Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО «English Project»
(5 класс)
Макаркина Лариса Викторовна,
ГБОУ СОШ №341
Невского района Санкт-Петербурга
«Рекомендовано к исполнению» Педагогическим советом ГБОУ школы № 341 Протокол № « » 2016г. |
«Утверждаю» Директор ГБОУ школы № 341 ___________М.А. Юркевич Приказ № « » 2016 г. |
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАМКАХ ФГОС ООО
«English Project»
(5 класс)
Составитель: учитель английского языка
Высшей квалификационной категории
Макаркина Л.В.
Cанкт–Петербург
2016
I. Пояснительная записка
В основе cтандартов второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава.
Программа разработана на основе программы «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011(стандарты второго поколения). «Стандарты второго поколения»: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011.
Актуальность программы: изучения английского языка определяется потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится жизнеобеспечением общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка дает возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах, средней, старшей школе, но и в начальной школе. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного мира.
Педагогическая целесообразность: Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях, учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.
Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «иностранные языки» предназначена для работы с детьми 5 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Данная деятельность не предусматривает участие в ней всех учащихся класса.
Основной и главной формой программы является игровая деятельность. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности данного возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.
Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.
Предлагаемая программа направлена на закрепление базы знаний, полученных в начальной школе и для дальнейшего изучения иностранного языка в средней школе. Задачи программы заключается в максимальном вовлечении учащихся на занятиях. Многие упражнения предполагают опору на собственный жизненный опыт учащихся.
Цель программы развитие языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком в средней школе, приобщение младших школьников к новому социальному опыту на основе проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения.
Задачи программы:
- Обучающие
познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.); - способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
- познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающие - развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
- развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
- развивать двигательные способности детей через драматизацию;
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене;
- совершенствовать умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой;
- обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
- развитие коммуникативной компетенции в пределах следующих сфер общения социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной;
Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В свою очередь изучение английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов.
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной, художественной и т. д., осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в средней школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые являются метапредметными по своему содержанию.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.
Место курса в учебном плане
Иностранный язык входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, истории, математики);
- многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой — умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.
Возраст учащихся, участвующих в реализации программы
Программа «English Project» предназначена для детей в возрасте от 11 до 13 лет.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа)
Режим проведения занятий
Занятия проводятся во второй половине дня, не менее чем через 45 минут после окончания уроков. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Формы организации и проведения занятий ( игра ; диалог; практикумы, коллективные и индивидуальные исследования)
Фронтальная используется в теоретической части занятий, бесед, экскурсий, лекций;
Групповая применяется при проведении викторин, игр, конкурсов, диспутов и работе над проектами;
Индивидуальная форма применяется при работе над проектами;
Ожидаемые результаты: (у детей должны быть сформированы УУД):
Личностные результаты:
- приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
- получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура);
- получение опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;
- пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
- строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;
- выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
- осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;
- контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
Коммуникативные УУД:
- готовность и способность осуществлять межкультурное общение на АЯ:
- выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами АЯ;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;
- уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
- уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
- уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
- уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании;
- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению английского языка на последующих ступенях школьного образования;
- обеспечение коммуникативно - психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной речью на английском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий(предложение, части речи, интонация), наблюдаемых в родном и английском языке;
- приобщение к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство с миром их зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на английском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной литературы на английском языке; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка;
- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения.
должны знать/понимать:
- особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
- имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
- наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
- названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
- наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
- применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
- составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
- читать и выполнять различные задания к текстам;
- уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
- понимать на слух короткие тексты;
· Текущий контроль знаний в процессе устного опроса и тестирования;
· Промежуточный тематический контроль в процессе наблюдения за выполнением практической части программы;
· Итоговый контроль применяется при анализе результатов освоения программы и участия в коллективном творчестве;
Основными критериями оценки работы учащихся являются ожидаемые результаты
Оценка личностных результатов: основным объектом оценки является сформированность УУД , включаемых в 3 блока: сформированность основ гражданской идентичности личности ; готовность к переходу к самообразованию ; сформированность социальных компетенций
Оценка метапредметных результатов: проводится в ходе различных процедур .Одна из основных процедур итоговой оценки – защита итогового индивидуального проекта(эссе ; реферат ; аналитические материалы ;обзорные материалы ;отчёты о проведённых исследованиях ; стендовый доклад ; макет
Формы подведения итогов зачёт, открытые занятия, чтение авторских работ, издание творческих работ с оформлением, тестирование, драматизация сказок, диагностика личных дневников-наблюдений, анализ работы, подведение итогов работы, внутришкольный контроль.
