Технологии обучения лексики на уроках английского языка
с помощью теории множественного интеллекта
с помощью теории множественного интеллекта
Алефиренко Ася Евгеньевна
учитель английского языка
Петергофской гимназии
императора Александра II
Выбранная мной тема «Технологии обучения лексики с помощью теории множественного интеллекта» опирается на научную работу американского психолога Говарда Гарднера. Гарднер отказался рассматривать человеческий интеллект только как способность к логическим размышлениям, он увидел, что в различных культурах для выживания человеку нужны были разные способности и навыки и пришел к выводу, что вместо единой базовой интеллектуальной способности, или «фактора g», существует множество различных интеллектуальных способностей, встречающихся в различных сочетаниях. Этой идее есть немало подтверждений. Многие учащиеся, получавшие плохие отметки в колледже и школе, смогли успешно реализовать себя в жизни, используя другие формы интеллекта. Известно, как учились в школе А. Эйнштейн и А.С. Пушкин По словам того же Эйнштейна, «Все мы-гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазить по деревьям, то она всю жизнь проживет, считая себя дурой.»учитель английского языка
Петергофской гимназии
императора Александра II
В 1983 г Говард Гарднер опубликовал свою работу под названием
«Структура разума: Теория множественного интеллекта», в которой он заявил, что
«Интеллект-способность к решению задач или созданию конечных продуктов; не существует единого интеллекта, измеряемого IQ тестом». Именно множественный характер интеллекта позволяет людям принимать такие различные роли, как роль врача, фермера, шамана и танцора Гарднер отмечал, что интеллект представляет собой не «вещь», не некое устройство, находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста». Всем известно, что ученики по-разному воспринимают и запоминают информацию. Разумеется, учителя всегда старались адаптировать свой стиль преподавания для конкретных учеников или отобранного класса: использовали наглядность, подбирали разные формы работы. Однако типов учеников согласно теории множественного интеллекта больше, чем давно известные кинестетики, визуалы и аудио-вербальные ученики.
Современная жизнь и новые образовательные возможности ставят под сомнение утверждение известного философа Ф.Бэкона «Знание-сила», благодаря Интернету любой ученик может найти ответ быстрее, чем учитель покажет путь решения задачи. Фундаментальные знания в современной теории образования рассматриваются как прерогатива академической науки, ФГОС ООО предъявляет такие требования к школьному образованию как технологичность урока, прикладной характер знаний. Заложенные в стандарты метапредметные и личностные результаты освоения программы, универсальные учебные действия – это отражение современного мирового взгляда на образование, которое должно «развивать наши сильные стороны и работать над нашими слабыми». (Д.Фонтейн)
Что же такое «множественный интеллект»? Г. Гарднер считал, что существует 8 различных видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозге как самостоятельные системы (или модули), каждый по своим правилам.
- Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
- Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
- Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
- Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
- Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
- Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
- Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.
- Естественно-научный. – способность наблюдать за миром природы и взаимодействовать с ним.
Вербальный, математический, пространственный — знакомые нам компоненты интеллекта, и они измеряются стандартными тестами на интеллект. Остальные, по мнению Гарднера, заслуживают аналогичного статуса, но западное общество сделало акцент на первых трех типах и фактически исключило остальные. Тем не менее они все важны и , например, музыкальный интеллект, включая способность воспринимать высоту звука и ритм, на протяжении большей части человеческой истории был более важен, чем логико-математический.
Стандартные тесты IQ хорошо прогнозируют оценки в колледже, но они менее валидны в плане прогноза последующего успеха в работе или продвижения в карьере. Тесты на другие способностей, например личностного интеллекта, возможно, помогут объяснить, почему некоторые люди с блестящими показателями в колледже становятся в последующей жизни неудачниками, тогда как менее успешные студенты становятся лидерами. Гарднер призывает к «интеллектуально-объективной» оценке способностей учащихся. Это позволит детям продемонстрировать свои способности иными способами, чем с помощью тестов, выполняемых на листе бумаге, например таких, как сопоставление друг с другом различных элементов для демонстрации навыков пространственного воображения. Учитывая основные характеристики типов интеллекта, учителя могут создавать разные упражнения и задания и, что важнее, прививать ученикам знания о стратегиях обучения, необходимых для непрерывного образования, использовать дифференцированные формы контроля в противовес традиционным тестам.
На теорию Гарднера опирается в своем пособии по расширению словарного запаса американская учительница Д Фонтейн Fontain, Dorothy A. “Increase your word power: using your senses to improve your vocabulary. Она практически подходит к обучению лидей с разными видами интеллекта, предлагая самые эффективные для них виды деятельности при самоподготовке.
Учитывая выводы ГГарднера и приемы Д.Фонтейн,школному учителю можно предложить следующие формы работы и виды заданий для разных типов интеллекта.
Формы работы и виды заданий для музыкального интеллекта:
· Clap the words. Похлопывание по цепочке слов по одной теме (транспорт, хобби) – игра «на вылет»
· Phonetic drills. Включение новых слов в фонетические разминки
· Rhyme the words. Использование рифмы, аллитерации, ассонанса
· Tick the words you hear/in order you hear them. Отмечать услышанные слова, расставлять слова в порядке, в котором были услышаны
· Say, repeat in turn, in chorus, whisper, shout, mutter. Повторять хором, по цепочке, кричать, бормотать
· Compose the lyrics. Сочинять песни на известную мелодию, используя новые слова
Формы работы и виды заданий для телесно-кинестетического интеллекта:
• VoCubes – play catch, story-telling. Словарные кубики: ловит, составлять рассказ
• Sand writing, write in the air on your friend’s back. Письмо на песке, в воздухе…
• Charades, Шарады
• Bounce a ball, отбивание мяча
• Clap the words, Прохлопывание слов.
