Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Образовательная программа

Греко-славянский  язык

Кадочникова Оксана Геннадьевна

Раздел 1. Введение

1.1. Курс предназначен для желающих ближе ознакомится с православным богослужением; разработан на основе курса церковнославянского языка, созданного для учащихся факультета дополнительного образования ПСТГУ.

1.2. Цель изучения дисциплины: усвоение основных понятий и категорий греческого языка в объеме достаточном для чтения со словарем текстов богослужебного характера.

1.3. Задачи изучения дисциплины:

  • выработка умения обращаться к церковнославянскому языку как языку посреднику между греческим и русским;
  • изучение приемов работы со словарем,  лексико-грамматическими ресурсами и записями современного богослужения;
  • умение создавать греческо-русские подстрочные переводы.

Раздел 2. Содержание дисциплины

Тема 1. Составление греко-славянского подстрочника

Две системы чтения. Рейхлиновская система как, отражающая современную богослужебную практику. Красис. Типы надстрочных знаков. Правила постановки ударения.

Церковнославянский язык как подстрочник греческого. Понятие "реляционные элементы". Артикль как реляционный элемент.

Тема 2. Окончания I, II и III склонений

I склонение (ο-склонение). II склонение (α-склонение). III склонение (смешанное склонение). I, II и III склонение – общее склонение для существительного, прилагательного и частично причастия.

Тема 3. Окончания глагола

Грамматические категории глагола: вид, время, наклонение, залог, лицо, число. Категория залога: активный, медиальный, пассивный. Категория наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное, желательное. Главные и исторические времена. Строение глагола: приращение, удвоение, основа, показатель времени, личные окончания. Личные окончания главных и исторических времен. Образование инфинитива.

Тема 4. Суффиксы именных форм

Образование именных форм: причастия и отглагольного прилагательного.

Грамматические категории причастия: время, залог, число, падеж, род. Категория залога: активный, медиальный, пассивный. Категория времени: презенс, футурум, аорист, перфект.

Степени сравнения прилагательных и наречий: компаратив, суперлатив.

Тема 5. Наречие

Наречия на -ως, - ω. Соотносительные местоименные наречия.

Тема 6. Строевые элементы

Союзы и частицы. Сочинительные союзы и частицы. Вопросительные частицы. Отрицательные частицы.

Тема 7. Времена глагола

Времена: презенс, футурум, перфект, имперфект, аорист,   плюсквамперфект. Формообразующие показатели времен и наклонений.

Значение и употребление: изъявительного наклонения настоящего времени, сослагательного наклонения, желательного  наклонения, форм будущего времени, аористных форм, перфекта.

Значение и употребление медиальных форм.

Инфинитив. Временное значение. Употребление в качестве: подлежащего и дополнения,  уточняющего определения. Употребление а артиклем, с частицей ἄν, infinitivus absolutus.

Итоговое задание

Работа со словарем. Создание греко-русского подстрочника на основе сделанного по предыдущим темам разбора.

 

Раздел 3. Описание занятий.

Занятие 1. Составление греко-славянского подстрочника

Виды учебных заданий.

Индивидуальная работа с учащимся:

1. Составление греко-славянского подстрочника на основе богослужебного текста на греческом и церковнославянском языке.

Тесты:

  1. Рейхлиново произношение;
  2. Облеченное ударение.

Занятие 2. Окончания I, II и III склонение

Виды учебных заданий.

Индивидуальная работа с учащимся:

1. Выделение цветом и стилем функциональных грамматических показателей в греко-славянском подстрочнике.

Занятие 3. Окончания глагола

Виды учебных заданий.

Индивидуальная работа с учащимся:

  1. Выделение цветом и стилем функциональных грамматических показателей в греко-славянском подстрочнике.

Занятие 4. Суффиксы именных форм

Виды учебных заданий.

Индивидуальная работа с учащимся:

1. Выделение цветом функциональных грамматических показателей в греко-славянском подстрочнике.

Занятие 5. Наречие

Виды учебных заданий.

Индивидуальная работа с учащимся:

  1. Выделение цветом функциональных грамматических показателей в греко-славянском подстрочнике.
  2. Подстрочный перевод избранных частей речи.

