Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Костенко Галина Дмитриевна,
Учитель технологии,
ГБОУ гимназия 66 Приморского района Санкт-Петербурга


                                 “  Обучение ТРИЗ различных категорий учащихся; опыт и проблемы
         . Если меняется жизнь, то человек, если он не хочет отстать от своего времени, должен стать изменчивым, постоянно обновляющимся. Ведь только творческая активность людей является источником социально-экономического и культурного развития общества. Нет другого источника изменений окружающего мира .Идея  о том  что” в мире постоянны лишь изменения.”сейчас актуальна как никогда .Более того , она ощутима,  какую бы область мы не взяли.
      ТРИЗ нашел свое применение в технике еще в 70-годы. А 90-е годы ТРИЗ начал внедряться во все области-
биологию. журналистику. медицину….
.                                                           Работает ли ТРИЗ в трудовом обучении?   (девочек)
           Итак, мир меняется, усложняется. Более того, скорость изменений нарастает. Это значит  ,что растет его разнообразие и неопределенность. Трудно тем людям .жизненный путь которых уже определился, но еще труднее тем, кому только предстоят самые главные решения .Молодому человеку. Если ты хочешь быть востребованным. То тебе ничего другого не остается. Как быть творческим. Творческие люди -творцы собственной жизни. В  настоящее время разработан и описан целый ряд методов изобретения творческого решения. Методы творческого решения условно можно объединить в две группы: индивидуальные и коллективные.
      Всем учителям трудового обучения, понятно, что обучение ремесленными навыками в труде явно недостаточно для того, чтобы привести трудовую подготовку в соответствие с требованиями общества. С самого начала преподавания ТРИЗ в трудовом обучении, проведя несколько интегрированных уроков, я поняла. что ТРИЗ в трудовом обучении работает во всех его разделах (работа с пищевыми продуктами. работа с тканью ,ведение домашнего хозяйства и др.)
                                              Какие же механизмы ТРИЗ   работают в трудовом обучении?  (девочек)
      Системное видение окружающего мира, применение законов (ЗРТС), применение психологических методов активизации творческого мышления  ( МШ- мозговой штурм, МФО- метод фокальных объектов МА- морфологический анализ) в корне меняют направление преподавания этого предмета по развивающей технологии творчества во всех его перечисленных разделах.
     Практика показывает, что знакомство с методами творческого мышления (МШ, МФО) в раннем возрасте существенно изменяет интеллектуальный потенциал детей, которых обучать творчеству легче, чем взрослых из-за большей восприимчивости к новому и отсутствия  психологических барьеров.
      Так как в программе трудового обучения введен Метод проектов начиная с 5 класса, то психологиеские методы  (МШ- мозговой  штурм и МФО-метод фокальных объектов) вернее их применение наиболее эффективны в разделе “ Технология изготовления одежды”. Очевидно то, что ребенок, не имеющий явных творческих способностей, но владеющий этими методами может натолкнуться на новую идею и создать новую модель.
    Практика показала, что использование нетрадиционного направления творческого поиска в создании проектов по изготовлению одежды хорошо способствуют развитию творческих способностей учащихся.
 
 
 
                                                ПРИЕМЫ И ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
Копирование- использование фотографий, журнальных эскизов по разделу “Технология изготовления одежды”
Дробление- -раздел “Кулинарные работы”- производство мяса, колбасы, сосисек, из одного животного;
                          “ -Работа с тканью” рукав одновременно должен быть и узким и объемным (обычная выкройка          .                       дробится, раздвигается и получается рукав нужной формы)
Объединение- производство нитей  ( объединение волоконцев)
                           -производство тканей ( объединяются нити)
Свертывание—для того чтобы построить чертеж, надо произвести измерения 15 мерок, а мерки ( Дст. Дпт, Вг  Ди) можно измерить одним приемом.
ИКР – идеально конечный результат (квашеная капуста, моченые яблоки и арбузы и пр. сами себя сохраняют.
        Подведя итоги, можно сделать выводы, что практически все механизмы реализуются в трудовом обучении хотя и отличаются спецификой их проявления.
                                                 ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ
                                 ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ
                                                                          
