учащихся позволяет организовать учебные занятия таким образом, чтобы процесс обучения способствовал повышению мотивации и позновательной активности учащихся.
В методике известны три уровня овладения монологической речью: репродуктивный, репродуктивно-продуктивный и продуктивный уровни.
Репродуктивный уровень овладения монологической речью не предполагает творчества или самостоятельной деятельности учащегося ни в определении содержания высказывания, ни в выборе языковых средств. В то время как репродуктивно-продуктивный уровень, предполагает небольшой процент самостоятельной и творческой работы учащихся, что проявляется в варьировании усвоенного языкового материала: изменение последовательности изложения, а также использования его в новой речевой ситуации. Продуктивный уровень монологической речи подразумевает полное творчество и самостоятельный отбор монологических высказываний, творческий подход к его оформлению.
Именно монологическая речь учит логически мыслить, дисциплинирует мышление, учит как верно и ясно построить высказывание, чтобы его поняли другие и уловили главную идею. Монолог состоит из ряда логически и последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания.
В процессе обучения монологической речи, учащие сталкиваются с многими трудностями и допускают разные ошибки. Это может быть нехватка словарного запаса у ученика, неверное построение предложений, неправильное произношение, однообразие синтаксических конструкций и, конечно же, неуверенность в правильном построении предложения.
Как упоминалось ранее, целью монологической речи является коммуникация. Коммуникативная цель представлена следующими функциями:
– информативная (получение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
– воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
– эмоционально-оценочная.
Для средней и старшей школы информативная функция монологической речи является наиболее приемлемой.
Монологические высказывания по своей коммуникативной функции могут быть следующими: монолог-сообщение, монолог-рассуждение, монолог-повествование и монолог-описание.
Монолог-сообщение и монолог-повествование – это такие типы монолога, при которых даётся информация о развивающихся действиях. Как правило, данный вид монолога начинается с зачина, далее следует основная часть и концовка.
Монолог-рассуждение – это тип речи, характеризующийся особыми логическими отношениями, которые образуют умозаключения. Структурный план такого типа речи представлен в виде тезиса, основной части и умозаключения (вывода).
Монолог-описание – это такой способ характеристики предмета, при котором требуется его детальное описание, осуществляется при перечислении качеств, свойств, признаков; Структура состоит из зачина, основной части и вывода (концовки).
С лингвистической точки зрения, для монологической речи характерно использование различные виды речевых клише, предложения с разными структурами, многосоставных и сложных, с наличием разных стилистических средств, таких как риторические вопросы, параллельные конструкции, повторы и другие.
В отечественной методике существует своя система обучения монологу. Обучение монологическому высказыванию начинается с описания (природы, комнаты, города, человека), включая элементы повествования; далее обучать преимущественно повествованию, на продвинутом этапе повествованию и рассуждению.
Е.И. Пассов предлагает следующую последовательность работы над монологическим высказыванием:
На первом этапе вырабатывается умение высказать одну законченную мысль, одно утверждение по теме;
Второй этап связан с обучением логическому развертыванию мысли, ее пояснению;
Третий этап характеризуется новыми логическими задачами: формированием умения рассуждать, сопоставлять, обобщать, обязательным увеличением объема информации.
Все три этапа связывает формирование фонетически, грамматически, лексически правильной речи.
«Упражнения должны отвечать ряду требований: быть посильными по объему, апеллировать к разным видам памяти, восприятия, мышления, быть целенаправленными и мотивированными, активизировать интеллектуальную деятельность учащихся, быть естественными по содержанию и способу исполнения».
Ключевое место в обучении монологической речи приходится на пересказ. В свою очередь пересказ может быть близким к тексту, свободным, выборочным и сплошным (сплошной пересказ передать полное содержание текста).
Чтобы подготовить учащихся к пересказу нужно: составить план, выявить опорные слова, после чего записать их в тетрадь, заменить целый абзац одним предложением и т.д.
Пересказ может осуществляться различными путями: пересказ от лица одного из героев (от первого или от третьего лица), своими словами, пересказ с изменением ситуации, героев.
Система упражнений при обучении монологической речи включает в себя:
Языковые (подготовительные) упражнения: имитативные, подстановочные (изменение лексического наполнения), трансформационные (изменение лексико-грамматической структуры), комбинационные (объединение элементов предложения для построения высказывания);
Коммуникативно-речевые упражнения: вопросно-ответные, ситуативные, репродуктивные (пересказ), дескриптивные (описание с опорой на наглядность), инициативные, в том числе игровые, ролевые; переводные".
Опираясь на данные Государственного Образовательного Стандарта, можно сказать, что учащиеся на начальном этапе обучения иностранному языку должны уметь составлять небольшие монологические высказывания о себе, своём друге, семье. Учащиеся также должны уметь описывать персонажей прочитанной сказки с опорой на представленную иллюстрацию, так же описывать различные предметы и картинки.
