Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Использование элементов эрготерапии как средства преодоления
трудностей общения в педагогическом процессе
Бойченко Наталья Витальевна 
В последнее время перед школой возникает проблема, связанная с трудностями школьников в учебе, обусловленных различными причинами. Одной из таких причин являются трудности общения, которые осложняют процесс обучения. Исследованием трудностей общения занимались такие педагоги и психологи, как Н.В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик, В.А. Лабунская и др. 
Общение является важнейшей областью человеческой деятельности. Понятие «общение» определяется как межличностный или групповой процесс, в основе которого лежит обмен между людьми определенными результатами их деятельности – усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, установками.
Если процесс общения перестает протекать эффективно в силу каких-либо причин, то следует говорить о трудностях общения, которые возникают без предварительного намерения, сопровождаются отрицательными эмоциями, сложными переживаниями и чувством психологического дискомфорта. К их числу относятся – острое чувство одиночества, отчужденность, необщительность; трудности в социальной коммуникабельности – неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно и достойно выйти из конфликта. Трудности общения различаются по степени тяжести протекания и психологическим последствиям, степени неудовлетворенности общением, возможностями  и способом устранения. 
Если рассматривать проблему трудностей общения у школьников, а также то, что деятельность учителя приобретает сегодня терапевтическую направленность, комплекс эрготерапевтических упражнений можно рассматривать в качестве нетрадиционного средства для решения данной проблемы. Эрготерапия как один из видов терапевтической помощи уже признана в мировой психолого-педагогической практике и является эффективной методикой для решения многих затруднений людей, в частности, затруднений коммуникативного характера. Сущность данной терапии представлена в работах таких зарубежных авторов, как Д. Айрес, Е. Й. Капхард, В. Хюгель, г. Пютц, В. Маттес и др.
В педагогической терминологии термин «терапия» начал употребляться в рамках новой научной отрасли – лечебной педагогики, изучающей способы предупреждения и снятия затруднений ребенка в таких видах деятельности, как учебная, трудовая, общественная и другие. Имеются в виду затруднения, связанные с коммуникативными барьерами, психологическим и эмоциональным состоянием, поведением ребенка, не носящим патололгического характера.
Сегодня педагогическая наука характеризуется тем, что она синтезируется с другими науками: медициной, социологией, социальной психологией, что способствует развитию новых отраслей в психолого-педагогической науке: социальной педагогики, педагогической психологии, коррекционной и лечебной педагогики. «В этой связи становится актуальной потребность разрешения проблемы выхода из «заинтеллектуализированного» поля образовательного процесса, «оживления» деятельности органов чувств учащихся в противовес традиционной школьной среде сенсорного дефицита и психомоторного закрепощения.
В этой связи комплекс эрготерапевтических упражнений как нетрадиционное педагогическое средство помощи при различного вида затруднениях в педагогическом процессе является актуальным.
Эрготерапия (to ergon (греч.) = дело, действие, активность) – это терапевтическая форма, при которой благодаря различным методам и терапевтическим материалам пациент приобретает самостоятельность, активность, а также преодолевает различного рода затруднения.
Целью применения эрготерапии является восстановление, улучшение или компенсация обусловленных заболеваниями ограниченных функций и способностей. Поэтому эрготерапевтические мероприятия являются соответственно составной частью общей концепции для реабилитации, которая приспособлена устранять ограничение, исправлять или предотвращать ухудшение, преодолевать различные затруднения, избегать или уменьшать потребность в уходе (лечении). Эрготерапия пользуется активирующими и ориентированными на действие методами при применении специально адаптированного материала для выполнения упражнений, направленных на выработку практических жизненных навыков.
Основой терапевтической работы учителя является ребенок и его всесторонняя личность. В планировании работы главной целью является высокий уровень компетенции действия для развития самостоятельности ребенка, преодоление различных затруднений, с которыми он сталкивается в повседневной жизни и в учебном процессе.
Виды эрготерапевтической помощи учителя, охватывающие поддержку и содействие развитию учащихся, подразделяются на области: деятельная компетенция в учебном процессе, моторное развитие и сенсорная интеграция в грубо- и мелкомоторной координации, эмоциональная социо-компетенция, способность коммуникации.
В эрготерапии применяются такие терапевтические средства, как подвижная игра, моделирование бытовых видов деятельности (поход в магазин, в театр, прогулка по городу), ремесленные виды деятельности (работа с деревом и глиной).
Комплекс эрготерапевтических упражнений является эффективным средством преодоления коммуникативных барьеров в педагогическом процессе при следующих условиях, что: общение – это активная деятельность ребенка в рамках учебного процесса, которая подвергается коррекции и изменениям; уровень знаний учеников достаточен для осуществления коммуникации, диалога, общения; комплекс эрготерапевтических упражнений построен по принципу «от простого к сложному – от поверхностного к глубокому», организация учебного пространства способствует снятию трудностей общения, ребенок постоянно включен в процесс активной самостоятельной деятельности.
Для эффективности процесса преодоления трудностей общения комплекс эрготерапевтических упражнений должен быть включен в систему уроков на всех этапах обучения: от предъявления материала до контроля.
При использовании комплекса эрготерапевтических упражнений не только преодолеваются трудности общения, но и развиваются познавательные способности личности и учащихся в целом.
 
Литература:
  1. Коллектив, Личность. Общение: Словарь социально-педагогических понятий /  под ред. Е. С . Кузьмина – Л: Лениздат, 1987. – 144с.
  2. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. В. А . Лабунская – М.: Академия, 2001. – 288 с
  3. Ergotherapie, vom Behandeln zum Handeln – Clara Scheepers, Ute Steding, Peter Jehn, - Stuttgart - N. York, 2010 – 386S
  4. Grundlagen der feinmothrik in der Ergotherapie, Sammlung, - Idstein& SchulzyKirchner, 1993. – 167 S
  5. An Wunder glauben / Putzt Gunter u.a. – Dortmund: Borgmann publishing, 1998.-422S
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»