II. Учебный план программы «English Project»
№ | Раздел | Кол-во часов | Основное содержание материала | Основные виды деятельности |
1 | Всё о себе (Я, мои друзья, моя семья, моя квартира) |
21 | Устно-речевая практика монолог, диалог Прослушивание, чтение текстов, драматизация диалогов |
Составление семейного древа. Умение воспринимать английскую речь на слух, строить высказывание по образцу о друге |
2 | Мой распорядок дня | 13 | Диалогическая речь, парная работа Монолог, диалог. Прослушивание текста. Ролевая игра «В больнице» |
Составление плана рабочего и выходного дня. Работа над проектом о здоровом образе жизни |
Календарно – тематическое планирование программы «English Project»
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | даты |
Введение | |||
1 | Правила охраны труда и безопасности на занятиях | 1 | |
Все о себе (Моя семья. Мои друзья. Моя квартира) | |||
2 | О себе: игра «Я- творец»; устно-речевая практика | 2 | |
3 | Мои увлечения; упражнение «Кто Я?» | 2 | |
4 | Описание внешности; устно-речевая практика | 3 | |
5 | Характеристика человека; игра «Познай самого себя» | 3 | |
6 | Мой друг; драматизация диалогов | 2 | |
7 | Письмо другу; устно-речевая практика | 2 | |
8 | Моя семья; устно-речевая практика | 2 | |
9 | Семейное древо; рассказ о семейном древе | 2 | |
10 | Моя комната; моя квартира | 2 | |
Здоровый образ жизни | |||
11 | Мой распорядок дня; проект «Здоровый образ жизни» | 3 | |
12 | Мой выходной день; составление плана выходного дня | 3 | |
13 | Ролевая игра «В больнице»; медицинские профессии | 2 | |
14 | Ролевая игра «В магазине» ; здоровые продукты | 3 | |
15 | Творческий проект «В здоровом теле – здоровый дух» | 2 | |
Итого : | 34 |
Примечание: педагог оставляет за собой право выбора литературного материала, количества занятий, их последовательности.
III. Содержание программы внеурочной деятельности «English Project»
Тема 1. Вводное занятие. (1 час)
Правила техники безопасности и дорожного движения. Ознакомление с программой.
Тема 2. О себе (2 часа)
Философская игра «Я – творец». Экскурсия в библиотеку. Устно-речевая практика монолог, диалог. Обучение краткому монологическому высказыванию по теме.
Тема 3. Мои увлечения (2 часа)
Теория. Предмет и методы психологии. Тестирование. Упражнение «Кто Я?». Обучение краткому монологическому высказыванию по теме. Умение воспринимать английскую речь на слух.
Тема 4. Описание внешности (3 часа)
Зарисовки. Обучение краткому монологическому высказыванию по теме.
Устно-речевая практика монолог, диалог. Работа по предложенному учителем плану.
Умение воспринимать английскую речь на слух.
Тема 5. Характеристика человека (3 часа)
Теория. Восприятие и осознание. Сознательное и бессознательное. Познание и созерцание мира. Мир как использование и как познание. Философская игра «Познай самого себя». Обучение краткому монологическому высказыванию по теме. Умение воспринимать английскую речь на слух.
Тема 6. Мой друг (2 часа)
Игра «Давайте познакомимся». Прослушивание, чтение текстов. Драматизация диалогов Зарисовки и знакомства. Обучение строить высказывание по образцу о друге. Устно-речевая практика монолог, диалог. Обучение краткому монологическому высказыванию по теме. Умение воспринимать английскую речь на слух. Анализ игры и работы детей.
Тема 7. Письмо другу (2 часа)
Философская игра «Познай самого себя». Устно-речевая практика монолог, диалог. Обучение краткому монологическому высказыванию по теме. Умение воспринимать английскую речь на слух. Работа по предложенному учителем плану.
Тема 8. Моя семья (2 часа)
Составление семейного древа. Устно-речевая практика монолог, диалог. Обучение краткому монологическому высказыванию по теме. Умение воспринимать английскую речь на слух.
Тема 9. Семейное древо (2 часа)
Составление семейного древа. Умение воспринимать английскую речь на слух, строить высказывание по образцу о друге. Произвольно строят устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Тема 10. Моя комната, квартира (2 часа)
Домашние обязанности членов семьи. Домашние животные. Домашние растения и уход за ними. Устно-речевая практика монолог, диалог.
Тема 11.Мой распорядок дня (3 часа)
Составление плана рабочего и выходного дня. Работа над проектом о здоровом образе жизни. Устно-речевая практика монолог, диалог. Произвольно строят устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Тема 12. Мой выходной день (3 часа)
Составление плана рабочего и выходного дня. Работа над проектом о здоровом образе жизни.
Тема 13. Ролевая игра «В больнице» (2 часа)
Работа над проектом о здоровом образе жизни. Профессии. Адекватно используют рече