Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие творческого потенциала учащихся с помощью коммуникативных игр на уроках английского языка

Симонова Наталия Михайловна,
учитель английского языка ГБОУ Лицея №126

     Игра, как известно, является  ведущей  формой  деятельности ребенка в младшем  школьном  возрасте.  Не  секрет, что многие  выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и  порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Что же такое игра?

     Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и  умственных  сил.  Игра  всегда  предполагает  принятия  решения   –   как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти  вопросы  обостряет мыслительную деятельность играющих. Но что  касается  детей,  игра  для  них, прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает  учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В  игре  все  равны.  Она  доступна даже слабым ученикам. Более  того,  слабый  по  языковой  подготовке  ученик может  стать  первым  в  игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важным, чем  знание  предмета.  Чувство  равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности  заданий  –  все  это дает  возможность  ребятам  преодолеть  стеснительность,  мешающую  свободно употреблять в речи чужой язык, и благотворно  сказывается  на  результатах обучения. Незаметно усваивается языковый материал, а вместе с тем  возникает чувство удовлетворения.

 

    Главным элементом игры является игровая роль,  не  столь  важно  какая; важно,  чтобы  она  помогала   воспроизводить  разные  человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить  в  основу игры отношения между людьми,  она  станет  содержательной  и  полезной.  Что касается развивающего значения игры, то оно заложено  в  самой  ее  природе, ибо игра – это  всегда  эмоции,  а  там  где  эмоции,  там  активность,  там внимание и воображение, там работает мышление.

     Выбор  нужной  игры  – одна из первых задач  преподавателя  иностранного  языка.  Этот  выбор должен   проводиться   с   учетом   целенаправленности   игры,   возможности постепенного  ее  усложнения  и  лексического  наполнения.  Отобранные   для занятия игры отличаются от обычных детских игр тем, что фактор  воображения, фантазия ребенка, вымышленные ситуации отходят как  бы  на  задний  план, а доминантой становятся наблюдение  и  внимание.  Учитывая  специфику  игры  в процессе обучения детей иностранному языку,  преподаватель  руководит  ходом игры и контролирует его.

    Поскольку удельный вес игровой деятельности у детей начальных классов значительно больше, чем  у  школьников  старших  классов,  важно  найти  ту "золотую середину", которая обеспечила  бы  соблюдение  нужной  пропорции  в учебе и игре,  помня  при  этом,  что  игра  должна  подчиняться  конкретным учебным задачам.

    Опыт показывает, что без игровых действий закрепление в памяти  ребенка иностранной  лексики  происходит  менее  эффективно  и  требует  чрезмерного умственного напряжения, что нежелательно. Игра, введенная в учебный  процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного  из  приемов  обучения, должна быть интересной, несложной и  оживленной,  способствовать  накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний.

    Следует  учитывать,  что  игровой  процесс  намного  облегчает  процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.

    В зависимости от условий, целей и  задач,  поставленных  преподавателем иностранного   языка,   игра   (спокойная   дидактическая,   подвижная   или ограниченно подвижная) должна чередоваться  с  другими  видами  работы.  При этом важно приучать детей разграничивать игру и учебное занятие.

     Использование игр, направленных на развитие устного общения, на уроках иностранного языка очень велико, т.к. в данных упражнениях речевая деятельность рассматривается в социальном контексте с учетом темы разговора, отношений между партнерами по общению, места и времени действия, учета предварительных знаний о своем собеседнике и т.д., что способствует приближению процесса обучения к реальной жизни. Следует помнить, что игры предназначены не для развлечения, а для обучения через действие. Для успешного проведения любой коммуникативной игры необходимы правильный отбор материала и тщательная методическая подготовка.

     Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

    Увидеть необычное в обычном может и взрослый, и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интереса со стороны окружающих.  Совместные творческие игры сближают и взрослых, и детей.

   Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

    Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку. Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

     Игры, используемые в начальной школе:

     1. Учебная задача::отработать вопрос “Are you a …?” и ответ на него, повторить лексику по теме “Животные”.

    Языковойматериал: вопрос “Are you a…?”, названияживотных – a lion, a bear, a cat, a dog, a mouse, a fox, a fish, a camel, a pig, a cock, a crocodile, an owl, an elephant, a tiger.

    Игровая цель: “переманить” к себе в команду всех противников.

    Пособия:набор картинок с рисунками этих животных (по количеству ребят), ленточки двух цветов.

    Количество участников: две команды по пять-шесть человек.

     Вступление

   Перед игрой необходимо повторить лексику. Учитель показывает классу картинки, а ребята называют изображенных на них животных. После этого учитель незаметно берет себе одну из карточек и просит ребят отгадать, кто он, используя вопрос “Are you a…?” Затем учитель предлагает одному из учеников тоже выбрать карточку, а класс отгадывает, какую карточку он выбрал, задавая тот же вопрос.

