Организация самостоятельной работы учащихся при обучении
грамматике на примере конструкции to be going to
Полозова Анна Александровна
На уроках иностранного языка важно обучить учащихся речевой деятельности. При отсутствии грамматики невозможна полноценная коммуникация, из чего следует, что одним из главных и основных аспектов в обучении иностранного языка в средней школе является формирование грамматических навыков.
Чрезмерная активность учителя в передаче знаний часто ведет к торможению в восприятии учащихся. В следствии чего, на уроках важна самостоятельная работа учащихся, которая активизирует мыслительную деятельность и делает обучение более результативным.
Следует отметить значительный рост интереса к самостоятельной деятельности учащихся при овладении языковым материалом. Происходит более прочное усвоение лексико-грамматического материала и развитие гибких лексико-грамматических навыков. Пренебрежение таким видом учебной деятельности, как самостоятельная работа может стать причиной неспособности учащихся к самостоятельному накоплению знаний и саморазвитию.
Как же правильно использовать такой вид деятельности как самостоятельная работа при формировании грамматический навыков? Для этого необходимо рассмотреть уровни самостоятельности ученика с этапами формирования грамматического навыка.
Первый уровень самостоятельной работы воспроизводящий уровень. Он ответственен за создание эталонов в памяти., ученик копирует действия по образцу. Данному уровню соответствуют первый уровень формирования грамматического навыка – ориентировочно-подготовительный на котором происходит ознакомление и первичное закрепление грамматического материала. Следует использовать языковые упражнения, которые способствуют осознанию нового грамматического явления и осмысленному его усвоению. Самостоятельная работа на этом этапе может проводится как индивидуально, так и в парах.
Второй уровень самостоятельности – полу-творческий. Здесь осуществляется разнообразное преобразование приобретенных знаний. Уровень формирования грамматического навыка – стерео типизирующий-ситуативный. Ученик сам применяет свои знания для решения задач по аналогии с образцом. Следует отметить эффективность на данном этапе трансформационных, подстановочных и репродуктивных упражнений. Здесь следует обращать внимание на парную и групповую работу, так как происходит условное общение в различных ситуациях, развивается саморегуляция и логическая работа с материалом.
И последний этап – творческий уровень. Связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач. При выполнении самостоятельной работы данного уровня формируется творческая личность. Ему соответствует варьирующий-ситуативный уровень, когда ученик самостоятельно решает новые задачи. Здесь необходимы речевые упражнения на этапе применения. Самыми актуальными упражнениями для самостоятельной работы будут упражнения в группах.
Примеры упражнений для самостоятельной работы на конструкцию to be going to приведены в презентации в приложении.
Рассмотрев уровни самостоятельности ученика и этапы формирования грамматического навыка, можно сделать вывод что они взаимосвязаны между собой. Подводя итог, необходимо отметить, что преподаватель должен большое внимание уделять развитию самостоятельной деятельности учащихся и тщательно к ним готовится заранее: необходимо планировать урок в соответствии с этапами формирования навыка. Важно так планировать уроки, чтобы ученик был активен, действовал самостоятельно и проявлял свое творчество.
Чрезмерная активность учителя в передаче знаний часто ведет к торможению в восприятии учащихся. В следствии чего, на уроках важна самостоятельная работа учащихся, которая активизирует мыслительную деятельность и делает обучение более результативным.
Следует отметить значительный рост интереса к самостоятельной деятельности учащихся при овладении языковым материалом. Происходит более прочное усвоение лексико-грамматического материала и развитие гибких лексико-грамматических навыков. Пренебрежение таким видом учебной деятельности, как самостоятельная работа может стать причиной неспособности учащихся к самостоятельному накоплению знаний и саморазвитию.
Как же правильно использовать такой вид деятельности как самостоятельная работа при формировании грамматический навыков? Для этого необходимо рассмотреть уровни самостоятельности ученика с этапами формирования грамматического навыка.
Первый уровень самостоятельной работы воспроизводящий уровень. Он ответственен за создание эталонов в памяти., ученик копирует действия по образцу. Данному уровню соответствуют первый уровень формирования грамматического навыка – ориентировочно-подготовительный на котором происходит ознакомление и первичное закрепление грамматического материала. Следует использовать языковые упражнения, которые способствуют осознанию нового грамматического явления и осмысленному его усвоению. Самостоятельная работа на этом этапе может проводится как индивидуально, так и в парах.
Второй уровень самостоятельности – полу-творческий. Здесь осуществляется разнообразное преобразование приобретенных знаний. Уровень формирования грамматического навыка – стерео типизирующий-ситуативный. Ученик сам применяет свои знания для решения задач по аналогии с образцом. Следует отметить эффективность на данном этапе трансформационных, подстановочных и репродуктивных упражнений. Здесь следует обращать внимание на парную и групповую работу, так как происходит условное общение в различных ситуациях, развивается саморегуляция и логическая работа с материалом.
И последний этап – творческий уровень. Связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач. При выполнении самостоятельной работы данного уровня формируется творческая личность. Ему соответствует варьирующий-ситуативный уровень, когда ученик самостоятельно решает новые задачи. Здесь необходимы речевые упражнения на этапе применения. Самыми актуальными упражнениями для самостоятельной работы будут упражнения в группах.
Примеры упражнений для самостоятельной работы на конструкцию to be going to приведены в презентации в приложении.
Рассмотрев уровни самостоятельности ученика и этапы формирования грамматического навыка, можно сделать вывод что они взаимосвязаны между собой. Подводя итог, необходимо отметить, что преподаватель должен большое внимание уделять развитию самостоятельной деятельности учащихся и тщательно к ним готовится заранее: необходимо планировать урок в соответствии с этапами формирования навыка. Важно так планировать уроки, чтобы ученик был активен, действовал самостоятельно и проявлял свое творчество.
- Климентенко А.Д., Миролюбова А.А. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Педагогика, 1981. – 456 с.
- Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – 5-е изд., стереотип. – Мн.: Вышэйшая школа, 1999. – 522 с.
- Рогова Г.В., Рабинович Ф.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2103 «Иностр. яз.» - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.