Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Медиаобразование в преподавании иностранного языка

Куминова Екатерина Ивановна
      Конец XX – начало XXI века вошли в историю, как период постиндустриального медиатизированного общества. Основными характеристиками являются глобализация, информатизация, технологизация, межкультурная коммуникация. Веление времени –
 создание благоприятных медиа условий для гармонизации отношений между образованием и интенсивно развивающимися СМИ. Вследствие чего в современной социокультурной ситуации  медиаобразованию личности будущего педагога принадлежит значимая роль. Необходимо повысить роль медиаобразования на всех образовательных уровнях, в решении проблем формирования медиакомпетентной личности; создания условий для доступа учащихся ко всем видам медиа, являющимся потенциальным инструментарием для понимания общества и участия в демократической жизни; поощрения производства, творчества и интерактивности в различных сферах медийной коммуникации
      Процесс усвоения современным школьником определенной системы знаний, норм и ценностей в большой степени происходит  именно через аудиовизуальные средства массовой коммуникации (СМК), которые являются источником самой актуальной и разнообразной информации.
      С каждым годом влияние и популярность кино/теле/видео/компьютерных экранов заметно возрастает. возможности аудиовизуальных СМК заключаются не только и не столько в развитии и коррекции речи, восполнении отсутствующей языковой среды с помощью наглядного представления речевой ситуации, но и в значительной степени в формировании медиакомпетентности. Решении этой задачи  идет через вовлечение обучающихся  в активную медиадеятельность, а именно, в развитие так называемого медиаобразовательного пространства, «создания педагогически спроектированной информационно-образовательной среды учебного заведения, подключенной к мировому образовательному пространству  и удовлетворяющей культурно-образовательные потребности современного молодого человека». Сегодняшнему педагогу необходимо обладать  медиакомпетентностью, а именно умением проектировать и организовать  медиаобразовательное пространство и смело позиционировать в нем. То есть обладать всеми ключевыми компетенциям в  информационном обществе в контексте деятельности СМИ. Сам процесс медиаобразования органически вписывается в урок. В этом состоит принципиально новый подход к использованию СМК  на уроке иностранного языка на современном этапе информатизации общества.
     Сегодня учащиеся существенно изменили свои медиапредпочтения и самостоятельно формируют собственную медиасреду, которая характеризуется использованием различных современных форм медиа. В их числе – блоги, форумы, интернет-комментирование, виртуальные сообщества, самодеятельные газеты и журналы, фото-, аудио - и видеотворчество, SMS-сообщения, мобильные коммуникации  и многое другое. По данным фонда «Общественное мнение», 25% авторов сообщений, циркулирующих в информационном пространстве, –  люди в возрасте 16-20 лет.
     Язык является важнейшим средством общения и используется людьми для взаимодействия между индивидами и группами индивидов. Обучение иностранному языку есть обучение пользованию этим средством. Сегодня предмет "иностранный язык"  имеет одной из ведущих задач - обучение коммуникации. Через СМК при обучении иноязычному общению учащиеся могут овладеть не только межличностным общением, но и опосредованным медиатизированным.
     Медиаобразование следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании иностранного языка, отличать от обучения с помощью медиа. СМК может использоваться как средство обучения и как средство медиаобразования. Если СМК направлено на интенсификацию процесса обучения, обеспечение набором единиц социокультурной информации,  на ознакомление с правилами общения - вот это СМК как средство обучения, т.к. выполняет однонаправленную дидактическую функцию; если СМК направлено на приобретение знаний в области информологии и СМК, на изучение подрастающим поколением закономерностей массовой коммуникации, на формирование медиакомпетентности, - в данном случае СМК является средством позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности.Разнообразные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся, изучения отдельных тем, самоконтроля полученных знаний, медиаобразования.
1. Для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefox, других  различных поисковых систем и программ для работы в режиме on-line (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com ,Prez-team.com) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование, создание слайдовпрезентаций в режиме on-line и т.д.);
2. Для работы с текстами,используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExcelвыполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на вебстраницах; MicrosoftOfficePublisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.
3. для автоматического перевода текстов с помощью программпереводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
4. для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flashдиски);
5. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent);
6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio).
 Рассмотрим некоторые  инновационные методы  обучения английскому  языку:
1. Web-quest. Этот метод представляет собой проблемно-поисковое  задание, базирующееся  на базе информационных  ресурсов Интернета  с элементами ролевой  игры. Учитель  дает проблемное  задание и указывает информационные ресурсы сети Интернет,  учащиеся решают  предложенные проблемные задания с использованием  данных ресурсов. В  рамках вебквеста применяются  различные типы заданий: Сравнение  событий, распознавание главной и второстепенной информации, еѐ систематизация, интерпретация авторской позиции, обобщение и прогнозирование на изучаемом  языке способствуют  формированию медиакомпетентности.
