Метод проекта - эффективных метод обучения иностранному языку
Безденежных Наталья Валентиновна
Введение
Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
Одним из наиболее эффективных методов обучения иностранному языку является метод проекта, т.е. такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий. Слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза".
В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Язык - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования языка в этой культуре, т.е. речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции.
Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, что, разумеется, важно. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре. Один из таких способов - создание проектов.
Одна из тем обучения французскому языку в 7 классе «Города Франции», она и стала темой нашего проекта.
В основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить учащимся требуются не только знания языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых для решения данной проблемы. Основополагающий вопрос – это вопрос, который должен подтолкнуть ребенка к дальнейшему поиску. На него нельзя ответить одним предложением. Он требует более глубокого исследования, более веских аргументов, чем «да» или «нет».
Основополагающий вопрос нашего проекта:
Почему французский город Марсель стал европейской столицей культуры в 2013 году.
Гипотеза, т.е. предположение, которое нужно подтвердить или опровергнуть в результате работы: достоин ли Марсель этого звания
Затем формулируются более конкретные вопросы:
Какие особенности Марселя, чем он отличается от других городов, каковы его
- географическое положение
- история
- культурное наследие
- каков современный город
Дидактическая цель проекта:
Формирование социокультурной компетенции учащихся посредствам вовлечения в активный диалог двух культур и ознакомления с особенностями функционирования французского языка в новой для них культуре.
Методические задачи:
1. Познакомить учащихся с национально-культурными особенностями города Марселя и его жителей.
2. Выявить сходства и различия между культурами наших народов.
3. Формировать потребность в использовании французского языка как средства общения.
4. Повысить мотивацию учащихся в изучении французского языка.
5. Подготовить учащихся к приему марсельских школьников и к поездке в Марсель.
Ожидаемый результат:
- создание совместной мультимедийной презентации по теме « La ville de Marseille».
- поездка в Марсель
Этапы проведения проекта:
Работа над проектом требует основательной подготовки самого учителя, который предлагает возможные темы проекта, формулирует гипотезу, помогает подбирать информацию. Он поддерживает, направляет, помогает, но ни в коем случае не должен решать проблему за ребенка.
Что касается школьников, то работу над проектом можно разбить на 3 этапа.
Подготовительный этап. Основные задачи: научить учащихся методам поиска, обработки и обобщения информации. Источники: книги, статьи из журналов и газет, энциклопедии, Интернет. Все участники проекта
Основной этап. Этап оформления результатов: распределение тем и создание индивидуальных презентаций.
Задачи учителя: Научить учащихся составлять сообщение по изученной теме, использовать презентацию при устном ответе, помочь сделать презентацию яркой, интересной. Каждый индивидуальный проект должен состоять из 5-8 слайдов, включающих обложку, оглавление. Краткое изложение учебного материала. иллюстрации, фотографии, схемы, упражнения на проверку знаний с ключами. список источников информации Разработка критериев оценивания презентации. - Географическое положение - история города - наследие - современный город - Марсель спортивный - марсельская кухня - знаменитости Марселя знаменитости о Марселе - Советы туристам
Завершающий - защита проектов. Это демонстрация самостоятельной работы школьников. Без процедуры защиты работа по созданию проекта не может считаться завершенной. Учебные задачи: развитие речи, памяти, мышления, воспитание культуры общения и речевой культуры.
Воспитательные: формирование интереса к языку, потребности в углублении страноведческих знаний Создание совместной презентации, воспитывать сотрудничество.
В заключение должен быть ответ на подвопрос проекта. Конечный продукт объединяет несколько лучших индивидуальных проектов
Презентации, выполненные учениками:
- Географическое положение Марселя - город наслаждается привилегированным местоположением на побережье Средиземного моря,
- история города, которому более двух тысяч шестисот лет, уникальна
- культурное наследие многовековое: развалины античных городов, прекрасные памятники средневековой архитектуры, знаменитые Замок Иф и собор, символ города, NDG etc.
- современный город
- Марсель спортивный настоящий рай для любителей спорта: от рыбалки до сравнительно молодых видов водного спорта (дайвинг, сёрфинг), футбол, регби, петанк. Место проведения международных соревнований.
- марсельская кухня проста и разнообразна, в основе свежие морепродукты, рыба, овощи, приготовленные на оливковом масле
- знаменитости Марселя: Мариус Петипа, знаменитый балетмейстер, хореограф; художник Оноре Домье, прославившейся своими карикатурами; актер Фернандель и легендарный Зинедин Зидан родились в этом городе.
На основании презентаций мы можем сделать следующие выводы:
- географическое положение – выгодное, привилегированное
- история – богата и исключительна
- культурное наследие – многовековое
- сегодняшний Марсель – научный, культурный, туристический центр
Вывод:
Marseille vaut la peine d’etre nommée Capitale Européenne de la Culture pour 2013 et la ville obtiendra ce titre convoité.
Марсель стоит того, чтобы называться культурной европейской столицей и по праву станет центром культурной жизни в 2013 году.
Заключение.
Как мне кажется, проектная деятельность на любом уроке позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только их общий кругозор. В самом процессе подбора информации, выполнения каких-либо заданий ученик получает возможность самовыражения. Здесь он раскрывается порой с самых неожиданных сторон, и не только для учителя и одноклассников, но и для себя самого. Проекты, особенно, если они оказываются успешными, повышают мотивацию к учению и помогают найти точки взаимопомощи "учитель-ученик".
Литература:
• Елухина Н.В, Marseille – М., 1998 – с.101-103
• Дубанова М.В. Le palmères des villes de France – СПб, 2005 – с. 194-196
• Мурадова Л.А. La ville de Marseille – М, 2000 – с.20-21
• Гаршина Е.Я. Школьный французско-русский страноведческий словарь – М,2001
• Энциклопедический словарь Petit Larousse en couleurs – П, 1990 – с. 1395
• Источник Интернета
• Site officiel de la ville de Marseille. Actualité de la ville, informations sur Marseille, services en ligne...www.mairie-marseille.fr
• Marseille - Wikipédia – fr.wikipedia.
• Guide touristique pour la ville de Marseille- France - www.marseille-france.com