Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Технология группового сотрудничества на уроках английского языка

Мяус Татьяна Анатольевна,
учитель ГБОУ СОШ №119
с углублённым изучением английского языка
Калининского района Санкт-Петербурга
 В современных условиях работы  школы по ФГОС произошла смена образовательной парадигмы. Компетентностный и системно-деятельностный подход пришел на смену традиционному и является методологической основой ФГОС. Вместо передачи суммы знаний обучающимся учитель предоставляет им возможность овладевать  различными способами деятельности.
Коммуникативные Универсальные Учебные Действия предполагают:
  • планирование сотрудничества обучающихся с учителем и одноклассниками;
  • постановку вопросов по различным проблемам;
  • управление поведением партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
В связи с этим технология обучения через сотрудничество является одной из наиболее эффективных технологий, так как предполагает работу в группе, где успешный результат зависит от посильного вклада и качественного сотрудничества каждого ее участника и объединяет обучающихся  с  различным языковым уровнем подготовки.
В данной статье я попытаюсь рассмотреть сущность и возможности технологии обучения в сотрудничестве, направленной на развитие активной самостоятельности мышления учащихся и умений применять знания на практике.
      По моему мнению, наблюдается противоречие в педагогической области: несоответствие между желаемым состоянием высокого владения учащимися иностранным языком и реально существующей картиной уровня коммуникативной компетенции в силу различных причин, в том числе и использование учебников, которые написаны с ориентацией на некого среднего ученика.
        Следует отметить, что начинать обучение работать  в сотрудничестве предпочтительно с начальных классов, объединять обучающихся в небольшие группы по 3–4 человека, чтобы каждый из них был вовлечен в деятельность по выполнению мини-проектов, коллажей, поздравительных открыток и других творческих заданий. В зависимости от содержания ситуации, цели выполнения задания можно объединять обучающихся в однородные и разнородные группы с учетом их интересов, а по уровню владения языком – в разнородные группы. Важно при этом учитывать психологическую совместимость.
Следует продолжать эту работу в  5 и в последующих  классах. Деятельность в сотрудничестве на этих этапах обычно возглавляет учитель. Управление групповой деятельностью возможно с помощью устных советов и специально составленных рекомендаций и памяток. Их содержание определяется не только этапом, но и наличием или отсутствием условий для групповой работы в УМК. Например, в каждом модуле “Starlight” («Звёздный английский») для 5класса  авторов К.М. Барановой, Д. Дули, В.В. Копыловой, Р.П. Мильруд и В. Эванс имеются задания, требующие активной групповой работы над проектом, постером или презентацией, но материалов для обучения  приемам ее осуществления недостаточно. Поэтому возникла необходимость разработать наиболее важные материалы и провести тренировочную работу по их использованию.
Опишу некоторые групповые занятия. Рассмотрим работу в  сотрудничестве на примере темы 3 модуля “A special  school”, где мной была применена  эта технология на этапе речевого развития иноязычного общения.
Поскольку обучающиеся 5 класса ещё не достаточно владеют необходимыми учебными навыками, был использован такой вариант технологии, при котором члены группы читают части одного текста.
Предлагаю более детально рассмотреть метод группового сотрудничества при работе с текстом упр. 1  стр. 33 в рабочей тетради. Цель: понять основное содержание текста с последующим составлением сообщения на его основе. Для развития умения говорения принято выделять три этапа.
Этап «До говорения», которая включает языковую и содержательную подготовку. Предлагаю учащимся выполнить задание – Listen and read the text. What did you find the most interesting? Why?
           Этап «Во время говорения» предполагает выполнение задания “Think”. Imagine why someone should choose a job of a vet. Tell the class.
Этап  «После говорения». Обучающиеся выполняют коммуникативные задания с коррекцией языкового оформления речи, содержания и последующие задания. Например: Find information on the Internet about  other challenging jobs. Write short paragraphs. Present them to the class.
Последовательность работы:
I. Делю обучающихся на первичные группы по три человека (текст состоит из трёх частей). Каждый обучающийся выбирает одну из предложенных частей. Цель работы на данном этапе – самостоятельное ознакомление  с отрывком текста, детальное понимание содержания и выполнение заданий, связанных с проверкой понимания прочитанного. Предполагается индивидуальный пересказ содержания разных частей текста.
