Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Как сделать урок иностранного языка интересным,
эмоциональным и в то же время
максимально эффективным?

Головина Ирина Николаевна
Успех зависит от множества факторов - от знания учителем своего предмета, от методического мастерства, от общей эрудиции педагога, от способности понимать детей и умения общаться с ними, от способности быть рефлексивными и даже от человеческого обаяния. Другими словами, учитель должен быть образованным, творческим и интересным человеком. Такой учитель в процессе своей деятельности ищет новые формы, способы, методы, приемы преподавания. Но на современном этапе преподавания иностранного языка этого уже недостаточно. В связи с всеобщей компьютеризацией учителю необходимо мыслить по-новому. Моделируя и проектируя свою деятельность, он должен активно внедрять новые информационные технологии.
Современный учитель должен соответствовать требованиям времени, т.е. быть гибким, уметь перестраивать свою деятельность, идти в ногу со временем, т.е. ориентироваться в новых педагогических технологиях.
Главной целью обучения иностранным языкам является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но потом интерес значительно ослабевает, а к старшим классам он пропадает у 80-85% учащихся. В чем причина?
Учение - это познание. Нельзя заставить человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.
Мотивация - это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Учащихся без мотивации к обучению просто не существует.
Иначе говоря, мотивация это такая “внутренняя энергия” человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно бездействует.
Каждый из нас может припомнить такой момент, когда мы что-то не хотели делать, а потом были довольны полученными результатами. Какая-то сила толкнула нас на это. Мотивация бывает позитивная и негативная.
Позитивная мотивация накапливает позитивные эмоции, (существует индивидуальный порог для каждого человека) и когда их интенсивность становится большой, то нужно переходить к действиям. Например, внутренний механизм срабатывает так: я вижу себя на международной конференции как говорящего на английском, испытываю позитивные чувства, говорю себе, что это здорово и что пора начать обучение, иду к полке, беру книгу/
Негативная мотивация организуется по той же схеме, с той лишь разницей, что человек рисует в своем воображении негативные картинки будущих событий, которые рассматривают его до такой степени, что он больше не может их выносить. (Вижу, как смешно и глупо выгляжу на международной конференции без знания языка, говорю себе, что это ужасно, это расстраивает меня еще больше, и терпеть больше не могу, иду за книгой).
Иногда до действий позитивной и негативной мотивации дело вообще может не дойти, если человек накапливает множество негативной информации. Например, после конфликта с преподавателем негативные эмоции переносятся на самообучение и предмет “английский язык”, поэтому эмоции от неудач, насмешек друзей относительно произношения и т.п. могут быть сильнейшим источником отвращения к обучению. Мотивация зависит от знания того, как учиться и наоборот. Четкая формулировка цели, умение подкреплять свое состояние любыми, даже очень маленькими успехами, повышает активность.
Почему полиглоты осваивают так много иностранных языков? Традиционный ответ - природная одаренность или развитие сверхспособностей. Но это не самая главная часть правды. На самом деле освоение нового языка для полиглота - самое лучшее проявление его уникальности, профессиональное самоопределение, а часто и смысл его жизни. Многие из них сделали освоение языков собственным хобби, профессией, стилем жизни. Изучение языков - это их способ самореализации в жизни, соревнование с самим собой (других подобных соперников просто не бывает).
Источники создания мотивации.
  1. Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена.
  2. Мотивация успеха - если предмет “удается”, то его изучаю с удвоенным интересом.
  3. Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны.
  4. Эстетическая мотивация - многие методисты высказывают мысль о том, что учащиеся должны изучать иностранный язык не только потому, что им нужно знать язык, а потому что изучение языка - удовольствие.
  5. Инструментальная мотивация - исходя из работы мозга, темперамента каждый ученик имеет свои любимые формы и виды работ. Суть инструментальной мотивации состоит в том, чтобы дать возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.
  6. Познавательная мотивация - интерес к содержанию обучения. Каждый учитель имеет большие резервы для стимулирования интереса учащихся к овладению иностранным языком. На уроке иностранного языка может звучать современная музыка, песни, ролевые игры, могут
использоваться современные тексты, и множество интересных * эффективных игровых упражнений для развития языковой компетенции.
Игровые технологии - действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет школьников волноваться и переживать. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.
