Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку

Тодорова Виолетта Эдуардовна
            Педагогу нельзя ограничиваться обучением учащихся только с одной стороны путем  констатации внешних факторов. Следует изучать учащихся еще и с точки зрения проявления их внутренних особенностей и возможностей, поскольку каждая личность является  неповторимой индивидуальностью с присущими только ей особыми признаками. Вместе с тем суть понятия индивидуальности, с точки зрения И.Ризвицкого, характеризуется как неповторимостью каждого человека, так и тем, что каждый человек – это отдельный целостный мир, относительно самостоятельная форма бытия, в рамках которого получает возможность свободно и всесторонне проявлять свои способности и дарования, активно самоутверждаться.
            Однако современное образования в РФ и во всем мире в целом переживает глубокий кризис. Это сказывается на его неспособности сформировать у большинства людей ценностное мировоззрение. Отсутствие такого мировоззрения предполагает возможность рассматривать и использовать личность как средство в чисто прагматических целях, что неизбежно вызывает глобальные катастрофы человечества: экологическую, экономическую, генетическую и тому подобное.
            Согласно ФГОС, личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношений. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учением и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для него учение? -  и уметь на него отвечать;
- нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор [Пушкарева 2004:89-95].
Таким образом, целью личностно-ориентированного воспитания является процесс психолого-педагогической помощи личности в становлении ее субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.
Главными задачами личностно-ориентированного обучения иностранному языку являются:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
            - формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;
расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
            - достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
            - создание основы для формирования интереса к совершенствованию  достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего  иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях [ФГОС ОО 2010].
            Основным структурным элементом исследуемого феномена является личность, которая состоит из выполнения и проявления личностных функций: «высказывания своего мнения, определения ценностей». Другими словами, чтобы реализовать личностный подход в обучении, прежде всего, его нужно сделать сферой самоутверждения личности [Плигин 1996:83].
            Необходимо предоставить ученику право на самоопределение и самореализацию в процессе познания, а сам  процесс обучения рассматривать как процесс педагогической помощи ему в его становлении.
            А.Бондаревская подчеркивает, что личностно-ориентированный подход заключается в том, чтобы не только изменить содержание образования, по отношению к современным условиям, а соотнести э то содержание с возможностями ребенка, и только потом – преподавателя, школы, города [Бондаревская 2001:20].
            Личностно - ориентированное образование включает следующие подходы: разноуровневый; индивидуальный; дифференцированный и субъектно-личностный. На основе личностно-ориентированный подхода используются педагогические технологии: личностно - ориентированное обучение; педагогика сотрудничества («проникающая технология»); гуманитарно-личностная технология; игровые технологии; технологии развивающего обучения; проблемное обучение; технологии дифференциации по уровню; технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов); коллективный способ обучения.
Сегодня каждый педагог должен адаптировать содержание учебного материала  с учетом опыта тех, кого он учит, уровня их знаний, тезауруса, словарного запаса; освободиться от привычной схемы некритической аккумуляции знаний.
Личностно-ориентированное обучение имеет целью:
- определить жизненный опыт каждого учащегося, уровень интеллекта, познавательные способности, интересы, качественные характеристики, которые сначала нужно раскрыть, а затем согласовать с содержанием образования и развить в учебном процессе;
- формировать положительную мотивацию учащихся к познавательной деятельности, потребность в самопознании, самореализации и самосовершенствовании их в пределах социокультурных и нравственных ценностей нации;
- вооружить студентов механизмами адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимыми для становления самобытного современного человека, способного вести конструктивный диалог с другими людьми, природой, культурой и цивилизацией в целом.
Важными для понимания сущности личностно-ориентированного обучения, по мнению Т.Шамовой [Чернобай 2012:28], являются такие позиции:
- личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие ученика как субъекта познавательной и предметной деятельности;
-  личностно-ориентированное обучение, опираясь на способности и наклонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, должно создавать возможности для каждого реализовать себя в различных видах деятельности;
- содержание образования, его средства и методы организации обучения должны быть такими, чтобы учащийся имел возможность выбирать предметный материал, его вид и форму;
- образованность как совокупность учебных компетентностей, индивидуальных способностей является важнейшим средством становления духовных, интеллектуальных качеств ученика; она должна быть основной целью современного образования.
Эффективными формами подготовки ученика к реализации личностно-ориентированного обучения определены личностно-ориентированные практические занятия; практика и самостоятельная работа учащихся. Педагогически целесообразными методами являются «ситуация успеха», учебные ситуации, диспуты, диалоги, ролевые игры, тренинги. Проанализируем данные методы на примере ситуации успеха.
Средством подготовки учащихся в процессе организации личностно-ориентированного образовательного пространства является налаживание системных связей между учителем и учеником.
Педагог должен ориентировать содержание учебного процесса, а соответственно и усилия учащихся на формирование знаний базовых законов, понятий, знаний по каждому предмету, приближать учебный процесс к практической жизни, формировать творческий подход, самостоятельность мышления, умение применять изученный материал в практической деятельности.
Благодаря ориентации педагогического процесса в учебных заведениях на личность учащегося ( формирование субъект – субъектных отношений, создания специального учебно-методического комплекса, создание системных связей между учеником и учителем) становится возможным создание личностно0ориетированной образовательной среды.
Современный личностно-ориентированный урок дает учителю огромные возможности для педагогического творчества. В условиях современного урока обучаемые скорее достигают положительных результатов, так как  им наглядно стараются продемонстрировать педагоги необходимость новых знаний и умений в жизни. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимися возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения.
Современный урок – это всегда личное творчество педагога, который призывает открывать новые знания, расти и развиваться, познавать и исследовать. Мотивация и раскрытие творческого потенциала учащегося заложены в саму структуру урока.
Таким образом, современный личностно-ориентированный урок дает учителю возможность провести учащихся по пути личного открытия, мотивирует их самосознательность и самоизменение. Однако учитель не выступает в роли пассивного наблюдателя за происходящим на уроке, он всегда направляет проблемно-поисковую или исследовательскую деятельность учеников.
Таким образом, современный образовательный процесс строится с применением методов и приемов, направленных на формирование умения самостоятельного поиска информации, выдвижение гипотез, формулирование выводов и умозаключений. Современная школа старается сформировать у обучаемого универсальные учебные действия, с помощью которых ученик способен организовать самостоятельную учебную деятельность. Основная цель образования сегодня – это развитие личности, поэтому учитель должен организовать образовательный процесс для максимального приближения к этой цели.
Исходя из основной стратегии обучения иностранному языку – развитие коммуникативной компетенции – при планировании урока иностранного языка следует придерживаться практической направленности. Учителю нужно статься формировать у учащихся навыки и умения использования иностранного языка как инструмент общения, переводя при этом знания в разряд вспомогательных факторов для более глубокого формирования навыков и умений. Должное внимание на уроке следует уделять и атмосфере общения, в которой учитель и ученик являются коммуникативными партнерами. Урок иностранного языка – это всегда перекресток культур и межпредметных связей, поэтому преподаватель вместе с учениками всегда решает целый комплекс задач одновременно, в том числе вопрос формирования толерантной среды.
Можно заключить, что личностно-ориентированный урок постоянно старается стимулировать интерес учащихся к работе. Как отмечают большинство педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования в контексте личностно-ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников.
 
 



 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»