II. На следующем этапе работа проходит в экспертных группах. Все учащиеся, которые читали первую часть текста, собираются в одну группу и т. д.
III. Учащиеся возвращаются в первоначальные группы и по очереди пересказывают то, что подготовили. Цель работы на данном этапе: познакомить  других членов группы с содержанием своего текста и помочь им его лучше осознать.
В результате совместной работы над всеми частями текста каждый обучающийся  смог передать содержание всех его частей  и ответить на поставленный мною вопрос: “What experience do people get working  at Hollywood Animal school?”  Был получен ответ: “They get experience to be patient, helpful to animals and they really love them”.
IV. Заключительным этапом работы является коллективное обсуждение текста в режиме «учитель – класс», когда независимо от того, какой текст читал ученик, он должен уметь высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам. Таким образом, я осуществляю выборочный контроль понимания, умения ответить на вопросы и делаю соответствующие коррекции.
Вопросы для обсуждения:
1. What do students learn first at Hollywood Animal school?
2. Training animals is not easy task, isn`t it?
3. What can well-trained animals do?
4. Do students at Hollywood Animals need to have a university education?
Все группы пришли к выводу о том, что учащиеся этой школы должны обладать такими чертами характера как:  внимательность, терпение, заботливость, умение находить подход к каждому животному.
V. Затем  проводится тестовый контроль в формате «Верно/ Неверно» с целью проверки понимания содержания текста каждым учеником.
1. Аt Hollywood Animals, students first learn the animals and their  life.
2. Well-trained animals get nervous in front of a camera.
3. Training animals is rather hard work.
4. There aren`t any rules about safety in the work with animals.
5. Most students do the course to have an enjoyable experience.
VI. Составление сообщений с использованием предложенных идей.
Аt Hollywood Animals, students …
They don`t need to have  …
Training animals is …
The most important in the work with animals is …
Well-trained animals can do …
The students get an unforgettable …
VII. Оценивание работы  каждого члена группы.
          Предлагаю другой вариант организации  работы в группе – технология сотрудничества на основе общего текста. Цель: понять основное содержание текста и составить сообщение (упр.2 с.52). Учащиеся получают задания прочитать текст за 4 минуты, охарактеризовать цирковую школу в Австралии, выявить её особенности, выбрать из текста глаголы для описания действий школьников, какие специальные навыки они приобретают, чем отличается образование в этой школе от обычной школы. При помощи фраз, отражающих логику повествования и выражающих личное отношение, школьники составляют общий рассказ.
Таким образом, получился примерно такой рассказ:
In my opinion it`s good/bad to study in The Flying Fruit Fly Circus School. In my school we also have to work hard at Maths and English. More than that, we also must switch off our mobile phones in class. Besides, we don`t have to wear school uniforms or study performance skills. I would probably prefer to study in this school because students get there an unforgettable experience.
 Затем  проводится тест на проверку понимания текста в формате «Верно/Неверно». Обучающиеся сверяют ответы теста в группах и обсуждают те, где были допущены ошибки. В случае необходимости они обращаются к учителю.
В заключение  следует отметить, что эффективнее проходит работа в разнородных группах. Обучение в сотрудничестве обеспечивает условия для развития у школьников всех речевых умений, позволяет увеличить время устной речевой практики каждого обучающегося на уроке и, что не менее важно, даёт возможность овладевать новыми знаниями и почувствовать радость успеха.
 
 
Список литературы
1. Баранова К., Дули Д., Копылова В., Мильруд Р., Эванс В. УМК «Звездный английский» 5 класс. – М.: Просвещение, 2013.
2. Конышева А.В. «Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку». – Санкт-Петербург – «Каро» – 2005.
3. Куклина С.С. «Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования умений  иноязычного общения». // «Иностранные языки в школе» – 2000 – № 91 – с. 58–61.
4. Куклина С.С. «Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным общением». //Иностранные языки в школе – 2000 – №96 – с. 37– 41.
5. Полат Е.С. «Обучение в сотрудничестве». //Иностранные языки в школе.– 2000г. – № 1 – с. 4–11.
6. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. «Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы».
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – (Серия «Стандарты второго поколения»). 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»