Формирование навыков чтения на уроках английского языка в средней школе
Процесс обучения иностранному языку учащихся средней школы является объектом пристального внимания исследователей в течение последних десятилетий. В настоящее время этот процесс приобретает особое значение в связи с тем, что повышение качества языковой подготовки является одной из задач обучения и воспитания всесторонне развитой личности. [№ 7, с.73]
Обучение иностранному языку в школе представляет собой организованный, управляемый процесс, в ходе которого в результате взаимодействия учителя и ученика осуществляется воспроизведение и усвоение определенного опыта с заданной целью.
Обучение иностранному языку, по определению И.В.Рахманова, есть «…процесс систематического и последовательного сообщения учителем знаний и привитие умений и навыков в области иностранных языков, процесс активного и сознательного усвоения их учащимися, процесс создания и закрепления у детей тех качеств, которые мы стремимся у них воспитать». [№ 1,с .6]
Из данного определения очевидно, что процесс обучения – это процесс двусторонний, включающий в себя деятельность и учителя, и ученика.
Современный урок иностранного языка носит комплексный характер и каждый учитель стремится провести его, включив в урок все виды речевой деятельности.
Ни один учитель не в состоянии подготовить своих учеников к решению всех проблем…Однако любой учитель может в процессе учебного взаимодействия моделировать достаточно широкий ряд проблемных задач, формировать базовые рефлексивные умения, связанные с определением условий конкретных ситуаций, которые, в свою очередь, обусловлены местом, временем, ролями, намерениями, чувствами и возможными действиями их участников; использовать необходимые алгоритмы деятельности в ходе решения типичных академических заданий. [ №8, с.21]
Учитель – важный субъект образовательного процесса, он – организатор, консультант, помощник, партнёр по общению. Реализуется на деле педагогика сотрудничества. Учитель создаёт благоприятную образовательную среду, использует личностно ― ориентированные технологии обучения. [ № 7, с.3]
Понимание учителем процессов, лежащих в основе функционирования и развития современной системы обучения иностранным языкам, будет способствовать выбору наиболее эффективного пути к достижению искомых результатов обучения.
Политические, социально–экономические и культурные преобразования, происходящие в России, существенно повлияли на “расширение функций иностранного языка как учебного предмета”. Из предмета второстепенного он становится в один ряд с наиболее востребованными дисциплинами. Все больше и больше требуется людей, владеющих иностранным языком как средством общения. А это, в свою очередь, влияет на изменение и уточнение целей обучения английскому языку в разных типах общеобразовательных учреждени. Новые задачи, стоящие перед школой в целом и предметом “иностранный язык ”, должен решать новый учитель. Одной из главных характеристик нового учителя является его методическая грамотность. Он должен придерживаться современного методического стандарта обучения иностранному языку и впитывать в себя все целесообразное и ценное, что накапливается передовой наукой и отечественной и зарубежной практикой.
Так, в ныне действующей программе для школ с углубленным изучением иностранного языка основная цель обучения формулируется следующим образом : “… развитие способностей школьников использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира”
Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в школе создают ситуацию, в которой педагогам пре доставлены право и возможность самостоятельного выбора моде лей построения курсов обучения предмету, учебных пособий и других обучающих средств. В этой ситуации необходимо подходить к ре шению ряда методических проблем с точки зрения активизации деятельности всех участников педагогического процесса и прежде всего - учителя. Именно учитель в новых условиях должен выб рать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и кон кретным условиям обучения иностранным языкам.
Избранная тема курсовой работы является достаточно актуальной в
силу того, что в настоящее время к современному учителю английского языка предъявляются довольно высокие требования ко владению им различными методиками обучения всем видам речевой деятельности, его теоретической и практической подготовке к работе в школе.
В данной работе представлен один из видов речевой деятельности, а именно обучение чтению (на среднем этапе обучения)
Объект исследования – процесс обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования – обучение чтению на английском языке в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования – обобщение и анализ имеющихся методических данных, касающихся обучения иноязычному чтению.
Задачи исследования:
- определить структуру и суть чтения как вида речевой деятельности;
- дать характеристику основным видам чтения;
- определить содержание обучения чтению;
- раскрыть содержание технологий обучения чтению на среднем этапе обучения в средней общеобразовательной школе.
