Чтение как вид речевой деятельности
Гучина Любовь Николаевна
Стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования, как важный составляющий элемент политической, экономической и культурной сферы жизни страны. Огромные образовательные возможности иностранного языка как филологической дисциплины, осознаются специалистами в области преподавания, самими учащимися и их родителями. Второй иностранный язык включен в перечень обязательных предметов области «Филология» в стандарте основного общего образования. Владеть несколькими иностранными языками- требование времени. В связи с новыми задачами, которые стоят перед современным обществом, увеличился интерес к французскому языку, который является языком литературы и искусства, моды и дипломатии, международным языком почтовой связи и математики. В нашей гимназии он изучается, как второй иностранный язык и его изучение осуществляется как через урочную, так и внеурочную деятельность.Немаловажную роль в достижение метапредметных результатов при обучении учащихся в школе играет именно область иностранного языка. С помощью предмета «Иностранный язык» учащиеся развивают навыки и умения учебной и мыслительной деятельности. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и фиксацию. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опустить второстепенное.
В соответствии с Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
- сознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтничекой коммуникации;
- развитие таких качеств как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Предметные результаты предполагают формирование навыков (произносительных, лексических, грамматических) и развитие умений в четырех основных видах деятельности, а именно: говорении, чтении, аудировании, письме.
Развитие коммуникативных компетенций в чтении одна из важных задач, которая стоит перед учителем на протяжении всего периода обучения иностранному языку. На итоговом экзамене по иностранному языку в разделе « Чтение» проверяются три вида чтения:
- чтение с пониманием основного содержания;
- чтение с пониманием запрашиваемой информации (понимание структурно-смысловых связей в тексте);
- чтение с полным (детальным) пониманием информации
Чтение это вид речевой деятельности, направленный на извлечение информации из письменного текста. Передача системы знаний, обучение иностранному языку невозможны без этого вида речевой деятельности. На уроках иностранного языка необходимо развивать зрительное восприятие, узнавание, осмысление, прогнозирование, выделение смысловых связей и обобщение. Память, внимание, реакция на прочитанное являются важными составляющими в успешном обучении этому виду деятельности. Немаловажную роль при этом имеет содержание самих текстов: художественных, научно-популярных, публицистических. Они способствуют воспитанию качеств гражданина и патриота, развитию национального самосознания, интереса к культуре страны изучаемого языка. Безусловно, работа учителя по обучению учащихся чтению способствует их мыслительным способностям, развитию вкуса к печатному слову, учит креативному мышлению и творчеству.
В процессе всего обучения учащиеся овладевают навыками работы с текстами. Они учатся прогнозировать содержание по заголовку текста, понимать основное содержание текста, извлекать нужную (запрашиваемую информацию), понимать структурно-смысловые связи в тексте, полностью понимать текст. В пособиях по подготовке к ЕГЭ достаточное количество подобных заданий, но не менее интересно попытаться сделать подобные задания самому учителю, предложив учащимся «свой продукт», чтобы точнее понять в чем причина того или иного неуспеха, над чем стоит поработать учителю.
I вариант работы с текстом «Marianne disparue»
Текст « Исчезнувшая Марианна» является художественным текстом. Подобные тексты дают возможность изучать культуру и историю Франции. Эти тексты имеют определенные сложности, поскольку в них сочетается логическая /интеллектуальная информация с образной/эмоциональной. Эти трудности требуют предтекстовых пояснений. Вначале предлагается работа, связанная с предположением названия самого текста (часть заголовка отсутствует), затем содержания данного текста по заголовку, а также небольшое страноведческое отступление в виде вопросов (упр. №1). Далее следует работа на установление соответствий между незаконченными предложениями текста и их частями. Цель этого задания (упр. №2) проверить понимание структурно-смысловых связей текста. В тексте эти предложения представлены буквами A-F, их части цифрами 1-7.
Работа учащихся:
- Учащиеся обязаны прочитать текст, понять основное содержание (кто главные действующие лица, где и когда происходит действие). В данном тексте речь идет о мальчике, который собирает марки и по своей небрежности теряет драгоценную марку. После длительных поисков и отчаянья героя марка находится.
- Следующий этап работы – прочтение частей предложения, которые необходимо вставить в текст вместо пропусков. Все они являются придаточными предложениями.
- Далее необходимо прочитать незаконченные предложения текста, проанализировать синтаксическую структуру и подставить ту часть предложения, которая подходит по смыслу и грамматически.
При наличии времени можно продолжить работу с текстом, завершив ее небольшим монологическим высказыванием. Данное высказывание предназначено для более сильных учащихся, которые смогли полностью понять текст. Впрочем, наличие улыбок у ребят после прочтения, также является для учителя знаком успешной работы, понимания прочитанного. Текст забавный сам по себе. Улыбнулись, значит - поняли.
- Le travail avant la lecture du texte avec le titre caché.
Ex.1 Le texte proposé a le titre «__________________ disparue».
Supposez s’il vous plait :
- Qui ou quoi peut disparaitre? ( les élèves font des suppositions)
- Qui sont les personnages de cette histoire?
- Pourquoi il (elle) a disparu?
Le travail avec le titre qui est déjà ouvert aux élèves: «Marianne disparue»
- Qui est-ce Marianne?
- Pourqoui Marianne a-t-elle disparu?
- Où est-ce que nous allons la trouver?
(Они вспоминают французскую героиню Марианну, символ Великой Французской Революции)
- Lisez le texte et remplissez les lacunes A-F par les parties des phrases 1-7.
- Remplissez une grille.