2. Web-portfolio. Его  используют для  саморазвития и самопознания.
Суть создания метода в том,  что ученик  на указанном сайте самостоятельно создает своѐ досье, в котором отражает  свой опыт  изучения иностранного  языка и медиаобразования, имеющиеся достижения,  ставит цели  и задачи, оценивает свои показатели,  планирует формирование  знаний и умений.
3. Project  work. Стимулирует  учащихся создавать  собственные медиа  продукты. Такой  вид задания  состоит из индивидуального планирования, самостоятельного исследования, презентации результатов
работы.
4. Work  with video. Просмотр  видеофрагментов – одна из основных форм  медиаобразования и эффективного средства изучения иностранного языка.
5. Brainstorming/roleplay. Метод  мозговой атаки  и ролевая игра  представляют собой  решение проблемы  через творческий  потенциал учащихся.
6. Задания  с использованием QR кодирования. 
  Интеграция  медиаобразования с курсом иностранного языка, с опорой на концептуальные  основы медиакультурного подхода способствует формированию культуры  общения с медиа;  этической и эстетической направленности обучения  с помощью и на материале  иноязычных медиа; пониманию подтекстов  социальных, экономических,  политических и культурных  иноязычных медиатекстов;  формированию и реализации  художественно-творческого, креативного  потенциала личности  в результате медиаобразовательной  деятельности; формированию  иноязычных культурных  ценностей обучающегося средствами медиа и видение целостной картины  мира, развития такие умений и навыков  медиатизированной межъязыковой,  межкультурной коммуникации  средствами медиа на основе уважения,  взаимопонимания, терпимости  к культурным различиям  и преодоления культурных  барьеров.
    Сегодня  можем утверждать: только при проецировании целей медиаобразования на цели предмета "Иностранный язык" происходит достижение дальних и ближних целей данной учебной дисциплины и медиаобразования в единстве. Оправдано  рассматривать технологию формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности как необходимую составляющую в обучении иностранному языку.
     Key words: media education; media competence; mediatized socializing; foreign language communication; intercultural communication; linguistic personality; secondary linguistic personality.
       Конец XX – начало XXI века вошли в историю, как период постиндустриального медиатизированного общества. Основными характеристиками являются глобализация, информатизация, технологизация, межкультурная коммуникация. Веление времени –
 создание благоприятных медиа условий для гармонизации отношений между образованием и интенсивно развивающимися СМИ. Вследствие чего в современной социокультурной ситуации  медиаобразованию личности будущего педагога принадлежит значимая роль. Необходимо повысить роль медиаобразования на всех образовательных уровнях, в решении проблем формирования медиакомпетентной личности; создания условий для доступа учащихся ко всем видам медиа, являющимся потенциальным инструментарием для понимания общества и участия в демократической жизни; поощрения производства, творчества и интерактивности в различных сферах медийной коммуникации
      Процесс усвоения современным школьником определенной системы знаний, норм и ценностей в большой степени происходит  именно через аудиовизуальные средства массовой коммуникации (СМК), которые являются источником самой актуальной и разнообразной информации.
      С каждым годом влияние и популярность кино/теле/видео/компьютерных экранов заметно возрастает. возможности аудиовизуальных СМК заключаются не только и не столько в развитии и коррекции речи, восполнении отсутствующей языковой среды с помощью наглядного представления речевой ситуации, но и в значительной степени в формировании медиакомпетентности. Решении этой задачи  идет через вовлечение обучающихся  в активную медиадеятельность, а именно, в развитие так называемого медиаобразовательного пространства, «создания педагогически спроектированной информационно-образовательной среды учебного заведения, подключенной к мировому образовательному пространству  и удовлетворяющей культурно-образовательные потребности современного молодого человека». Сегодняшнему педагогу необходимо обладать  медиакомпетентностью, а именно умением проектировать и организовать  медиаобразовательное пространство и смело позиционировать в нем. То есть обладать всеми ключевыми компетенциям в  информационном обществе в контексте деятельности СМИ. Сам процесс медиаобразования органически вписывается в урок. В этом состоит принципиально новый подход к использованию СМК  на уроке иностранного языка на современном этапе информатизации общества.
