Медиаобразование в преподавании иностранного языка
Куминова Екатерина Ивановна
Конец XX – начало XXI века вошли в историю, как период постиндустриального медиатизированного общества. Основными характеристиками являются глобализация, информатизация, технологизация, межкультурная коммуникация. Веление времени –создание благоприятных медиа условий для гармонизации отношений между образованием и интенсивно развивающимися СМИ. Вследствие чего в современной социокультурной ситуации медиаобразованию личности будущего педагога принадлежит значимая роль. Необходимо повысить роль медиаобразования на всех образовательных уровнях, в решении проблем формирования медиакомпетентной личности; создания условий для доступа учащихся ко всем видам медиа, являющимся потенциальным инструментарием для понимания общества и участия в демократической жизни; поощрения производства, творчества и интерактивности в различных сферах медийной коммуникации
Процесс усвоения современным школьником определенной системы знаний, норм и ценностей в большой степени происходит именно через аудиовизуальные средства массовой коммуникации (СМК), которые являются источником самой актуальной и разнообразной информации.
С каждым годом влияние и популярность кино/теле/видео/компьютерных экранов заметно возрастает. возможности аудиовизуальных СМК заключаются не только и не столько в развитии и коррекции речи, восполнении отсутствующей языковой среды с помощью наглядного представления речевой ситуации, но и в значительной степени в формировании медиакомпетентности. Решении этой задачи идет через вовлечение обучающихся в активную медиадеятельность, а именно, в развитие так называемого медиаобразовательного пространства, «создания педагогически спроектированной информационно-образовательной среды учебного заведения, подключенной к мировому образовательному пространству и удовлетворяющей культурно-образовательные потребности современного молодого человека». Сегодняшнему педагогу необходимо обладать медиакомпетентностью, а именно умением проектировать и организовать медиаобразовательное пространство и смело позиционировать в нем. То есть обладать всеми ключевыми компетенциям в информационном обществе в контексте деятельности СМИ. Сам процесс медиаобразования органически вписывается в урок. В этом состоит принципиально новый подход к использованию СМК на уроке иностранного языка на современном этапе информатизации общества.
Сегодня учащиеся существенно изменили свои медиапредпочтения и самостоятельно формируют собственную медиасреду, которая характеризуется использованием различных современных форм медиа. В их числе – блоги, форумы, интернет-комментирование, виртуальные сообщества, самодеятельные газеты и журналы, фото-, аудио - и видеотворчество, SMS-сообщения, мобильные коммуникации и многое другое. По данным фонда «Общественное мнение», 25% авторов сообщений, циркулирующих в информационном пространстве, – люди в возрасте 16-20 лет.
Язык является важнейшим средством общения и используется людьми для взаимодействия между индивидами и группами индивидов. Обучение иностранному языку есть обучение пользованию этим средством. Сегодня предмет "иностранный язык" имеет одной из ведущих задач - обучение коммуникации. Через СМК при обучении иноязычному общению учащиеся могут овладеть не только межличностным общением, но и опосредованным медиатизированным.
Медиаобразование следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании иностранного языка, отличать от обучения с помощью медиа. СМК может использоваться как средство обучения и как средство медиаобразования. Если СМК направлено на интенсификацию процесса обучения, обеспечение набором единиц социокультурной информации, на ознакомление с правилами общения - вот это СМК как средство обучения, т.к. выполняет однонаправленную дидактическую функцию; если СМК направлено на приобретение знаний в области информологии и СМК, на изучение подрастающим поколением закономерностей массовой коммуникации, на формирование медиакомпетентности, - в данном случае СМК является средством позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности.Разнообразные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся, изучения отдельных тем, самоконтроля полученных знаний, медиаобразования.
1. Для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefox, других различных поисковых систем и программ для работы в режиме on-line (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com ,Prez-team.com) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование, создание слайдовпрезентаций в режиме on-line и т.д.);
2. Для работы с текстами,используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExcelвыполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на вебстраницах; MicrosoftOfficePublisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.
3. для автоматического перевода текстов с помощью программпереводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
4. для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flashдиски);
5. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent);
6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio).
Рассмотрим некоторые инновационные методы обучения английскому языку:
1. Web-quest. Этот метод представляет собой проблемно-поисковое задание, базирующееся на базе информационных ресурсов Интернета с элементами ролевой игры. Учитель дает проблемное задание и указывает информационные ресурсы сети Интернет, учащиеся решают предложенные проблемные задания с использованием данных ресурсов. В рамках вебквеста применяются различные типы заданий: Сравнение событий, распознавание главной и второстепенной информации, еѐ систематизация, интерпретация авторской позиции, обобщение и прогнозирование на изучаемом языке способствуют формированию медиакомпетентности.