Занятие 6. Строевые элементы

Индивидуальная работа с учащимся:

  1. Выделение цветом функциональных грамматических показателей в греко-славянском подстрочнике.
  2. Подстрочный перевод избранных частей речи.

Занятие 7. Времена глагола

Индивидуальная работа с учащимся:

  1. Выделение цветом функциональных грамматических показателей в греко-славянском подстрочнике.
  2. Подстрочный перевод избранных частей речи.

Итоговое задание

Индивидуальная работа с учащимся:

  1. Создание греко-русского подстрочника на основе сделанного по предыдущим темам разбора.

 

Раздел 4. Методические рекомендации и пособия по изучению курса или дисциплины

 

5.1. Рекомендуемая литература

5.1.1. Основная

  1. Штеле М. Греческая грамматика. СПб., 1994. С. 10-21.
  2. Соболевский С.И. Древнегреческий язык. Учебник для вузов. СПб., 1999.
  3. Славятинская М.Н. Учебник древнегреческого языка. - 2-е изд., испр. и доп.. - М. : Филоматис, 2003.

5.1.2. Дополнительная

  1. Иеромонах Алипий (Гаманович). Грамматика церковно-славянского языка. М., 1991.
  2. Из истории возникновения первого литературного языка славян. Переводческая техника Кирилла и Мефодия. М., 1971.
  3. Успенский Б. А. Краткий очерк истории русского литературного языка (ХІ-ХІХ вв.) М., 1994 .
  4. Кадочникова О.Г. Славяно-греческий язык как метод освоения церковной письменности  [Электронный ресурс] // Экстернат РФ : электрон. спец. журнал. 21.04.2015. Доступ: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/110-foreignlang/7625-2015-04-18-12-08-48.html.

5.1.3. Словари

  1. Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. Около 70000 слов (в обоих томах) /Сост. И.Х. Дворецкий; Под ред. чл.-кор. Акад. наук СССР проф. С.И. Соболевского С прил. грамматики, сост. С.И. Соболевским. Т. 1-2. - Москва : ГИС, 1958. - 2 т.
  2. Ресурсы лексико-грамматического анализа: www.perseus.tufts.edu, www.lexigram.gr, lexicon.katabiblon.com.
  3. Дьяченко Г.М. Полный церковнославянский словарь. (Со внесением в него важнейших древ.-рус. слов и выражений) [Ок. 30000 слов] Пособие /Сост. священник Г. Дьяченко. - Репринт. воспроизведение изд. 1900 г.. - М. : Моск. патриархат Посад, 1993.
  4. Старославянский словарь (по рукописям X-XI веков) / под ред. Цейтлин Р. М., Вечерки Р., Благовой Э. М., 1994.

5.2. Рекомендации по использованию информационных технологий

Общие замечания:

  1. Курс состоит из лексико-грамматические упражнения с греко-славянским подстрочным переводом и тесты.
  2. Тесты необязательны к прохождению, но восполняют грамматический материал недостаточно отраженный разбираемыми в упражениях текстами.
  3. Грамматические ошибки отмечаеются преподавателем желтым маркером, лексические – зеленым.

К Теме 2

Окончания выделяются в соответствии с таблицей "Обзор окончаний", Штеле М. Греческая грамматика. СПб., 1994. С. 21.

К Теме 3

Окончания выделяются в соответствии с таблицами "Личные окончания…", Соболевский С.И. Древнегреческий язык. Учебник для вузов. СПб., 1999. С. 95, 114-115, 119, 122, 124, 126, 128.

К Теме 4

Суффиксы выделяются в соответствии с таблицей "Глагол", "Личные окончания" и "Степени сравнения прилагательных", Штеле М. Греческая грамматика. СПб., 1994. С. 30-33, 38, 22-23.

К Теме 6

Перевод частиц и союзов преимущество выбирается из таблицы "Союзы и частицы", Штеле М. Греческая грамматика. СПб., 1994. С.116-119.

К Теме 8

В греко-славянском подстрочнике следует перевести с помощью словаря все непереведенные на русский язык церковнославянские соответствия.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»