     Сегодня учащиеся существенно изменили свои медиапредпочтения и самостоятельно формируют собственную медиасреду, которая характеризуется использованием различных современных форм медиа. В их числе – блоги, форумы, интернет-комментирование, виртуальные сообщества, самодеятельные газеты и журналы, фото-, аудио - и видеотворчество, SMS-сообщения, мобильные коммуникации  и многое другое. По данным фонда «Общественное мнение», 25% авторов сообщений, циркулирующих в информационном пространстве, –  люди в возрасте 16-20 лет.
     Язык является важнейшим средством общения и используется людьми для взаимодействия между индивидами и группами индивидов. Обучение иностранному языку есть обучение пользованию этим средством. Сегодня предмет "иностранный язык"  имеет одной из ведущих задач - обучение коммуникации. Через СМК при обучении иноязычному общению учащиеся могут овладеть не только межличностным общением, но и опосредованным медиатизированным.
     Медиаобразование следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании иностранного языка, отличать от обучения с помощью медиа. СМК может использоваться как средство обучения и как средство медиаобразования. Если СМК направлено на интенсификацию процесса обучения, обеспечение набором единиц социокультурной информации,  на ознакомление с правилами общения - вот это СМК как средство обучения, т.к. выполняет однонаправленную дидактическую функцию; если СМК направлено на приобретение знаний в области информологии и СМК, на изучение подрастающим поколением закономерностей массовой коммуникации, на формирование медиакомпетентности, - в данном случае СМК является средством позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности.Разнообразные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся, изучения отдельных тем, самоконтроля полученных знаний, медиаобразования.
1. Для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefox, других  различных поисковых систем и программ для работы в режиме on-line (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com ,Prez-team.com) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование, создание слайдовпрезентаций в режиме on-line и т.д.);
2. Для работы с текстами,используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExcelвыполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на вебстраницах; MicrosoftOfficePublisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.
3. для автоматического перевода текстов с помощью программпереводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
4. для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flashдиски);
5. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent);
6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio).
 Рассмотрим некоторые  инновационные методы  обучения английскому  языку:
1. Web-quest. Этот метод представляет собой проблемно-поисковое  задание, базирующееся  на базе информационных  ресурсов Интернета  с элементами ролевой  игры. Учитель  дает проблемное  задание и указывает информационные ресурсы сети Интернет,  учащиеся решают  предложенные проблемные задания с использованием  данных ресурсов. В  рамках вебквеста применяются  различные типы заданий: Сравнение  событий, распознавание главной и второстепенной информации, еѐ систематизация, интерпретация авторской позиции, обобщение и прогнозирование на изучаемом  языке способствуют  формированию медиакомпетентности.
2. Web-portfolio. Его  используют для  саморазвития и самопознания.
Суть создания метода в том,  что ученик  на указанном сайте самостоятельно создает своѐ досье, в котором отражает  свой опыт  изучения иностранного  языка и медиаобразования, имеющиеся достижения,  ставит цели  и задачи, оценивает свои показатели,  планирует формирование  знаний и умений.
3. Project  work. Стимулирует  учащихся создавать  собственные медиа  продукты. Такой  вид задания  состоит из индивидуального планирования, самостоятельного исследования, презентации результатов
работы.
4. Work  with video. Просмотр  видеофрагментов – одна из основных форм  медиаобразования и эффективного средства изучения иностранного языка.
5. Brainstorming/roleplay. Метод  мозговой атаки  и ролевая игра  представляют собой  решение проблемы  через творческий  потенциал учащихся.
6. Задания  с использованием QR кодирования. 
  Интеграция  медиаобразования с курсом иностранного языка, с опорой на концептуальные  основы медиакультурного подхода способствует формированию культуры  общения с медиа;  этической и эстетической направленности обучения  с помощью и на материале  иноязычных медиа; пониманию подтекстов  социальных, экономических,  политических и культурных  иноязычных медиатекстов;  формированию и реализации  художественно-творческого, креативного  потенциала личности  в результате медиаобразовательной  деятельности; формированию  иноязычных культурных  ценностей обучающегося средствами медиа и видение целостной картины  мира, развития такие умений и навыков  медиатизированной межъязыковой,  межкультурной коммуникации  средствами медиа на основе уважения,  взаимопонимания, терпимости  к культурным различиям  и преодоления культурных  барьеров.
    Сегодня  можем утверждать: только при проецировании целей медиаобразования на цели предмета "Иностранный язык" происходит достижение дальних и ближних целей данной учебной дисциплины и медиаобразования в единстве. Оправдано  рассматривать технологию формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности как необходимую составляющую в обучении иностранному языку.
     Key words: media education; media competence; mediatized socializing; foreign language communication; intercultural communication; linguistic personality; secondary linguistic personality.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»