Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методы и приемы работы с неуспевающими учениками

(на примере предмета «Английский язык»)
Никитина Оксана Александровна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 692
Калининского района Санкт-Петербурга
Проблема школьной неуспеваемости - одна из важных и актуальных в педагогике.
 По мнению А.Л. Сиротюк, учитель должен ставить перед собой задачу сформировать у детей мотив достижения, создать ситуацию успеха, которая связана с мотивационной сферой и определяется психологическими аспектами индивидуальности ребёнка. 
Проблема повышения качества школьного обучения иностранным языкам обусловлена глобальными процессами, происходящими в последние десятилетия в России и в мире в целом. Активно развиваются  миграционные процессы, Россия расширяет межгосударственные связи в области политики, культуры, экономики, науки и образования, медицины. С одной стороны, предлагаются новые возможности для делового и личного общения наших граждан с зарубежными партнерами, с другой стороны, выдвигаются такое новое условие профессиональной конкурентоспособности личности, как способность к иноязычному общению и межкультурной коммуникации, тем самым предъявляются новые требования к результатам обучения иностранным языкам.
Знание иностранного языка в подростковом возрасте позволяет школьнику получать дополнительную информацию о мире и людях его населяющих, способствует установлению межкультурных контактов, помогает подростку участвовать в международных конкурсах и образовательных проектах. Тем самым иностранный язык становится не только целью, но и средством обучения и самообразования.
Психологи выяснили, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин непсихологического характера: семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, также и психологического: недостатки в познавательной, мотивационной сферы, индивидуально-психологические особенности. Выявление причин неуспеваемости в сфере иностранного языка и условий ее преодоления - одна из актуальных задач современной педагогики.
Главными причинами неуспеваемости подростков в изучении иностранного языка многие авторы считают следующие:
- низкая способность учиться;
- недостатки в развитии познавательных интересов;
- педагогическая запущенность;
- интеллектуальная пассивность;
-индивидуально-типические особенности - отсутствие адекватной мотивации учения.
Педагогической практикой накоплен значительный опыт по преодолению неуспеваемости. Анализ различных практических мероприятий позволил выявить некоторые принципиальные положения
 
Особое внимание нужно уделять благоприятной психологической атмосфере, тактичному, внимательному подходу к учащимся, в связи с тем, что для этого возраста характерны стремление быть взрослым и повышенная раздражительность - следует учитывать их интересы.
сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов к обучению. На всех этапах школы надо обеспечивать дифференцированный подход к учащимся.
 Пытаться привлекать детей к внеклассной работе. Характер отношений с учениками строить по линии большего внимания, выдержки, доверия, искренности и доброжелательности.
 