Для основного общего образования, Государственным Стандартом предусмотрены следующие требования:
– «кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание/ характеристика, повествование/ сообщение, эмоциональные и оценочные суждения;
– передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
– делать сообщения по прочитанному/ услышанному тексту;
– выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
Обучение монологической речи можно разделить на три этапа. На первом этапе обучения отрабатываются языковые навыки, которые впоследствии доводятся до автоматизма. Именно на этом этапе происходит выработка навыков безошибочного использования фонетического, лексического и грамматического материалов. На втором этапе обучения монологической речи учат правильному отбору языкового материала, который будет соответствовать цели коммуникации. На этом этапе учащиеся учатся свёртывать речевой материал (чужое монологическое высказывание) и использовать преимущественно материал уже в готовом виде. В центре внимания находится выражение содержания с помощью адекватного лексико-структурного материала. Третий этап направлен на развитие умений инициативной речи.
В методике обучения иностранному языку принято выделять два пути обучения монологической речи: «сверху вниз» (на базе текста) и «снизу вверх» (без опоры на текст).
Путь «сверху вниз» представляет собой овладение образцами речевых ситуаций. Формирование навыков и умений происходит на основе многократного прослушивания или заучивания готового монологического материала, который рассматривается как основа (эталон) для построения типичных текстов. Далее происходит обработка образца, наполнение его лексическим материалом, затем построение подобных высказываний. Можно предлагать следующие задания:
ответить на вопросы как учащиеся понимании содержание и смысл прочитанного текста;
согласиться с утверждениями или опровергнуть их;
выбрать экспрессивно окрашенные слова: глаголы, прилагательные, идиоматические выражения, с помощью которых автор передаёт свое отношение к людям, событиям, природе, выражает свои чувства;
определить основную тему и идею;
кратко пересказать содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст;
рассказать текст от лица героев.
Данный способ овладения монологической речи имеет ряд преимуществ: аутентичные тексты дают хорошую речевую опору, образец для подражания в дальнейшем. Грамотно отобранные тексты очень информативны, предопределяя содержательную ценность речевых высказываний, именно такие тексты осуществляют реализацию целей обучения.
Что касается пути «снизу вверх», то здесь обучение монологической речи происходит от систематичного овладения речевыми высказываниями разного уровня, которые в дальнейшем комбинируются между собой, составляя единый текст. «В основе этого подхода лежит предположение о том, что поэлементное, поэтапное, поуровневое усвоение системы языка, овладение компонентами монологической речи в итоге приводят к умению самостоятельно участвовать в речевом общении – порождать связные высказывания в устной и письменной форме».
Данный путь лучше всего выбирать на начальном этапе обучения, когда у учащихся нет необходимой базы, для составления монологических высказываний, когда они даже не умеют читать. Или, наоборот, на среднем и старшем этапах обучения, когда уровень знаний по предлагаемой теме достаточно высокий. В данном случае монологическая речь может строиться не только на основе одного текста-образца, а на основе многих текстов прочитанных раннее не только на иностранном языке, но также и на родном.
Чтобы данный путь монологической речи прошёл успешно, учитель должен быть уверен, что у учащихся имеется достаточное количество знаний по обсуждаемой теме, уровень владения лексикой и грамматикой достаточен для успешного обсуждения и что учащиеся владеют речевыми умениями.
Опоры в развитии навыков монологической речи бывают языковые, речевые и содержательные. Содержательные опоры, в свою очередь, могут быть разделены на вербальные и невербальные. Их количество и выбор определяются в зависимости от конкретных условий обучения:
возраст и уровень общей образованности учащихся;
уровень владения языком всего класса и отдельных учеников;
особенности речевой ситуации;
характер речевого задания/степень понимания речевой задачи всеми участниками общения;
индивидуальные особенности личности обучаемых.
Подводя итог, хочется ещё раз обратить внимание на то, что монологическая речь – это логически связанная речь, содержащая в себе определённую тему и проблему. Чаще всего монолог адресован кому-то, но также может быть монологом самому себе. Обучение монологической речи гораздо сложнее, чем обучение диалогической. Обучение монологической речи осуществляется с помощью двух путей: путь «снизу вверх» и «сверху вниз». Каждый из этих путей имеет свои положительные и отрицательные стороны. Каждый из этих путей методически целесообразен на определённом этапе обучения и уровне овладения учащимися лексическим запасом и информации по изучаемой проблеме. Большим успехом при обучении пользуются речевые опоры (могут быть представлены зачином, концовкой или же отдельными фразами), которые помогают учащимся преодолевать речевые трудности, обогащают их речь.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»