Методы исследования: наблюдение – проводилось по месту работы в средней общеобразовательной школе №1112; беседа; интервью; эксперимент – опытное обучение на уроках в процессе обучения иностранному языку; анализ – проводился с помощью оценки овладения навыками учащихся; моделирование – были использованы различные типы уроков: уроки обучения разным видам чтения и комбинированные уроки.
Теоретический вклад и новизна – в теоретической части была определена суть чтения как вида речевой деятельности, содержание, была показана связь чтения с другими видами речевой деятельности, охарактеризованы четыре основных вида чтения, выделены компоненты содержания обучения чтению, определены требования к текстам для чтения, что позволило составить комплексную характеристику данного вида речевой деятельности. Новизна исследования определяется комплексным подходом к разработке данной темы с теоретической и практической точек зрения.
Суть чтения как вида речевой деятельности.Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.
Чтение как практическое умение предполагает получение определённой информации, которая может относиться к самым разнообразным отраслям знаний. Большое количество разнообразных текстов позволяет удовлетворить индивидуальные запросы школьников, увеличить мотивацию изучения иностранного языка.
Чтение обеспечивает познавательную функцию языка. Будучи познавательной деятельностью, чтение способствует развитию образного и логического мышления учащихся. Существенную роль при этом играет не только содержание текстов, но и сам процесс чтения, который создаёт предпосылки для работы мышления. Чтение на ИЯ сопровождается целым рядом мыслительных операций – наблюдением, сравнением, анализом, синтезом. В процессе чтения развивается воображение и внимание учащихся, так как понимание текста связано с догадкой и требует концентрации произвольного внимания. [№ 2, с.67-68]
Для нормального протекания процесса чтения на ИЯ читающий должен хранить в памяти образы морфем и синтаксических схем и их общее значение, абстрагированное от конкретного лексического наполнения, т.е. владеть соответствующими грамматическими (морфологическими и синтаксическими) навыками (операциями) чтения, которые обеспечивают автоматизированноть процесса узнавания и понимания грамматической информации текста. Кроме того, в памяти читающего должны храниться образы воспринимаемых слов, чтобы узнавать и понимать лексические единицы в различных контекстуальных условиях. [№ 9,с.232]
В текстах для чтения должно проявиться единство содержательного и процессуального планов. В учебном процессе тексты должны соответствовать коммуникативно – познавательным интересам и потребностям школьников, соответствовать по степени сложности их языковому и речевому опыту в родном и иностранном языках, содержать интересную для учащихся каждой возрастной группы информацию.Отвечая данным требованиям, учебный текст помогает активизировать речевую коммуникацию как в устной, так и в письменной форме. [ № 5, с.172 ]
Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст). В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном – сам процесс чтения, то есть соотнесение графем с фонемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, перевод вовнутрь внешнего проговаривания, сокращение внутреннего проговаривания и установление непосредственной связи между “семантическим” и графическим комплексами, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом.
Понимание, степень его полноты, точности, глубина, зависят от цели чтения, которую ставит перед собой читающий. А именно: посмотреть, о чем текст, определить главное в нем или точно понять текст во всех деталях.
Структура чтения
Любая деятельность имеет цель, мотив, определённые способы выполнения действий, направленных на достижение определённого результата. [ № 9, с. 219]
В структуре чтения как деятельности также можно выделить мотив, цель, условия, результат. Мотивом является общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью – получение информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.
В процессе обучения иностранному языку в школе чтение, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации; во втором – пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала. Использование чтения в качестве источника получения информации создает необходимые условия для стимулирования интереса к изучению этого предмета в школе, который учащийся может удовлетворить самостоятельно, поскольку для чтения не требуется ни собеседник, ни слушатели, а нужна лишь книга. Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмете. Это позволяет учителю вносить свою лепту в воспитание всесторонне развитой, социально активной личности.
Связь чтения с другими видами речевой деятельности
Чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности. Прежде всего оно связано самым тесным образом с письмом, поскольку и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи.
Чтение связано с аудированием, так как в основе того и другого лежит перцептивно – мыслительная деятельность, связанная с восприятием (рецепцией), анализом и синтезом. При аудировании слушающий воспринимает звучащую речь, а читающий – написанную. При чтении, так же как и при аудировании, имеет большое значение вероятностное прогнозирование, которое может быть как на вербальном, так и на смысловом уровне.
Чтение связано также с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой “контролируемое говорение”. Чтение про себя представляет собой внутреннее слушание и внутреннее проговаривание одновременно.
Таким образом, чтение связано со всеми другими видами речевой деятельности, формируемыми при обучении иностранному языку в школьном курсе в целом.