На уроках английского языка необходимо развивать в учащихся такое ценное качество, как инициативность. Обучившийся иностранному языку должен уметь привлечь внимание собеседника, начать разговор, предложить тему, заинтересовать партнера по общению, т.е. достичь своей реальной коммуникативной цели. На занятиях формирую инициативную речь у ребят с помощью целого ряда средств, включая вопросно-ответные и репликовые упражнения.
  1. Разминка. Отводить на каждом уроке несколько минут для вопросов:
а)  одному из одноклассников;
б)  учителю или незнакомому (условно) лицу.
Иногда содержание вопросов оговаривается, иногда предоставляется “свобода темы”.
Цель:   настроить учащихся на дальнейшую речевую деятельность.
Учащиеся задают произвольные (инициативные) вопросы одному из учеников.
What’s your name?
How are you today?
Who is your English teacher?
Is it still raining?
Where do you live?
How many sisters and brothers have you got?
  1. Разминку иногда провожу в виде упражнения “Обратитесь ко мне”. Это упражнение очень нравится детям, так как оно напоминает игру. Суть его в следующем: я медленно передвигаюсь по классу между партами, а ученики поочередно обращаются ко мне с разного рода вопросами, просьбами, предложениями. Например:
Are you having a lesson now?
Have you already have your breakfast?
Can you give me your book?
Have you got a son or daughter?
  1. Диалогам всегда особое внимание. Один и тот же диалог можно разыграть и представить по-разному. Идеи и роли подсказать ребятам. А сами они могут придумать много оригинальных вариантов.
Два школьника бегут в школу, сталкиваются друг с другом, произносят диалог, смотрят на часы, потом разбегаются:
- Excuse me.
-Yes?
  • Can you tell me the time please?
  • Certainly? It’s 4 o’clock.
  • Oh? It’s high time to go to school.
  1. can’t be late. Our teacher is so strict.
  • Don’t you know: it’s never too late to learn.
  • Of course, it’s not. But.
  • And besides: better late that never.
  • But better never late they say especially school.
I must go. Thanks.
  • Not at all. Bye.
Дальше этот диалог можно расширить, добавив 5-7 реплик в зависимости от ситуации.
  1. Творческая работа с песенками. С большим удовольствием ребята разучивают и поют песни на английском языке. Один из любимых видов работы. Они и поют, и танцуют одновременно. В конце года мы проводим открытый урок для родителей, где ученики демонстрируют свое творчество, накопленное за год.
При обучении грамматике учебные пособия предлагают мало идей для интересной работы. В основном это грамматические упражнения по отработке структур. Поэтому игровые упражнения вызывают чувство приятного напряжения, если они получаются.
№1 Пример игры для отработки вопросов общего типа - “Don’t say yes or no” (ни да, ни нет, не говори) когда ведущему задаются вопросы, на которые он не должен давать ответы “Yes” or “No”.
Образец:
Are you fond of reading?
Only novels.
Is it Monday today?
It was yesterday и т.д.
№2 Упражнение выполняется в тройках: первый ученик составляет предложение в Present Simple, второй это же предложение употребляет в Past Simple, третий в Present Perfect.
Пример:
  1. - I come home
  2. - I came home
  3. - I have come home
№3 Участники объединяются в группы по 3 человека. Первый участник называет третью форму, второй вторую, первый - начальную форму.
№4 Упражнение на тренировку Present Perfect Tense. Участники объединяются в группы по 3-4 человека. Выбирается учащийся, которому будут задавать вопросы в Present Perfect Tense. Независимо от того, какой зададут вопрос, отвечающий должен ответить: “Yes, I have”. Затем члены группы продолжают задавать вопросы, уточняя детали. Через отведенный преподавателем промежуток времени ученики должны будут определить, говорил отвечающий правду или нет.
№5 25 вопросов и ответов к слову “table” на зрительное внимание. Упражнение закрепляет навык постановки общих, специальных, разделительных и альтернативных вопросов, вводит некоторые новые обиходные слова, тренирует навык владения структурой короткого повествовательного предложения, способствует развитию спонтанной реакции в рамках модели “вопрос-ответ” и употреблению отдельных разговорных формул.
Упражнение выполняется всеми обучаемыми, каждый новый вопрос должен относиться к какой-нибудь не охарактеризованной ранее стороне предмета.
№ 6 Два предмета. Упражнение на определение сходства между двумя подобными предметами.
Упражнение способствует развитию наблюдательности, развитию свободного употребления форм степеней сравнения прилагательных и притяжательных местоимений.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»