Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методы обучения, используемые на уроках английского языка
в условиях работы в физико-математическом лицее для повышения
мотивации и эффективности усвоения материала

Рыжикова Татьяна Александровна,
учитель английского языка ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Пик популярности и престижности профессии инженера пришёлся на середину прошлого века. Тогда конкурс при поступлении в технические вузы Санкт-Петербурга смело мог соперничать с конкурсами в медицинские вузы и даже в СПБГу. Однако, как это ни печально, в 90-е годы ХХ века слово «инженер» приблизилось по смыслу к словам «нищий» и «безработный». 
Но, времена меняются, и вот в 2014 году президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на заседании Совета при Президенте по науке и образованию ставит вопрос о модернизации отечественной системы инженерного образования. «Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости» - сказал на заседании Президент. По данным информационных обзоров и рейтингов специальностей, востребованность квалифицированных специалистов на производстве с каждым годом увеличивается. 
В результате, появилась необходимость и актуальность обучения детей в школах с углубленным изучением математики и физики. Однако, многие родители, отдавая своих детей в такие школы, пристальное внимание уделяют иностранным языкам, понимая необходимость высокого уровня владения для карьерного роста в будущем.
Однако, современный учитель иностранного языка, работающий в школах, дающих глубокие знания в технических дисциплинах, вынужден смириться с тем, что предмет преподается три раза в неделю в группах, состоящих из 15-18, а то и больше учащихся. Всё это не способствует хорошему усвоению материала, а значит, надеяться на глубокие знания иностранного языка не приходится. Специфика предмета заключается в первую очередь в том, чтобы говорить. Учащиеся, пополняя словарный запас и усваивая определенные грамматические структуры,  должны уметь применять всё это в речи. А значит, практиковать коммуникативные навыки на каждом уроке. Любой учитель иностранного языка скажет, что в условиях работы в больших группах это практически невыполнимо. Таким образом, ставится под сомнение качество коммуникативных умений. Тем не менее, нам приходится с этим как-то жить и интенсивно применять современные технологии обучения, придумывать методы, помогающие  увеличить интенсивность обучения иностранному языку.
Рассмотрим некоторые из таких методов.
1. Опыт работы в физико-математическом лицее привел нас к необходимости использования математических формул и понятий при разработке алгоритма грамматики английского языка. Например, объясняя такое сложное грамматическое  понятие как Present Perfect Continuous, можно расписать учащимся вывод формулы have (has) + been + ing-form. Формула получается в результате слияния двух времен Present Perfect и Present Continuous.
Have/has + (III form + be) + ing-form  = have/has + been + ing-form.
Дети, как правило, удивлены тому, что математику можно использовать при изучении английского языка.
2. Хорошо работает метод использования опорных схематических рисунков. Опорные рисунки как средство обучения способствуют осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний. Использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы. Обучение с применением опорных рисунков развивает память, логическое мышление, индивидуальные способности учеников. Опорные рисунки являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения изучаемого материала. Стоит только один раз показать учащимся принцип составления опорных схематических рисунков, как они сразу с удовольствием готовы разработать собственные при изучении нового материала. Использование опорных рисунков в отличие от опорных конспектов дает возможность исключить написание английских слов, которые могут послужить подсказкой или шпаргалкой. Дети, как правило, увлекаются способом отобразить графически предложение или ту или иную мысль.
3. К одним из эффективных методов обучения английскому языку можно отнести метод использования спонтанной реакции при условии неожиданного погружения в какую-либо ситуацию. Он хорошо работает при  закреплении грамматического и лексического материала.
Например, если вы изучаете Present Perfect, можно использовать следующий прием. С самого начала урока, минуя организационный момент, задать учащимся вопрос: How many mice have you eaten today? Данный вопрос обычно ввергает детей в шок. Может прозвучать ответ I don’t eat mice. Но, тем не менее, подталкивая детей на употребление грамматической формы Present Perfect можно продолжить Yes, you usually don’t  eat mice. But today…. Have you eaten mice today? Учащиеся вынуждены ответить I haven’t eaten mice today! Варианты неожиданных ситуаций будут зависеть только от фантазии учителя.
4. Есть еще один метод, который можно эффективно использовать на уроках английского языка – это метод развития ассоциативного мышления, используя современные компьютерные технологии, Интернет. Метод этот можно использовать при закреплении как грамматического, так и лексического материала. В интернете можно подобрать любые картинки или фотографии, способные вынудить учащихся представить ту или иную ситуацию, в которой можно использовать новые слова или грамматические структуры.  Например, вы изучаете условные предложения. Любая фотография из интернета способна дать учащимся возможность фантазировать на ту или иную тему. Даже фотографии животных. К примеру, вы открыли фото льва. Учащиеся могут дать следующие варианты условных предложений: If I were a photographer I would take a picture of this lion. Или If I travel to Africa I will take a safari tour. Или If I hadn’t forgotten my camera I would have taken the picture of a lion.
5. Пожалуй, самым забавным методом, используемым на уроках английского языка можно назвать метод использования всех каналов восприятия (действуют все органы чувств) для повышения эффективности запоминания лексики. Например, вы отрабатываете на уроке лексику по теме животные. Необходимо подготовить набор игрушечных животных. Можно попросить учащихся закрыть глаза и выбрать из коробки любую игрушку. Учащийся должен с закрытыми глазами на ощупь определить какое это животное.
Можно перечислять долго различные методы, которые вы способны придумать сами и которые будут подчинены одной цели – эффективному обучению иностранного языка. Все они реализуют следующие дидактические принципы в ходе обучения:
-принцип сознательности и активности учащихся в обучении - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности.
принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в информационной базе Интернет;
принцип связи обучения с практикой - предоставляются широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий;
принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения, как содержания, так и процесса обучения.
принцип доступности требует учитывать особенности развития учащихся, их уровень усвоения дисциплины. - принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Компьютер включает в работу максимальное количество органов чувств: зрительный, слуховой и тактильный;
принцип развивающего и воспитывающего характера обучения взаимосвязан с предыдущими принципами.
Конечно, никто не отменял традиционные методы обучения, но использование нестандартных методов в сочетании с общепринятыми всегда дают больший эффект на уроках и делают их для учащихся интересными и незабываемыми.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»