Характеристика основных видов чтенияВ зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее, и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его “фокусирующими” деталями и частями.
Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.
При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.
Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.
Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико – смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.[№3, с.94-95]
Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение. При котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это “чтение для себя”, без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том , чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т.д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Так мы читаем обычно художественные произведения, газетные статьи, научно – популярную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного. При этом намеренное внимание к языковым составляющим текста, элементы анализа исключаются. Для достижения целей ознакомительного чтения по данным С.К.Фоломкиной [№10], бывает достаточно понимания 75% предикаций текста, если в остальные 25% не входят ключевые положения текста, существенные для понимания его содержания.
Темп ознакомительного чтения не должен быть для английского языка ниже 180 слов в минуту.
Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25 – 30% избыточной второстепенной информации. [№3,с.95-96]
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом “изучения” при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий , чем другие виды чтения, - повторным перечитыванием частей текста, иногда с отчетливым произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путем анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.
Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, следует указать на его примерный нижний предел, который по данным С.К.Фоломкиной, составляет 50 – 60 слов в минуту.
Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую
трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.[№3,с.96]
Поисковое чтение ориентировано на чтение, например, газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизированно. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико – смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.
Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний , необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку “стратегии понимания”. В них учитываются лексико – грамматические, структурно – смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.
В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно – коммуникативных задач в процессе чтения.
Обучаемые выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений.
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения. Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:
а) ознакомительное – изучающее – просмотровое – поисковое;
б) изучающее – ознакомительное – просмотровое – поисковое.
Последний вариант представляется более эффективным, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения. [№3, с. 97-98]
Современные технологии обучения чтению на среднем этапе.
Обучение изучающему чтению
Задачи, которые читающий решает в процессе изучающего чтения, условно можно разделить на три основные группы, соответствующие характеру переработки информации (степени полноты, точности и глубины):
1) восприятие языковых средств и их точное понимание в тексте;
2) извлечение полной фактической информации, содержащейся в тексте;
3) осмысление извлеченной информации. Решение данных задач осуществляется на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах рабо ты с учебным текстом. [№3, с.98]
Предтекстовый этап
Упражнения на соотнесение значения слова с темой (ситуацией, контекстом)
1. Заполните пропуски в предложении, одним из указанных слов: ...
2. Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу.
- Выполните перевод предложений на родной язык.
Упражнения на расширение лексического запаса
1. Укажите модели, по которым образованы сле дующие производные слова, определите значение этих слов : beginning, Spanish, independence, lucky
2. Прочтите ряд слов с одним аффиксом. Устано вите. от какой основы они образованы. Обратите внимание на значение, которое придает данный аф фикс: plantation, settlement, officer, Spanish.
3. Сравните способы образования указанных слов, назовите части речи, к которым эти слова относятся.
4. Выберите из текста слова общего корня (интернационализмы) и определите их значение.
Упражнения на опознавание и дифференциацию грамматических явлений
Выберите из приведенных предложений те, которые содержат страдательный залог (придаточ ные предложения времени, сложное дополнение и т. д.). Объясните, по каким признакам вы установили грамматическую форму.
Упражнения на выделение в предложениях ключевых слов
1. Прочтите предложения. Выразите ту же мысль по-другому.
2. Укажите, каким членом предложения является слово: определением (дополнением, обстоятельством).
3. В каждом предложении (абзаце) подчеркните ключевое слово (предложение).
4. Подчеркните в предложениях слова, которые могут быть опущены без ущерба для смысла. Про читайте предложения вслух сначала полностью, а затем — пропуская выделенные слова. Сравните их и скажите, сохранился ли смысл предложения.
Упражнения на прогнозирование содержания читаемого
1. Прочтите заглавие и скажите, о чем (ком) будет идти речь в данном тексте.
2. Прочтите первые предложения абзацев и назо вите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
3. Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу.
4. Восстановите текст из данных в произвольном порядке и пронумерованных абзацев. Скажите, в какой последовательности следует расположить абзацы, чтобы получился логически связный текст.
Текстовый этап
Упражнения на деление текстового материала на смысловые части
1. Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.
2. Прочтите текст и выделите основные темы по вествования.
3. Прочтите текст. Найдите в нем предложения, выражающие основные положения текста, и предло жения, детализирующие основные положения.
