Развитие иноязычной коммуникативной компетенции
как средство формирования универсальных учебных действий
Рюмина Любовь Владимировна
В связи с ускорением темпов развития технологий в современном обществе, цель современной системы образования больше не заключается в том, чтобы дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Согласно требованиям ФГОС второго поколения важнейшей задачей становится формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. А именно вооружить учащегося такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.Благодаря своей специфике иностранный язык как учебный предмет изначально был ближе других к современным требованиям. Во – первых, ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является не изложение основы наук, а формирование коммуникативных компетенций. Во-вторых, иностранный язык характеризуется своей межпредметностью и многофункциональностью – он может выступать не только как цель обучения, но и как средство приобретения или передачи сведений из самых разных областей знаний.
Иностранный язык используется в различных жизненных ситуациях для решения разнообразных задач, связанных с различными коммуникативными и социальными ролями. В условиях обучения невозможно охватить все возможные ситуации; а, следовательно, необходимо выработать у учащихся умение выбирать адекватное поведение в непредсказуемых ситуациях. Степень владения языком определяется не только правильностью владения языковыми структурами, но и тем, насколько успешно учащийся способен применять иностранный язык в ситуациях коммуникативного общения или для решения жизненных проблем. Таким образом, основная цель обучения - формирование коммуникативной компетенции – напрямую связана с формированием УУД.
На наш взгляд, требования ФГОС привнесли в уже существовавший коммуникативный подход к изучению иностранного языка - элемент осознанности. Современному ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». В условиях такого подхода каждое упражнение современного УМК можно использовать таким образом, что при выполнении упражнения у ребенка будут формироваться универсальные учебные действия, причем не просто какой-то один вид УУД, а целый комплекс.
Рассмотрим на примере УМК «Starlight» - 2, 3, 4 (К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др), какие задания и упражнения могут способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся как средства формирования УУД (в соответствии с классификацией, предложенной А.Г.Асмоловым).
Коммуникативные УУД
Как уже было сказано, все обучение иностранному языку в рамках коммуникативного подхода направлено на формирование коммуникативных УУД. На уроках английского языка в начальной школе дети учатся:
- вести диалоги этикетного характера в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;
- поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
- пользоваться различными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика;
- воспринимать на слух и понимать речь учителя в процессе общения на уроке, вербально и невербально реагировать на услышанное;
- писать по образцу краткое письмо зарубежному другу, сообщать краткие сведения о себе, запрашивать аналогичную информацию о нём.
Любое упражнение современного УМК направлено на формирование коммуникативных УУД. Рассматривая ниже упражнения и задания на формирование других универсальных учебных действий, мы сможем наблюдать, как они в том числе работают и на отработку коммуникативных учебных действий. Очевидно, что многие задания вообще комплексно развивают самые разные группы УУД.
Личностные УУД
Рассмотрим теперь формирование личностных УУД средствами развития коммуникативной компетенции. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий – формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.
Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе на английском языке (как его имя, сколько ему лет, откуда он, чем любит заниматься). Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с названиями стран изучаемого языка, традициями и обычаями этих стран, героями литературных произведений, жизнью сверстников и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Примеры заданий и упражнений:
Личностное самоопределение:
- Сделай макет своего семейного дерева. Расскажи о своей семье одноклассникам (Starlight-2).
- Построй «лесенку». Впиши любые понравившиеся тебе слова из сказки (Starlight-2).
- Представь, что у тебя есть золотая рыбка. О чем бы ты хотел попросить ее? Запиши три свои желания. Расскажи о них одноклассникам (Starlight-2).
- Сделай своими руками подарок для одноклассника и подари его (Starlight-2).
- Now I can … in English(Starlight-3)
- Work in pairs. Each pair chooses a country. Student A is a visitor to this country and wants to know some information. Student B lives in this country and answers Student A’s questions. (Starlight-3)
- Listen and read the dialogue. Do you like the new president? (Starlight-4)
- What’s the moral of the story? Tell the class. (Starlight-4)
- Do you like the story? Choose J K L (Starlight-3)
Регулятивные УУД
Что касается регулятивных универсальных учебных действий, на начальном этапе обучения необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. На начальном этапе обучаются, играя и играя, развиваются. И при этом важно научить детей регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при разыгрывании диалогов, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам, при ответах на вопросы учителя. Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты. К концу начальной школы соответствующим возрасту становится использование проектной деятельности, как в учебе, так и вне учебы. Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Данная тема предполагает решение жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем.
Примеры заданий и упражнений:
- Be a tree detective! What to do: 1. Find a tree near your house. 2…(Starlight-4) - планирование
- How fast can you write the colours in alphabetical order? Compete with your friend. Who’s the winner? (Starlight-3) – прогнозирование.
- Where are they from? Read, look and choose (Starlight-4) – контроль.
- Read the story again and correct the sentences (Starlight-2) – коррекция.
- Let’s play. You’ve got 3 minutes. Write down…(three sports you need a net for, etc) (Starlight-4) – оценка.
- Множество диалогов, песен, портфолио для развития саморегуляции.
Перейдём к рассмотрению познавательных универсальных учебных действий. В начальной школе познавательные действия, формируемые на уроках английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст. На начальном этапе обучения важно научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи. Дети на данном этапе уже учатся отвечать на вопросы учителя письменно или устно и при самоконтроле и взаимоконтроле могут оценивать процесс и результаты своей деятельности и деятельности друг друга.
Логические УУД на начальном этапе ещё не сформированы, но, тем не менее, на уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление, используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.).
Примеры заданий и упражнений:
- Общеучебные действия:
- Who says the following sentences? Read the story again and answer. (Starlight-4) - поиск и выделение необходимой информации.
- Напиши о любом сказочном герое, используя текст из упражнения 2 как образец (Starlight-2) - осознанное построение речевого высказывания.
- Read and correct. Then match. (Starlight-4) - выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения.
- Be a tree detective! What to do: 1. Find a tree near your house. 2…(Starlight-4) - создание алгоритмов деятельности.
- Одним из наиболее активно прорабатываемых УУД в начальной школе является смысловое чтение: прочитать (прослушать) текст и найти интересующую информацию, выделить главные факты, определить главную идею и т.п. Задание из Starlight-2: Read the text and write yes or no.
- Логические действия:
- Составь предложения, соединив линиями слова и словосочетания, как показано в образце. (Starlight-2) – синтез.
- Заполни пирамиды словами с нужными буквами и прочитай слова вслух. (Starlight-2) - выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.
- What am I? Guess. (Starlight-3) - установление причинно-следственных связей.
- Portfolio. Choose a country. Pack your suitcase. Present your picture to the class. (Starlight-3) - построение логической цепи суждений.
Таким образом, формирование и развитие коммуникативной компетенции как средства формирования системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
Литература:
- Алексеева Л.Л. и др. Планируемые результаты начального общего образования. – М., 2010.
- Асмолов А.Г. И др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. – М., 2008.
- Воронцов А.Б. и др. Проектные задачи в начальной школе. – М., 2010.
- Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. //Английский язык. 2009. №19.
- Образовательный стандарт по английскому языку. Проект. Под ред. Прохоровой Е.Ф. – СПб, 2000