2. Web-portfolio. Его используют для саморазвития и самопознания.
Суть создания метода в том, что ученик на указанном сайте самостоятельно создает своѐ досье, в котором отражает свой опыт изучения иностранного языка и медиаобразования, имеющиеся достижения, ставит цели и задачи, оценивает свои показатели, планирует формирование знаний и умений.
3. Project work. Стимулирует учащихся создавать собственные медиа продукты. Такой вид задания состоит из индивидуального планирования, самостоятельного исследования, презентации результатов
работы.
4. Work with video. Просмотр видеофрагментов – одна из основных форм медиаобразования и эффективного средства изучения иностранного языка.
5. Brainstorming/roleplay. Метод мозговой атаки и ролевая игра представляют собой решение проблемы через творческий потенциал учащихся.
6. Задания с использованием QR кодирования.
Интеграция медиаобразования с курсом иностранного языка, с опорой на концептуальные основы медиакультурного подхода способствует формированию культуры общения с медиа; этической и эстетической направленности обучения с помощью и на материале иноязычных медиа; пониманию подтекстов социальных, экономических, политических и культурных иноязычных медиатекстов; формированию и реализации художественно-творческого, креативного потенциала личности в результате медиаобразовательной деятельности; формированию иноязычных культурных ценностей обучающегося средствами медиа и видение целостной картины мира, развития такие умений и навыков медиатизированной межъязыковой, межкультурной коммуникации средствами медиа на основе уважения, взаимопонимания, терпимости к культурным различиям и преодоления культурных барьеров.
Сегодня можем утверждать: только при проецировании целей медиаобразования на цели предмета "Иностранный язык" происходит достижение дальних и ближних целей данной учебной дисциплины и медиаобразования в единстве. Оправдано рассматривать технологию формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности как необходимую составляющую в обучении иностранному языку.
Key words: media education; media competence; mediatized socializing; foreign language communication; intercultural communication; linguistic personality; secondary linguistic personality.
Конец XX – начало XXI века вошли в историю, как период постиндустриального медиатизированного общества. Основными характеристиками являются глобализация, информатизация, технологизация, межкультурная коммуникация. Веление времени –
создание благоприятных медиа условий для гармонизации отношений между образованием и интенсивно развивающимися СМИ. Вследствие чего в современной социокультурной ситуации медиаобразованию личности будущего педагога принадлежит значимая роль. Необходимо повысить роль медиаобразования на всех образовательных уровнях, в решении проблем формирования медиакомпетентной личности; создания условий для доступа учащихся ко всем видам медиа, являющимся потенциальным инструментарием для понимания общества и участия в демократической жизни; поощрения производства, творчества и интерактивности в различных сферах медийной коммуникации
Процесс усвоения современным школьником определенной системы знаний, норм и ценностей в большой степени происходит именно через аудиовизуальные средства массовой коммуникации (СМК), которые являются источником самой актуальной и разнообразной информации.
С каждым годом влияние и популярность кино/теле/видео/компьютерных экранов заметно возрастает. возможности аудиовизуальных СМК заключаются не только и не столько в развитии и коррекции речи, восполнении отсутствующей языковой среды с помощью наглядного представления речевой ситуации, но и в значительной степени в формировании медиакомпетентности. Решении этой задачи идет через вовлечение обучающихся в активную медиадеятельность, а именно, в развитие так называемого медиаобразовательного пространства, «создания педагогически спроектированной информационно-образовательной среды учебного заведения, подключенной к мировому образовательному пространству и удовлетворяющей культурно-образовательные потребности современного молодого человека». Сегодняшнему педагогу необходимо обладать медиакомпетентностью, а именно умением проектировать и организовать медиаобразовательное пространство и смело позиционировать в нем. То есть обладать всеми ключевыми компетенциям в информационном обществе в контексте деятельности СМИ. Сам процесс медиаобразования органически вписывается в урок. В этом состоит принципиально новый подход к использованию СМК на уроке иностранного языка на современном этапе информатизации общества.
