Урок английского языка в рамках личностно-ориентированного обучения
Волгина Гаянэ Аваковна
Кардинальные изменения в социально-экономической жизни общества выдвигают принципиально новые задачи перед системой образования. Изменяются целевые установки учебно-воспитательного процесса, изменяется и система приоритетов. Если ранее приоритетным было сообщение необходимой системы знаний, формирование функциональной грамотности, то перспективы развития образования сегодня связаны прежде всего с реализацией принципов демократизации и гуманизации, что обусловило в процессе обучения поворот к личности, её формированию и развитию. Целевая установка при этом – подготовка выпускника учебного заведения к наиболее полной реализации своих индивидуальных способностей, возможностей и потребностей: формирование готовности к принятию самостоятельных решений, проявлению поисковой активности и ответственности за результаты и последствия своей деятельности.В педагогической системе, ориентированной только на передачу знаний, на преподавателя возлагается полнота ответственности за воспроизводящую деятельность учащегося, которому надлежит строгое выполнение определённых функций. Развивающее обучение культивирует творческое отношение к деятельности, формирует общеучебные умения и навыки, способствует овладению средствами и способами мышления, развивает воображение, внимание, память, волю, формирует эмоциональную культуру и культуру общения. И вот как раз личностно-ориентированое образование – это образование, ориентированное на учащегося, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки учащегося. Личностно-ориентированное образование предполагает такую организацию учебного процесса, который “запускает” внутренние механизмы развития личности. /1, c.43/
Никто не станет отрицать, что иноязычное образование объективно является общественной ценностью; включение его в школьную программу – социальный заказ общества. И именно в ценности изучения иностранного языка мы убеждаем учащихся. Но субъективно для большинства из них иностранный язык - ценность потенциальная, а не реальная. Учащиеся плохо осознают, почти не чувствуют и не видят, что даёт (может дать) сам процесс овладения иностранным языком им лично. Учить в таких “антимотивационных” условиях малоэффективно, да и безнравственно Указанное противоречие лишает процесс обучения главного – смысла деятельности ученика, его личной ориентированности на цель, что только и может позволить ему ответить себе на вопрос “зачем учить?”. Ведь личностный смысл есть “отношение мотива к цели”. /3, c.72/. Но если цель задается кем-то извне, а мотива по разным причинам не возникает, то нет и смысла. В таких условиях вместо ученика-субъекта учебной деятельности появляется ученик-объект, который “подвергается обучению”. Производительность подобного труда хорошо известна. Снять противоречие между объективно ценностным характером изучения иностранного языка и субъективно личностным смыслом деятельности по овладению им могут, главным образом, два фактора – соответствующая методика (мы имеем в виду коммуникативную методику) и личность и мастерство учителя. В чём же ученик сможет увидеть для себя личностный смысл? Что получит каждый ученик как индивидуальность, если и методика, и учитель окажутся на высоте?
- Ученик чувствует, что вся система работы ориентирована на его личность и строится таким образом, что непосредственная деятельность ученика, его опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, его чувства не остаются за порогом школы, а учитываются при организации общения на уроке. Содержание строится не на “прохождении учебных тем”, изучении готовых текстов, а на обсуждении актуальных жизненных проблем. При этом ученики получают возможность обсуждать свои собственные дела и поступки, текущие события из жизни класса, школы, города, страны, планеты, учатся выражать своё отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение. Коммуникативная технология, предлагаемая нами, располагает (как никакая другая) специальными средствами учёта и использования всех сторон индивидуальности учащегося.
- Ученик чувствует, что всё общение не только ориентировано на личность, но и строится на уважении к ней. Поскольку проблемы, как таковые, не имеют однозначного решения, то участники их обсуждения - учитель и ученики – как речевые партнёры равноправны: мнение ученика столь же уважаемо, как и мнение учителя. Свобода выражения этого мнения, уважения к нему, отсутствие навязывания и свободный выбор позиции благотворно сказываются сначала на психологическом климате класса в целом и комфортности каждого, а затем и на формировании демократических отношений как ценности бытия.
- Ученик убеждается, что уроки иностранного языка – это уроки общения. Учащиеся осваивают технику общения, овладевают речевыми этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся решать различные коммуникативные задачи, быть речевыми партнёрами. Следовательно, создаются условия для повышения уровня культуры общения каждого ученика. И если это сказывается на его личных успехах (а иначе и не должно быть), то культура общения, само общения с учителем и соучениками становится его личной ценностью. Появляется мотив, который “который сдвигается на цель”, т.е. на общую цель овладения иностранными языками.