MARIANNE DISPARUE
Richard collectionne les timbres depuis qu’il est tout petit. Sa collection est déjà très belle et Richard la montre souvent à ses amis ; il leur montre surtout saMarianne».
Non seulement ce timbre est la plus belle pièce de sa collection,mais il lui rappelle aussi une histoire presque incroyableA__________________ à qui il montre ses timbres.
Un jour, Richard avait mis sur son bureau son album où il range sa collection. Le bureau de Richard est devant la fentre de sa chambre, et ce jour-là, comme il faisait chaud, la fentre était ouverte. Il avait sorti sa «Marianne» de l’album pour mieux la regarder,
- _________________________. Il a mis le timbre sur l’album et il est sorti de sa chambre pour aller répondre.
Son frère n’avait rien vu non plus. Il n’était pas allé dans la chambre de Richard et les timbres ne l’intéressaient pas. Il est retourné dans le jardin pour chercher encore, mais la nuit est venue.
- Viens manger! a appelé la mère.
- Je n’ai pas fai!
- Allons, on ne perd pas l’appétit pour un timbre perdu.
- Mais je nel’ai pas perdu, il a disparu, et je ne comprends pas comment c’est possible!
- Peut- être le chat?
- Les chats ne mangent pas de timbres
- Richard! Fais-le descendr!
- Alors Richard a regardé le chat et là, sur la queue, collée sur les poils, il a vu.....sa «Marianne»!
- que le timbre n’était plus là
- qui était sur la table
- quand le téléphone a sonné
- qu’il raconte d’ailleur volontier aux amis
- qui mangeait tout près de la table
- qui sortait aussi
- où il a continué à chercher
A | B | C | D | E | F |
Ex.3 Richard trouve cette histoire presque incroyable et vous? Qu’en pensez-vous?
(Ричард считает эту историю почти невероятной, а вы? Что вы об этом думаете?)
A mon avis…..
D’abord…..
Ensuite……
Enfin.......
Voila pourquoi…….
Les clés :
A | B | C | D | E | F |
4 | 3 | 1 | 7 | 6 | 2 |
- вариант работы с текстом «Marianne disparue»
Работу с данным текстом можно построить иначе, заменив задание (упр. №2) и предложив учащимся выбрать ответ из четырёх предложенных вариантов.
План, который учащиеся могут составить к тексту, также поможет правильно понять текст.
- Для этого следует прочитать текст, чтобы понять его основное содержание. Определить, кто является главными действующими лицами, где, когда и почему происходят события.
- Затем еще раз прочитать текст, одновременно выполняя задание, сопоставляя предложенные варианты с содержанием прочитанного.
Ex.2 Lisez le texte et faites le devoir, en choisissant une variante convenable 1,2,3,4. Remplissez une grille.
(Прочитайте текст и выполните задания, выбрав подходящий вариант 1,2,3,4. Заполните таблицу).
a) Richard montre « Marianne» à ses amis parce que:
- ce timbre est la plus belle piece de sa collection
- il collectionne les timbres depuis qu’il est petit
- il lui rappelle une histoire extraordinnaire
- ses amis ont demandé de montrer ce timbre
b) Richard a mis son album sur son bureau pour:
- ranger sa collection
- répondre au téléphone
- sortir et mieux regarder le timbre
- parce que la fenetre était ouverte
c) Richard a cherché son timbre:
- dans la salle de bain
- dans sa chambre
- dans la cuisine
- sur le toit
d) Il a trouvé sa Marianne:
- collée sur la queue du chat
- loin de la fenetre
- chez son frère
- dans le jardin
A | B | C | D |
Les clés :
A | B | C | D |
3 | 3 | 2 | 1 |
Чтение - одна из практических целей изучения иностранного языка. Ценность работы с текстом - это изменение отношения к сложному предмету, как доступному и увлекательному. Чтение, как и любая форма письменного или устного общения, требует большой практики, поэтому учащиеся должны читать как можно больше. При самостоятельном чтении особое значение имеет догадка, сопоставление и нахождение уже знакомых слов, используемых в русском и английском языках.
Французские изречения ярко подчеркивают роль чтения в нашей жизни: «Lire ça donne une meilleure vision du monde» - «Чтение позволяет лучше увидеть мир». «Lire me rend emotif, cultivé, sensible, rieur, paradoxal, joyeux, heureux, passionné, frissonnant, libre et vivant» - «Чтение волнует, образовывает, смешит, делает меня чувствительным, парадоксальным, радостным, счастливым, страстным, свободным и живым».
Продолжая те же изречения, добавлю: «Lire n’est pas une aventure comme les autres. Elle peut transformer la vie» - «Чтение это не просто приключение, оно может изменить жизнь». Всякий раз, приступая к работе над чтением, я думаю, чем этот текст станет для учащихся: окном в мир, приключением? Я уверена в одном: если учащимися потрачено время на этот вид деятельности, оно потрачено с пользой для них. Ведь читающий ребенок, это думающий взрослый – «Un enfant qui lit sera un adulte, qui pense».
Использованная литература:
- https://www.herzen.spb.ru. Требования ФГОС Нового поколения к обучению иностранным языкам в средней школе.
- Документы ФГОС учителю иностранного языка. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Требования к результатам освоения основной образовательной программы Иностранный язык.
- Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. — М.: Просвещение, 2011. — С. 9—14. — (Стандарты второго поколения))
- «En avant la musique» 3-ий год обучения французскому языку (зеленая серия) авторы: Ж.Блан, Ж.М. Картье, П.Ледерлен, издательство «Clé international»