. Однако нельзя не согласиться, что традиционные подходы к организации занятий не всегда бывают интересными и увлекательными, но их можно сделать интересными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже слышал). Поэтому основной задачей, которую ставит перед собой педагог, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на основе методов ТРИЗ – и РТВ-технологий .Занятия будут интересней, если построить по следующим правилам .Минимум сообщения информации, максимум рассуждений Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм.(МШ) МФО-(метод фокальных объектов )
             Предлагаемый курс предусматривает следующие цели::       
1.       Развитие творческого воображения и творческого мышления, которые могут быть выражены  через анализ “ плохо -хорошо”, “ удобно-неудобно”
2.       Применение структурных знаний (в раннем возрасте). применяемых для решения практических, технологических и бытовых проблем через системное видение окружающего мира.
3.       Развитие ряда коммуникативных навыков, необходимых при разрешении проблем через “противоречие”
4.       Обучение современной технологии творчества и применение ее в данной области.
Предлагаемый курс рассчитан на 4 года обучения и включает в себя поэтапное изучение технологии творчества, начиная с 5 класса. В основу курса положена программа по трудовому обучению с некоторым сокращением часов по разделам: Работа с пищевыми продуктами; Технология изготовления швейных изделий; и Рукоделие.
                                                                                             5 кл.                     
        1.Ведение. Предмет и задачи курса .Методологические основы творчества. Понятия РТВ (развитие творческого воображения), развитие творческого и логического мышления, игра”  НайС”  (найди связь). Ресурсы и их использование .Игра  “Робинзон”. Игровые ситуации. Подготовка к противоречию.” Лестница противоречий” .”, плохо-хорошо”, “удобно- неудобно.”/ 8 час./
                                                                                                6 кл.
1.       Система. Законы развития систем. Понятия -система, подсистема, надсистема, функция, свойства, антисистема, альтернативная система. Настоящее, прошлое и будущее системы. Законы развития системы (ЗРТС) – объединение, дробление, динамичность, согласованность рассогласованность .свертывание. ИКР - идеально-конечный результат./8час/
.                                                                                       7 кл.
1.       Ознакомление с методами активизации творческого мышления. МШ-(мозговой штурм) МА-(морфологический анализ) МФО-(метод фокальных объектов) История возникновения методов, основные правила и технологии. Достоинства и недостатки .Выполнение заданий по этим методам.
/8 час/
                                                                                 8 кл.
1.       Приемы  АРИЗ, ТРИЗ. Решение задач с использованием приемов. Использование понятий - аналогия, эмпатия, фантазия и инверсия. /8час/
                                         МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Занятия будут интересней, если построить по следующим правилам .Минимум сообщения информации, максимум рассуждений Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм.(МШ)
Мозговой штурм-это интересная и простая форма учебной деятельности, применяемая к любым возрастам. Я считаю , что школьного предмета, на котором проведение мозгового штурма было бы нецелесообразно.
Ценности МШ (мозгового штурма)
1.       Это активная форма работы
2.       Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли.
У частники  штурма учатся слушать и слышать друг друга.
3.       Учителю легко  поддержать трудного ученика.
 
                  ТЕХНОЛОГИЯ  УМШ    ( Учебного мозгового штурма)
1.Обычно штурм проводится в группах численностью до 20 человек.
2.Группа перед штурмом инструктируется. Основное правило на первом этапе штурма ( этап выдвижения идей ) НИКАКОЙ КРИТИКИ.
3. В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий З-его обязанность следить за выполнением группой правил штурма.
4. Группа выбирает секретаря, его обязанность фиксировать возникающие идеи ( словами или знаками )
5. Проводится первичное уточнение задачи.
6. Первый этап штурма проводится от 7-20 минут .Здесь можно обсудить допускались ли нарушения  правил и почему. Все высказанные идеи рассматриваются критически. При этом основное правило: в каждой идее желательно найти что то полезное.
7. После обработки идей группа отбирает 2-3 самых интересных решения и выбирает спикера, который рассказывает о них всему классу и учителю.
                                          ТЕМЫ ДЛЯ ШТУРМА
1.Предложите модели одежды без ниток и клея.
2.Обычная мешковина. Предложите варианты ее использования.
3.Где и как можно использовать пустую бутылку из под воды.
4.Показвть несколько выпадов ткани и предложить варианты их использования.
 
                           ЗАДАЧИ В ТЕХНОЛОГИИ ( для решения которых , не требуется специальных знаний)
1.Плечевое изделие выкроено из полос ткани разного цвета (красного .зеленого желтого ).При обработке нужны нитки в тон ткани. Как быть? Заправлять машину цветными нитками трудоемкий процесс? Предложите вариант решения проблемы.
2. Как измерить толщину нити ,имея на столе только линейку. Нить должна быть одновременно тонкой, чтобы вдеть в иглу и толстой, чтобы можно было измерить линейкой. Как быть?
       Приведенные методы и приемы поиска творческих решений объединяет одно: все они способствуют снижению действия барьеров внешних и внутренних. Это раскрепощает человека, дает силы и смелость быть творческим, а также человек получает дополнительные возможности в решении проблем ..                   

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»