Упражнения на выделение смысловых опор в тексте
1. Прочтите (повторно) ... абзацы текста, найдите в них ключевые предложения.
2. Прочтите (повторно) ... абзацы, сформулируй те их основную мысль.
3. Прочтите вслух все глаголы, передающие дина мику повествования.
4. Выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания ....
Послетекстовый этап
Упражнения на проверку понимания фактического содержания текста
1.Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.
2. Используя материал текста, ответьте на воп росы.
3. Прочтите план текста и скажите, достаточно ли полно он передает содержание текста.
4. Расположите предложения в той последова тельности, в которой они даны в тексте.
5. Прочтите вслух предложения, которые пояс няют название рассказа.
Упражнения для обучения интерпретации текста
1. Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… . Скажите, разделяете ли вы, эту точку зрения.
2. Просмотрите текст, выделите предложения или абзацы, характеризующие (время действия, эпоху).
3. Скажите, опираясь на характеристику персо нажа в тексте, что в его внешности вызывает у вас симпатию (антипатию) и почему.
4. Найдите в тексте следствия, вытекающие из ....
Упражнения на определение познавательной ценности прочитанного
1. Прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него.
2.Прокомментируйте часть текста, которая вам показалась наиболее интересной.
3.Скажите, каким образом вы можете исполь зовать информацию, содержащуюся в тексте, при работе по специальности.[№3,с. 99-102]
Обучение ознакомительному чтению
Упражнения для обучения ознакомительному чте нию целесообразно строить на элементах текста (аб зацах) и на целых текстах. Отработка того или иного умения на элементах текста позволяет сократить время работы и выполнить большее количество об учающих упражнений.
В самом общем плане алгоритм обучения ознако мительному чтению может быть представлен сле дующим образом:
1. Прочтите заголовок текста и постарайтесь определить его основную тему.
2. Читайте абзац за абзацем, отмечая в каждом предложения, несущие главную информацию, и пред ложения, в которых содержится дополняющая, вто ростепенная информация.
3.Определите степень важности абзацев, отметьте абзацы, которые содержат более важную информа цию, и абзацы, которые содержат второстепенную по значению информацию.
4. Обобщите информацию, выраженную в абза цах, в смысловое (единое) целое.
Предтекстовый этап
Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста
- Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.
2. Прочитайте текст и выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую осно ву текста.
3. Прочитайте текст и найдите в нем повторяю щиеся слова, которые составляют тематическую осно ву текста.
4. Ознакомьтесь с новыми словами и слово сочетаниями. Не читая текст, скажите, о чем может идти в нем речь.
5. По схеме, состоящей из ключевых слов, дога дайтесь о содержании текста и попробуйте его оза главить. Во время чтения текста подчеркните слова. представленные на схеме.
Упражнения на понимание предложений, содержащих незнакомые слова
1. Прочтите предложения и постарайтесь понять их смысл, не обращая внимания на определения (обстоятельства времени, образа действия, места), выраженные незнакомыми словами.
2. Прочтите абзац и постарайтесь понять его, не обращая внимания на незнакомые слова.
3. Сократите предложения (абзацы) текста, оставляя лишь слова, несущие основную смысловую нагрузку.
4. Прочтите абзац (текст) и постарайтесь понять его без словаря.
Упражнения на прогнозирование содержания текста
1. Скажите, о чем, судя по заглавию, рисункам, графикам и концовке, может идти речь в данном тексте. Прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предположению.
2. Внимательно посмотрите на фотографию (ри сунок). Используя этот ориентир, попытайтесь дога даться, о чем пойдет речь в тексте.
3. Прочтите текст до указанного места. Скажите, как, по вашему мнению, завершились события. Про читайте текст до конца, чтобы выяснить, правы ли вы.
4. Прочтите отмеченные преподавателем абзацы текста. Скажите, какие события (явления) описаны в тексте. Прочтите весь текст, скажите, правильным ли оказалось ваше предположение.
Текстовый этап
Упражнения на выделение смысловых вех в тексте и понимание единичных фактов
1. Прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную (главную) информацию.
2. Прочтите заглавие и первый (последний) аб зац текста и скажите, о чем идет речь в тексте.
3. В ... абзаце найдите предложение, несущее главную информацию и информацию, детализирую щую главную.
Упражнения на установление смысловой связи между единичными фактами текста
1.Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.
2.Прочтите текст и скажите, на сколько частей можно условно разделить его, чему посвящена каж дая отдельная часть (введение, постановка про блемы, пути ее решения, выводы и т. д.).