Сегодня учащиеся существенно изменили свои медиапредпочтения и самостоятельно формируют собственную медиасреду, которая характеризуется использованием различных современных форм медиа. В их числе – блоги, форумы, интернет-комментирование, виртуальные сообщества, самодеятельные газеты и журналы, фото-, аудио - и видеотворчество, SMS-сообщения, мобильные коммуникации и многое другое. По данным фонда «Общественное мнение», 25% авторов сообщений, циркулирующих в информационном пространстве, – люди в возрасте 16-20 лет.
Язык является важнейшим средством общения и используется людьми для взаимодействия между индивидами и группами индивидов. Обучение иностранному языку есть обучение пользованию этим средством. Сегодня предмет "иностранный язык" имеет одной из ведущих задач - обучение коммуникации. Через СМК при обучении иноязычному общению учащиеся могут овладеть не только межличностным общением, но и опосредованным медиатизированным.
Медиаобразование следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании иностранного языка, отличать от обучения с помощью медиа. СМК может использоваться как средство обучения и как средство медиаобразования. Если СМК направлено на интенсификацию процесса обучения, обеспечение набором единиц социокультурной информации, на ознакомление с правилами общения - вот это СМК как средство обучения, т.к. выполняет однонаправленную дидактическую функцию; если СМК направлено на приобретение знаний в области информологии и СМК, на изучение подрастающим поколением закономерностей массовой коммуникации, на формирование медиакомпетентности, - в данном случае СМК является средством позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности.Разнообразные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся, изучения отдельных тем, самоконтроля полученных знаний, медиаобразования.
1. Для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefox, других различных поисковых систем и программ для работы в режиме on-line (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com ,Prez-team.com) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование, создание слайдовпрезентаций в режиме on-line и т.д.);
2. Для работы с текстами,используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExcelвыполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на вебстраницах; MicrosoftOfficePublisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.
3. для автоматического перевода текстов с помощью программпереводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
4. для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flashдиски);
5. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent);
6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio).
Рассмотрим некоторые инновационные методы обучения английскому языку:
1. Web-quest. Этот метод представляет собой проблемно-поисковое задание, базирующееся на базе информационных ресурсов Интернета с элементами ролевой игры. Учитель дает проблемное задание и указывает информационные ресурсы сети Интернет, учащиеся решают предложенные проблемные задания с использованием данных ресурсов. В рамках вебквеста применяются различные типы заданий: Сравнение событий, распознавание главной и второстепенной информации, еѐ систематизация, интерпретация авторской позиции, обобщение и прогнозирование на изучаемом языке способствуют формированию медиакомпетентности.
2. Web-portfolio. Его используют для саморазвития и самопознания.
Суть создания метода в том, что ученик на указанном сайте самостоятельно создает своѐ досье, в котором отражает свой опыт изучения иностранного языка и медиаобразования, имеющиеся достижения, ставит цели и задачи, оценивает свои показатели, планирует формирование знаний и умений.
3. Project work. Стимулирует учащихся создавать собственные медиа продукты. Такой вид задания состоит из индивидуального планирования, самостоятельного исследования, презентации результатов
работы.
4. Work with video. Просмотр видеофрагментов – одна из основных форм медиаобразования и эффективного средства изучения иностранного языка.
5. Brainstorming/roleplay. Метод мозговой атаки и ролевая игра представляют собой решение проблемы через творческий потенциал учащихся.
6. Задания с использованием QR кодирования.
Интеграция медиаобразования с курсом иностранного языка, с опорой на концептуальные основы медиакультурного подхода способствует формированию культуры общения с медиа; этической и эстетической направленности обучения с помощью и на материале иноязычных медиа; пониманию подтекстов социальных, экономических, политических и культурных иноязычных медиатекстов; формированию и реализации художественно-творческого, креативного потенциала личности в результате медиаобразовательной деятельности; формированию иноязычных культурных ценностей обучающегося средствами медиа и видение целостной картины мира, развития такие умений и навыков медиатизированной межъязыковой, межкультурной коммуникации средствами медиа на основе уважения, взаимопонимания, терпимости к культурным различиям и преодоления культурных барьеров.
Сегодня можем утверждать: только при проецировании целей медиаобразования на цели предмета "Иностранный язык" происходит достижение дальних и ближних целей данной учебной дисциплины и медиаобразования в единстве. Оправдано рассматривать технологию формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности как необходимую составляющую в обучении иностранному языку.
Key words: media education; media competence; mediatized socializing; foreign language communication; intercultural communication; linguistic personality; secondary linguistic personality.