Геймификация образовательного процесса
Антонова Анна Федоровна,
учитель английского языка
Санкт-Петербургского академического
художественного лицея имени Б.В. Иогансона
учитель английского языка
Санкт-Петербургского академического
художественного лицея имени Б.В. Иогансона
Суметь размыть грань между работой и игрой — большое достижение
Арнольд Тойнби
Арнольд Тойнби
Учиться сейчас гораздо проще, чем когда-либо, но существует одна проблема, о которой в педагогической среде говорят все чаще, - это скука.
В наши дни у большинства учеников в школьных рюкзаках лежат смартфоны или планшеты, дети играют в компьютерные игры везде – дома, на улице и на переменах. Естественно, по сравнению с играми обычный школьный урок воспринимается учениками как довольно скучное занятие. Это приводит к тому, что современный учитель стремится к поиску все новых инструментов для вовлечения учащихся в образовательный процесс. И, как показывает всемирная практика, для поколения современных школьников традиционные подходы становятся малоэффективными: обучение как простая передача информации воспринимается весьма скучным.
Важной причиной растущей популярности игровых методов в обучение обусловлено тем, что в условиях современного мира учителю необходимы методы, которые способствуют оптимизации учебного процесса, что указывает на необходимость поиска средства для создания интереса учащихся к предмету, а также активизации их познавательной деятельности. И именно игры отлично справляются с этой задачей. Использование функций игровой деятельности помогает мне решить задачи формирования, развития и совершенствования умений и навыков учащихся.
Применение игры в учебном процессе несет в себе целый ряд важнейших функций, таких как:
1) Обучающая - помогает в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков овладения иностранным языком;
2) Воспитательная - помогает в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, развивает чувство взаимопомощи и взаимоподдержки;
3) Развлекательная - создает благоприятную атмосферу на уроке, превращает урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение;
4) Коммуникативная – создание иноязычного общения, объединение коллектива учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основных на взаимодействии на иностранном языке;
5) Релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку;
6) Психологическая – подготовка физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации;
7) Развивающая - направлена на гармоничное развитие личностных качеств учащихся.
Не так давно в различных сферах, в том числе и в педагогической, стал использоваться термин «геймификация», как концепция, основанная на применении игровых методов, принципов, техник и приемов к неигровым видам деятельности.
Сегодня геймификация позволяет "достучаться" до современных детей, которые привыкли играть в компьютерные игры, общаться в социальных сетях. Геймификация позволяет достигать своих целей, давая учащимся возможность играть и развлекаться.
Геймификации пророчат статус самого популярного тренда ближайшего будущего, о котором будет говорить буквально каждый. Как бы то ни было, интерес к этой концепции обусловлен желанием людей найти средство, при помощи которого можно повысить интерес к любой деятельности, в том числе и вовлеченность учащихся в процесс обучения.
Сила геймификации как раз в том, что пробуждает в каждом соревновательный дух. Когда человек играет, он вовлекается в процесс все больше и больше, чувствует удовлетворение от своих достижений. При чем, чем больше он этим занимается, тем больше погружается в процесс, вследствие чего, достигает новых уровней.
Среди принципов, лежащих в основе геймификации процесса обучения:
- Получение постоянной обратной связи от учащихся, которая даёт возможность динамичной корректировки процесса;
- Поэтапное погружение учащихся в более тонкие функциональные моменты с постепенным увеличением уровня сложности задач;
- Создание легенды (драмы), которая вызывает интерес учащегося, способствует возникновению чувства сопричастности и эмоциональной вовлечённости.
- Принцип мотивации. Это основополагающий принцип, на котором и строится большинство игровых задач. В зависимости от аудитории нужно использовать разную мотивацию.
- Принцип неожиданных открытий и поощрений. С каждым вводом чего-то нового разжигается любопытство, и неважно, что это будет: новые правила, новые эмоции, новые вознаграждения или что-то еще.
- Принцип статуса. Каждый человек нуждается в том, чтобы продемонстрировать собственную значимость.
- Принцип вознаграждений. Оно способствует большей вовлеченности в процесс. Награды могут быть любыми, но, главное, чтобы они интересовали игроков.