• Listen and move, Прослушивание и повторение в движении
• Running dictation, Бегущий диктант
• Recycle words, Возвращение к старым слова.
• Create a machine, use new words to explain what it does and how it works, Продуктивное задание_ Создать машину, объяснить для чего она и как она работает
Формы работы и виды задания для внутриличностного интеллекта:
• Flash cards, colour-code them, divide them in groups. E.g. 5 on Monday etc. Карточки со словами, систематическое заучивание
• Write diaries using new words. Записи в дневнике
• Make decision about words (like/dislike/rank them/), Ранжирование слов по эмоциональному отношению.
• Use personal experience (what makes you embarrassed, choose words to describe yourself). Использование слов для описания себя, своих переживаний
• Rank the items in order you will buy them: sugar, pasta, tangerines, tomatoes, beef, milk, bread, butter, chocolate, apples, potatoes…etc/you will need on a desert island. Ранжирование слов по востребованности (на необитаемом острове)
Формы работы и виды заданий для межличностного интеллекта:
• Brainstorming. Мозговой штурм
• Peer-correction. Взаимоконтроль и взаимопроверка
• Story-telling. Совместная работа по составлению рассказа
• Projects. Групповой проект
• Role-plays, interview. Интервью, ролевые игры, диалоги
Формы работы и виды заданий для вербально-лингвистического интеллекта:
- Riddles, jokes, proverbs, word play Загадки, пословицы, игра слов. “Early to bed and early to rise makes a man healthy, wealthy and wise.”
- Match words with definitions, explain the words. Толкование слов.
- Word formation games, Игры на словообразование.
- Crosswords, Кроссворды.
- Anagrams (utis-suit), wordsoup (suitjacketbelt), Анаграммы, найти слово в цепочке букв.
- Texts (underline the words related to the topic, match with synonyms, definition, translate them, complete the gapped text with these words), Работа с текстом: подчеркнуть слова по теме, соединить с синонимами, с определениями, переводом, заполнить текст пропущенными словами.
· Выбрать подходящее слово для пропусков в тексте
· Составить рассказ, используя изученные слова
· Много читать
Формы заданий и виды работы для натуралистического интеллекта:
• Categorizing (parts of speech, +/-, divide words into groups, give a heading). Систематизация слов (по частям речи, темам)
• Find in the text (compound nouns, set expressions, multi-part verbs) Поиск в тексте определенных слов, словосочетаний
• Odd word out. Поиск лишних для данной группы слов
• Imagine animals in action. Изображение действий животных
• Study outside, Обучение на природе.
• Study and listen to the sounds of nature. Обучение под звуки природы.
• Draw a plant outline your plant with new words, Запись новых слов по контуру растения, животного
Формы заданий и виды работы для логико-математического интеллекта:
• Word formation (all forms), Сразу вводить все формы слова
• Revise words with definite patterns (negative prefixes-un, dis, in, im ,ir). Обращать внимание на закономерности словообразования
• Word line (negative meaning, neutral, positive), Распределять слова по значению (положительное-нейтральное отрицательной
• Categorizing( ABC , number of letters, +/-,divide words into groups, give a heading), Группировать слова по алфавиту, количеству букв в лове, по объединяющему признаку, находить объединяющий признак
• Find in the text (compound nouns, set expressions, multi-part verbs), Поиск в тексте составных существительных, устойчивых выражений, фразовых глаголов
• Odd word out, why, Поиск лишнего по смыслу слова в ряду, объяснить почему.
• Make a plan, complete a chart, Составить план, таблицу
• Sequence activity verbs (born, grow up, marry…) Перечислить действия в хронологическом порядке
• Gapped text (missing verbs/nouns/adjectives) Вставить текст пропущенные глаголы, прилагательные существительные
• Write a detective story, Написать рассказ с причинно-следственными связями (детектив)
Формы заданий и виды работы для визуально-пространственного интеллекта:
• Pictionary, Словарь в картинках, образ слова
• Picture a movie (for idioms), Комикс для идиом
• It looks like a …it’s made of…guess Загадки на описание слова
• Draw a map (places), Рисование карты
• Drawing dictation (preposition of place, furniture) Рисование по услышанному рассказу
• Spot the differences in the pictures/ name the objects and reconstruct the picture/describe the picture. Поиск отличий – сравнение картинок, воссоздание картинки, описание картинки
• Flash cards in geometric shapes, follow the shape of the card. Карточки со словами разной формы.
• Complete the diagram Заполнить или прочитать схему, диаграмму
• Spelling dictation Диктанты
• Spelling race Орфографические соревнования
• Create the advertisement. Создание рекламы
Теория множественного интеллекта позволяет по-другому взглянуть на процесс обучения, помогает разработать более эффективные задания и формы работы, позволяет решить проблему индивидуального подхода к ученику, дифференцированного обучения и оценивания и инклюзивного образования в скрытой форме давно ставшего реальностью.
Источники:
1. Писарик О. Теория множественных интеллектов Ховарда Гарднера // Live Journal. – 2009 – 12 – 12. Режим доступа: HYPERLINK "http://olgapisaryk.livejournal.com/20845.html" http://olgapisaryk.livejournal.com/20845.html
2. Fontaine, Dorothy A. Increase your word power: using your senses to improve your vocabulary. Library of Congress. Barron’s Educational Series, 2007
3. Nelson, Kristen. Developing Students’ Multiple Intelligences. Scholastic Professional Books, 1998. Режим доступа: HYPERLINK "http://www.teachingenglish.org.uk/russia" http://www.teachingenglish.org.uk/russia