- Путь к личностному смыслу деятельности учащегося лежит и через удовлетворение его разнообразных интересов. Личностно-ориентированая концепция затрагивает в содержательном плане все сферы жизни, все области действительности, подаваемые через призму проблем и предметов обсуждения в ситуациях деятельности и нравственных отношений. Таким образом, учащийся вторично проходит всеохватную школу жизни, где он находит то, что соответствует его личным интересам, будь то интересы, связанные с его хобби или его будущей профессией.
- Ученик постепенно осознаёт (а учитель помогает ему в этом), что вся работа спроецирована и на более отдалённые результаты, которые сказываются на возникновении личностного смысла в учебной деятельности. Таковы, например, результаты развития мышления, культуры умственного труда и др. Развитие мышления осуществляется главным образом за счёт решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач разного уровня проблемности.
- Ученик чувствует, что выполняемые им задания вносят заметный вклад в культуру умственного труда. У него развивается умение пользоваться словарями, справочниками, памятками по рациональному выполнению учебных заданий. Всё это учит работать самостоятельно, создаёт предпосылки для развития потребности в самообразовании.
- Ученик понимает, что овладение иностранным языком - это всегда труд, умственный и физический, систематический и упорный. Активно работая на уроке, регулярно и добросовестно выполняя домашние задания, учащийся вырабатывает у себя привычку трудиться, что трудно переоценить.
Ученик в современном образовательном процессе выступает в качестве субъекта саморазвития и разнообразной деятельности. Для реализации личностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников учитель должен научиться стимулировать активность учащихся, вдохновлять их, чтобы они не только понимали, что от них хотят, но и принимали позицию педагога, соглашались с ней, могли самостоятельно выдвигать идеи, отстаивать своё мнение и выступать полноправными партнёрами по общению. /2, c.15/
Делая вывод из всего вышесказанного, отмечаем, что положительно изменить многое в отношении учащихся к учению может творческий подход учителя к подготовке и проведению урока. Предложенный ниже урок продолжает изучение традиционной темы “Family affairs” нетрадиционным образом, так как, в организацию и проведение урока вовлекается каждый ученик, а деятельности учителя присущ креативный характер. Подобный личностно-ориентированный подход к проведению урока позволяет побудить учащихся к активизации умственной деятельности, к самостоятельному творчеству, к скрытым возможностям каждого учащегося, делает его соавтором в конструировании урока. Представленный план урок может быть рекомендован для использования учителем английского языка в старших классах или на первом курсе неязыкового вуза в продолжение изучения учебной темы “Family affairs”.
Тема урока: Love makes the world better.
Комплексная цель урока: формирование и развитие навыков и умений иноязычной речевой деятельности, ориентация на овладение учащимися такими аспектами языка как лексика, грамматика, фонетика; обучение общению на иностранном языке.
Общеобразовательные цели урока: развивающие, познавательные; формирование лингвистического мышления.
Воспитательные цели: воспитание культуры мышления, общения и чувств.
Учебно-методические задачи урока: повторение и активизация иноязычного материала.
Тип урока: урок по закреплению изучаемого материала и выработка практических умений и навыков.
Оснащённость урока: использование ТСО, наглядности и дидактических материалов, плакат с фотографиями семьи, цветные мелки, шоколадное драже или любые другие конфеты.
I этап урока. Коммуникативная разминка. Она призвана обеспечить эмоциональный контакт, открытость, доверительность в отношениях, т.к. строится на серии специальных вопросов о самочувствии, настроении, о делах семейных. Учителю следует задавать свои вопросы таким образом, чтобы они не повторялись, а ответы учеников должны быть разнообразными и не должны дублироваться. Далее учитель выясняет, какой сегодня день и месяц года. Ученики должны знать о происхождеии слова, например, октябрь или любого другого месяца и поделится информацией с одноклассниками. После этого можно проверить, как они подготовили домашнее задание, спрашивая о том, кто из известных людей родился в этот день, какие знаменательные события произошли в этот день в истории. Данный вид задания позволяет проверить самостоятельную подготовку учеников к уроку, а также позволяет им самим активно участвовать в обсуждении событий, задавая вопросы и ориентируясь в различных видах специальных вопросов.
II этап урока. Ознакомление учеников с темой урока, фонетическая разминка. В центре доски находится ключевое слово урока “LOVE”, под заглавием “What does love mean?”. Оно положит начало целой схеме, которая по ходу урока будет постепенно оформляться. Попутно происходит накопление лексики, связанной с осознанием такой величайшей ценности, как любовь. Вниманию учеников предлагается грамматическая речёвка под названием “Mutual admiration”. Обращая внимание на ударение и ритм, ученики слушают речёвку первый раз.