3.Прочтите текст и скажите, какие из данных утверждений вытекают из содержания текста.
4.Составьте список вопросов к тексту.
Упражнения на объединение отдельных фактов текста в смысловое целое
1. Перечислите содержащиеся в тексте факты, которые могут служить доказательством каждого из следующих утверждений.
2. Прочтите приведенные словосочетания из тек ста и определите, отражают ли они логическую по следовательность событий текста. Если нет, распо ложите их правильно. Подберите дополнительные словосочетания, которые понадобятся для пересказа текста.
3. Прочтите вслух предложения из текста, кото рые объясняют название его темы.
4. Сформулируйте идею текста.
5. Прочтите текст, отметьте факты, на основании которых автор делает главные выводы.
Послетекстовый этап
Упражнения на контроль понимания основного содержания прочитанного текста
1. Прочтите текст и выразите свое согласие (не согласие) с приведенными ниже утверждениями из текста.
2. Распределите данные вопросы в последова тельности, которая соответствует содержанию текста. Кратко ответьте на них.
3. Ответьте на вопросы к тексту.
4. Составьте план прочитанного текста.
Упражнения на определение коммуникативного намерения автора и функции текста
1. Скажите, какую цель, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста.
2. Скажите, совпадает ли точка зрения автора по обсуждаемому в тексте вопросу с вашей.
3. Определите основное коммуникативное наме рение автора текста (сообщить новую информацию, оценить (прокомментировать) событие или факт, убедить в чём-л. читателя, оказать на него воздей ствие) .
4. Назовите основную, на ваш взгляд, функцию прочитанного текста (информативная, оценочная, воздействующая или функция убеждения).
Упражнения на развитие умения выражать оценочные суждения о прочитанном
1. Выразите свое отношение к прочитанному. Скажите, согласны ли вы с оценкой автором собы тий, фактов.
2. Скажите, что было для вас особенно интересно узнать из текста и почему.
3. Скажите, какие из перечисленных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста.
4. Скажите, с какими из изложенных в тексте по ложений вы не согласны и почему.[№3, с. 102-106]
Обучение просмотровому чтению
В зависимости от цели просмотрового чтения и степени полноты извлечения информации выделяют четыре подвида просмотрового чтения:
1.Конспективное — для выделения основных мыслей. Оно заключается в восприятии только наиболее значимых смысловых единиц текста, со ставляющих логико-фактологическую цепочку.
2.Реферативное — для выделения основных мыс лей. При этом читающего интересует только самое основное в содержании материала, все подроб ности опускаются как несущественные для понима ния главного.
3.Обзорное — для определения существа сооб щаемого. Оно направлено на выделение главной мысли текста, причем задачи сводятся в основном к ее обнаружению на основе структурно-смысловой организации текста. Понимание главной мысли, выраженной имплицитно, в данном случае практи чески невозможно. Интерпретация прочитанного ограничивается вынесением самой общей оценки читаемому и определением соответствия текста инте ресам читающего.
4. Ориентировочное — для установления наличия в тексте информации, представляющей для читаю щего интерес или относящейся к определенной про блеме. Основная задача читающего — установить, относится ли данный материал к интересующей его теме.
Примерный алгоритм обучения просмотровому чтению
1. Внимательно прочитайте заголовок текста, постарайтесь вникнуть в его смысл, определить главную мысль текста.
2. Прочитайте первое предложение текста. Сопоставьте его содержание с заголовком.
3. Прочитайте первый абзац. Сопоставьте его содержание со своим представлением о главной мысли текста.
4. Просмотрите все остальные обзацы, сопоставляя их содержание с представлением главной мысли текста и обращая особое внимание на содержание первых предложений абзацев.
5. Сформулируйте ответ на вопрос: «О чем повествуется в тексте?»
Овладение структурно-композиционными особенностями текстов
1. Просмотрите текст. Определите его характер (описание, рассуждение,
повествование).
2. Прочтите начальные предложения первого и последнего абзацев. Сформулируйте вопрос, который освещается в статье.
3. Выделите в тексте вводную и основную части.
Структурно-смысловая схема текста
1. Цель сообщения .
2. Элементы общего содержания:
а) основные констатирующие тезисы
б) второстепенные элементы.
Послетекстовый этап
Упражнения на контроль понимания прочитанного (просмотренного) текста
1. Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.
2. Поставьте к тексту несколько вопросов