МЕТОДЫ РАБОТЫ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ
Чтобы предотвратить неуспеваемость, нужно своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Главное в работе с неуспевающими учениками - научить учиться.
Низкая мотивация учения - одна из самых распространенных причин неуспеваемости школьников в изучении иностранного языка. Учебная деятельность перестает быть привлекательной для повзрослевшего ребенка. Часто дети учатся только для того, чтобы "родители не ругали", "отпустили на прогулку", "купили что-то новое" и тому подобное. Иногда учителя и родители сами провоцируют такое отношение к учебе, обращая внимание только на оценки ребенка. Не в каждой семье и школе вселяется ценность образования как такового, а не как инструмента для достижения определенных целей, связанных с карьерой и материальной благом.
Часто для родителей и учителей важный рейтинг учеников именно по результатам их успеваемости, и незначительно, что стоит за этими "пятерками" - глубокие знания или фрагментарно изученный материал.
Для того, что бы как то привлечь внимание, заинтересовать ребенка создаем ситуацию успеха за счет игр. Игр на сегодняшний момент – огромное количество – от классических до современных. Для пробуждения интереса к учебе используется чаще всего игры-соревнования.
- Игра «Кто первый?» (Who is the first?) подходит для этой цели. Напарника подбираем слабому ученику не самого сильного, который все-равно его  обгонит (но если кто-то из команды подскажет тихонечко, и ребенок во время ответит, то ситуация успеха имеет место быть).
- Игра «Любишь ли ты…?»  или «Любит ли он…?» (тут может быть любой вопрос), например, «Любишь ли ты капусту (морковь, бананы)?». Можно данную игру использовать для отработки любой лексики «Еда», «Одежда», «Погода» и так далее. Водящий загадывает что же он любит, ему задают по кругу вопросы, как только водящий услышат ответ «Да» (я люблю), то на карточку нужно быстро положить руку, кто первый тот и загадывает следующее слово.
Всем известные «игры-ходилки» используются или на внеклассном мероприятии или на уроке повторении лексики и грамматики, обычно прошу детей самих сделать заранее игру. Деи с удовольствием делают игры в парах, в группах.
Педагогика удивления.
Удивление помогает формировать заинтересованность и мотивацию ученика. Самый простой способ - это сделать неординарную презентацию. При прохождении нового материала или при повторении старого показать интересное видео, мелодичную песенку и т п. Рекламы – invite,  Uncle Bens, Big mug, реклама шоколадки Toffee  -  помогают запомнить слова «добавить - пригласить», дядя Бэнс, большая кружка и многое другое.
Интеллектуальные карты
Интеллект-карты – особый способ фиксации информации с помощью ассоциативных связей, иллюстраций и коротких записей. Напоминает она диаграмму или паутину, в центре которой находится главная идея или тема, далее от нее ответвляются так называемые ноды (подтемы или подидеи 1 уровня), затем конкретизированные идеи (2 уровень) и так далее до периферии, практически до бесконечности. Другими словами, ассоциативные карты отображают то, как возникают, формируются мысли и запоминаются данные в мозге человека. Поскольку способы мышления разных людей отличаются, то и майндмэпы – достаточно индивидуализированный метод обработки материала. Именно поэтому карты индивидуальные.
Возвращаясь к главное проблеме учащихся - скудный словарный запас, трудности при изучении новых слов, на уроках применяются нескучные диктанты.
Диктанты картинки, раскраски, задания на сопоставления картинки и слова, перевода и слова, диктанты по картинкам, визуальные диктанты, кроссворды, скрэбл и многие другие.
 Визуальные диктанты для старших классов делаю в виде презентации, последний вариант у меня был-по теме неправильные глаголы. Картинка –ассоциация. По одной картинке дети могу написать три глагола, или написать только один который лично он увидел, неправильных вариантов не бывает, бывают неправильно выученные и глаголы.
Речевые зарядки,  физкультминутки необходимы не только что бы отдохнуть, но и запомнить слова и несложные грамматические структуры, плюс совершенствовать свое произношение, над которым многие учителя не успевают работать.
Использование дополнительных ресурсов, например различные  платформы. Образовательная платформа взнания, которая подходит для всех учеников, акцент которой делается на тренировку лексики. Пользоваться ей могут все, кто старше 7-8 лет и уже умеет самостоятельно справляться компьютером.
Как она работает?
Каждый преподаватель создает свой класс
Создавая свой урок, преподаватель загружает сам слова, которые необходимо выучить детям.
Ученики получают код доступа.
Дома в спокойной обстановке ученик отрабатывает лексику на сайте.
Задания в виде сопоставления, скрэмбл, змейка.
В конце урока ученику предлагается пройти тест.
Результаты каждого ученика преподаватель видит на своей странице.
Всего лишь минут 15-20 времени для ученика, а получается хорошая тренировка новых слов.
Платформа бесплатная, если пользуешься компьютером или ноутбуком, а вот приложения в телефоне платные, недорого, но все же.
Платформ сейчас предлагают очень много, одни из самых известных и доступных: Учи.ру, ЯКласс.
И самое важное для учеников с низким уровнем активности является фактор успеха. Необходимо всегда хвалить ученика даже за самые незначительные успехи, чаще обращать внимание коллектива учащихся на успехи такого ученика так, чтобы он чувствовал своё движение вперёд. Практика показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости. Ученики стали чаще обращаться за помощью, оставаться после уроков для отработки материала. 
Таким образом, многое зависит от терпения и мастерства преподавателей.
Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости.
В статье представлены методы и приемы работы с учащимися, которые не имею отклонений в психическом здоровье.        

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»