Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Урок английского языка в рамках личностно-ориентированного обучения

Волгина Гаянэ Аваковна
Кардинальные изменения в социально-экономической жизни общества выдвигают принципиально новые задачи перед системой образования. Изменяются целевые установки учебно-воспитательного процесса, изменяется и система приоритетов. Если ранее приоритетным было сообщение необходимой системы знаний, формирование функциональной грамотности, то перспективы развития образования сегодня связаны прежде всего с реализацией принципов демократизации и гуманизации, что обусловило в процессе обучения поворот к личности, её формированию и развитию. Целевая установка при этом – подготовка выпускника учебного заведения к наиболее полной реализации своих индивидуальных способностей, возможностей и потребностей: формирование готовности к принятию самостоятельных решений, проявлению поисковой активности и ответственности за результаты и последствия своей деятельности.
В педагогической системе, ориентированной только на передачу знаний, на преподавателя возлагается полнота ответственности за воспроизводящую деятельность учащегося, которому надлежит строгое выполнение определённых функций. Развивающее обучение культивирует творческое отношение к деятельности, формирует общеучебные умения и навыки, способствует овладению средствами и способами мышления, развивает воображение, внимание, память, волю, формирует эмоциональную культуру и культуру общения. И вот как раз личностно-ориентированое образование – это образование, ориентированное на учащегося, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки учащегося. Личностно-ориентированное образование предполагает такую организацию учебного процесса, который “запускает” внутренние механизмы развития личности. /1, c.43/
Никто не станет отрицать, что иноязычное образование объективно является общественной ценностью; включение его в школьную программу – социальный заказ общества. И именно в ценности изучения иностранного языка мы убеждаем учащихся. Но субъективно для большинства из них иностранный язык - ценность потенциальная, а не реальная. Учащиеся плохо осознают, почти не чувствуют и не видят, что даёт (может дать) сам процесс овладения иностранным языком им лично. Учить в таких “антимотивационных” условиях малоэффективно, да и безнравственно Указанное противоречие лишает процесс обучения главного – смысла деятельности ученика, его личной ориентированности на цель, что только и может позволить ему ответить себе на вопрос “зачем учить?”. Ведь личностный смысл есть “отношение мотива к цели”. /3, c.72/. Но если цель задается кем-то извне, а мотива по разным причинам не возникает, то нет и смысла. В таких условиях вместо ученика-субъекта учебной деятельности появляется ученик-объект, который “подвергается обучению”. Производительность подобного труда хорошо известна. Снять противоречие между объективно ценностным характером изучения иностранного языка и субъективно личностным смыслом деятельности по овладению им могут, главным образом, два фактора – соответствующая методика (мы имеем в виду коммуникативную методику) и личность и мастерство учителя. В чём же ученик сможет увидеть для себя личностный смысл? Что получит каждый ученик как индивидуальность, если и методика, и учитель окажутся на высоте?
  1. Ученик чувствует, что вся система работы ориентирована на его личность и строится таким образом, что непосредственная деятельность ученика, его опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, его чувства не остаются за порогом школы, а учитываются при организации общения на уроке. Содержание строится не на “прохождении учебных тем”, изучении готовых текстов, а на обсуждении актуальных жизненных проблем. При этом ученики получают возможность обсуждать свои собственные дела и поступки, текущие события из жизни класса, школы, города, страны, планеты, учатся выражать своё отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение. Коммуникативная технология, предлагаемая нами, располагает (как никакая другая) специальными средствами учёта и использования всех сторон индивидуальности учащегося.
  2. Ученик чувствует, что всё общение не только ориентировано на личность, но и строится на уважении к ней. Поскольку проблемы, как таковые, не имеют однозначного решения, то участники их обсуждения - учитель и ученики – как речевые партнёры равноправны: мнение ученика столь же уважаемо, как и мнение учителя. Свобода выражения этого мнения, уважения к нему, отсутствие навязывания и свободный выбор позиции благотворно сказываются сначала на психологическом климате класса в целом и комфортности каждого, а затем и на формировании демократических отношений как ценности бытия.
  3. Ученик убеждается, что уроки иностранного языка – это уроки общения. Учащиеся осваивают технику общения, овладевают речевыми этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся решать различные коммуникативные задачи, быть речевыми партнёрами. Следовательно, создаются условия для повышения уровня культуры общения каждого ученика. И если это сказывается на его личных успехах (а иначе и не должно быть), то культура общения, само общения с учителем и соучениками становится его личной ценностью. Появляется мотив, который “который сдвигается на цель”, т.е. на общую цель овладения иностранными языками.
  4. Путь к личностному смыслу деятельности учащегося лежит и через удовлетворение его разнообразных интересов. Личностно-ориентированая концепция затрагивает в содержательном плане все сферы жизни, все области действительности, подаваемые через призму проблем и предметов обсуждения в ситуациях деятельности и нравственных отношений. Таким образом, учащийся вторично проходит всеохватную школу жизни, где он находит то, что соответствует его личным интересам, будь то интересы, связанные с его хобби или его будущей профессией.