    Ход игры

   Ребята делятся на две команды (допустим, по пять человек) и рассаживаются друг напротив друга. Разным командам повязываются ленточки разного цвета и раздаются карточки. Для упрощения задачи желательно, чтобы набор карточек у обеих команд был одинаковым и известным игрокам, но кто именно из противоположной команды представляет какое животное, должно быть секретом.
Ученик 1 из первой команды задает Ученику 2 из второй команды вопрос, например “Are you a lion?” Если Ученик 2 отвечает “No, I am not”, то следующий вопрос задает его команда. Если же он отвечает “Yes, I am”, то он покидает свою команду и переходит в команду противника. Там он также имеет право задавать вопросы за первую команду, но отвечать на вопросы он уже не может, т. к. его уже “отгадали”.
Побеждает команда, которая наберет в свой состав всех своих противников, отгадав, кто они (или, если это по какой-либо причине не получается, максимальное количество противников – трех или четырех).

    2. Учебная задача:закрепить навыки счета до десяти.

    Языковойматериал: numbers – one, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten.

    Игровая цель:пропрыгать через класс, наступая на следы прошедшего там “Big Foot’а”, не оступившись и считая при этом до десяти по-английски.

    Пособия:вырезанные из бумаги большие следы, скотч; или мел, если на полу можно рисовать.

   Количество участников:не более десяти.

    Вступление

    Учитель предлагает ребятам посчитать до десяти хором, загибая пальцы на руках: сначала начиная с мизинца, потом – с большого пальца. Если ребята не путаются, можно предложить им посчитать в обратную сторону, например, от пяти до одного. Если это сложно, но интерес есть, стоит опираться на графическое изображение этих цифр (5, 4, 3, 2, 1), которые учитель пишет на доске.

    Ход игры

    1. Учитель с помощью ребят прикрепляет к полу следы с написанными на них по порядку цифрами. Как только след прикреплен, ребята хором называют его номер.
     2. После этого учитель объявляет ребятам, что по их классу прошел огромный зверь Big Foot, и предлагает попробовать повторить его путь, наступая в его же следы.
    3. Ребята становятся около следа с номером 1 и начинают прыгать с одного на другой по очереди, обязательно называя номер каждого следа. Тот, кто оступился, возвращается в начало и становится в конец очереди.

    Прыгать ребята могут на обеих ногах или на одной, в зависимости от своих возможностей и от того, насколько далеко друг от друга расположены следы.
Если для ребят это не окажется сложным, можно попробовать пропрыгать обратно, от следа 10 к следу 1.
С помощью этой игры можно повторить алфавит, только в этом случае вместо цифр на следах будут написаны буквы.
Вообще, эту игру очень удобно использовать для динамической паузы, так как она позволяет уставшим от долгого сидения за партой детям размяться.

    3. Учебная задача: научиться задавать вопросы о членах семьи: “What is his/her name?”, “Is she a mother?”, “How old is he/she?” и отвечать на них: “Yes, she is a mother” (или “No, she isn’t a mother”), “Her name is Vera”, “He is 6”.

   Языковой материал: mother, father, sister, brother, grandfather, grandmother.

    Игровая цель: угадать, кто изображен на картинке партнера, как его зовут и сколько ему лет.

    Пособия: картинки с вышеупомянутыми членами семьи и подписями, как их зовут и сколько им лет

    Количество участников: парная игра.

    Вступление

    Перед игрой учитель просит ребят рассказать ему о тех людях, фотографии или картинки которых он принес. От ребят требуется сказать, например: “She is a mother. Her name is Vera”. Можно разделить класс на команды и устроить соревнование, чья команда произнесет больше предложений. Ребята из выигравшей команды получают право первыми выбирать карточки.

    Ход игры

    У обоих учеников в паре есть карточки, но они не показывают их друг другу. Ученик 1 задает Ученику 2 вышеупомянутые вопросы и получает нужную ему информацию о человеке, изображенном на картинке. После этого он поднимает руку и “отчитывается” учителю: “She is a mother. Her name is Vera”. Если он все сказал правильно, наступает его очередь отвечать на вопросы Ученика 2. Пара, в которой оба ученика быстрее всех отчитались учителю и правильно угадали, кто изображен на картинке, считается победившей. “Призовых мест” должно быть три – четыре, и победителей можно либо наградить (карандаш, ластик и т. д.), либо внести их результаты в общий график “побед”, висящий на стене класса (например, первое место – красный кружочек напротив фамилии, второе – синий, третье – желтый).

    Это лишь несколько примеров игр. Ваша фантазия поможет вам сделать уроки яркими и интересными. Удачи.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»