  5. Ученик постепенно осознаёт (а учитель помогает ему в этом), что вся работа спроецирована и на более отдалённые результаты, которые сказываются на возникновении личностного смысла в учебной деятельности. Таковы, например, результаты развития мышления, культуры умственного труда и др. Развитие мышления осуществляется главным образом за счёт решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач разного уровня проблемности.
  6. Ученик чувствует, что выполняемые им задания вносят заметный вклад в культуру умственного труда. У него развивается умение пользоваться словарями, справочниками, памятками по рациональному выполнению учебных заданий. Всё это учит работать самостоятельно, создаёт предпосылки для развития потребности в самообразовании.
  7. Ученик понимает, что овладение иностранным языком - это всегда труд, умственный и физический, систематический и упорный. Активно работая на уроке, регулярно и добросовестно выполняя домашние задания, учащийся вырабатывает у себя привычку трудиться, что трудно переоценить.
Урок был и остаётся основным звеном учебно-воспитательного процесса. Важнейшей проблемой, волнующей всех учителей, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Причины падения уровня знаний школьников в области иностранного языка находится, без сомнения, в несовершенстве методического обеспечивания урока, ученик является лишь пассивным созерцателем, а главное место отводится монологу учителя. Так называемый опрос некоторых более подготовленных учащихся также не вызывает особой активности отдельных учеников класса, хотя известно, что урок иностранного языка предусматривает общение на уроке. Здесь речь идёт об умении учителя общаться со своими учениками на иностранном языке таким образом, чтобы сделать каждый урок интересным и познавательным. От умения учителя общаться с учениками на уроке и вне его зависят морально-психологический климата в классе, усвоение учащимися духовных ценностей и нравственных норм, увлечённость наукой, настроение учителей и учащихся, их психологическое здоровье, уровень индивидуально-творческого развития.
Ученик в современном образовательном процессе выступает в качестве субъекта саморазвития и разнообразной деятельности. Для реализации личностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников учитель должен научиться стимулировать активность учащихся, вдохновлять их, чтобы они не только понимали, что от них хотят, но и принимали позицию педагога, соглашались с ней, могли самостоятельно выдвигать идеи, отстаивать своё мнение и выступать полноправными партнёрами по общению. /2, c.15/
Делая вывод из всего вышесказанного, отмечаем, что положительно изменить многое в отношении учащихся к учению может творческий подход учителя к подготовке и проведению урока. Предложенный ниже урок продолжает изучение традиционной темы “Family affairs” нетрадиционным образом, так как, в организацию и проведение урока вовлекается каждый ученик, а деятельности учителя присущ креативный характер. Подобный личностно-ориентированный подход к проведению урока позволяет побудить учащихся к активизации умственной деятельности, к самостоятельному творчеству, к скрытым возможностям каждого учащегося, делает его соавтором в конструировании урока. Представленный план урок может быть рекомендован для использования учителем английского языка в старших классах или на первом курсе неязыкового вуза в продолжение изучения учебной темы “Family affairs”.
Тема урока: Love makes the world better.
Комплексная цель урока:
формирование и развитие навыков и умений иноязычной речевой деятельности, ориентация на овладение учащимися такими аспектами языка как лексика, грамматика, фонетика; обучение общению на иностранном языке.
Общеобразовательные цели урока: развивающие, познавательные; формирование лингвистического мышления.
Воспитательные цели: воспитание культуры мышления, общения и чувств.
Учебно-методические задачи урока: повторение и активизация иноязычного материала.
Тип урока: урок по закреплению изучаемого материала и выработка практических умений и навыков.
Оснащённость урока: использование ТСО, наглядности и дидактических материалов, плакат с фотографиями семьи, цветные мелки, шоколадное драже или любые другие конфеты.

I этап урока. Коммуникативная разминка. Она призвана обеспечить эмоциональный контакт, открытость, доверительность в отношениях, т.к. строится на серии специальных вопросов о самочувствии, настроении, о делах семейных. Учителю следует задавать свои вопросы таким образом, чтобы они не повторялись, а ответы учеников должны быть разнообразными и не должны дублироваться. Далее учитель выясняет, какой сегодня день и месяц года. Ученики должны знать о происхождеии слова, например, октябрь или любого другого месяца и поделится информацией с одноклассниками. После этого можно проверить, как они подготовили домашнее задание, спрашивая о том, кто из известных людей родился в этот день, какие знаменательные события произошли в этот день в истории. Данный вид задания позволяет проверить самостоятельную подготовку учеников к уроку, а также позволяет им самим активно участвовать в обсуждении событий, задавая вопросы и ориентируясь в различных видах специальных вопросов.
II этап урока. Ознакомление учеников с темой урока, фонетическая разминка. В центре доски находится ключевое слово урока “LOVE”, под заглавием “What does love mean?”. Оно положит начало целой схеме, которая по ходу урока будет постепенно оформляться. Попутно происходит накопление лексики, связанной с осознанием такой величайшей ценности, как любовь. Вниманию учеников предлагается грамматическая речёвка под названием “Mutual admiration”. Обращая внимание на ударение и ритм, ученики слушают речёвку первый раз.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»