Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Урок географии в 11 классе

Сравнительная характеристика макрорегионов Зарубежной Азии

Лобаченко Тамара Алексеевна,
учитель ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга

Цели урока:  Дать общее представление о Зарубежной Азии на основе показа своеобразия ее макрорегионов.

 - формировать межпредметные и метапредметные компетенции,

 -  систематизировать полученные знания  и  отображать их главное содержание в форме ОК.

  - развивать память, умение систематизировать изученный материал, умение делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов.

  - развивать познавательный интерес и кругозор учащихся по географии мира и его макрорегионов

  - способствовать нравственному воспитанию учащихся через знакомство с хозяйством, культурой других народов.

  - уметь анализировать и оценивать учащимися результаты собственной деятельности, аргументировать свою точку зрения.

Задачи:

1. Образовательные: Формировать умения работать в группах, навыки сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и общих учебных задач. Формировать практические умения работы с географической картой и другими источниками информации.

2. Развивающие: развивать навыки устной монологической  речи обучающихся, умение работать с различными источниками информации, делать выводы 

3. Воспитывающие: воспитывать интерес к процессу познания, чувство взаимопомощи.

 

Планируемые результаты:

·         личностные:формирование познавательного интереса, создание условий для формирования коммуникативной культуры личности.

·         метапредметные:развитие логического мышления, умения ясно выражать свои мысли, способности анализировать прослушанное и оформлять в опорный конспект.

·         предметные:ознакомление с макрорегионами Азии, с условиями их формирования и развития.

Оформление доски:

Паспорт стран Азии (+ СНГ):площадь - 32 млн.км.(21процент суши),

население - 3,8 млрд.человек (60 процентов населения мира), более 1 тысячи народов, более 40 суверенных государств( в основном развивающиеся), родина 3-х мировых религий, 12 "сверхгородов" (из 23-х мировых).

Оборудование:

Словарь к уроку:суверенное государство, монархия, республика,  страны  АТР, АСЕАН, ОПЕК, НИС, СНГ.

Политическая карта Зарубежной Азии, компьютерная презентация, путевые листы, таблицы, листы с заданиями,

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практикума.

План урока:

1.Орг.момент.

2. Актуализация знаний посредством работы с картой и терминами.

3. Формирование новых знаний. Работа в группах.

4. Подведение итога. Оценивание.

5. Домашнее задание.

Подготовительный этап.

1.      Формирование групп

2.      Постановка проблемы, целеполагание, планирование

3.      Практическое применение ЗУН

4.      Итоги

 До групповой работы учащимся нужно сообщить, что каждая группа изучает свой материал, готовит по нему теорию, схему, таблицу, затем защищает свою работу. Во время защиты другие группы могут задавать вопросы по заслушанной теме на уточнение и понимание материала, так как в конце урока  составляется вывод на понимание темы на оценку.

 

Ход урока

Актуализация знаний.

Работа у политической карты:

1) Какие макрорегионы выделяют в Зарубежной Азии? Покажи на карте 3-4 страны Южной, Юго-Западной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии? Назови республики Средней Азии.

2) Приведи примеры стран с различным географическим положением: внутренние и приморские, островные и полуостровные.

3) Как различаются страны по форме правления? Назови монархии и республики в Азии.

4) Что означают аббревиатуры: АТР, СНГ, НИС, ОПЕК, АСЕАН? Какие из стран Азии входят в эти организации?

Словарная работа:

1.      АТР(Азиатско - Тихоокеанский регион) включает страны Восточной и Юго-Восточной Азии, выходящие к Тихому океану и Австралию (30-45 стран.

 Цель: политическое, экономическое сотрудничество.

2. АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) 1967 г. 10 стран (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа). Цель: экономическое, социальное, культурное сотрудничество и развитие отношение между государствами региона.

3. ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) 1960г. 13 государств

(7 стран в Азии), ( Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Катар, Индонезия, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Венесуэла, Эквадор). Цель: установление мировых цен на нефть и контроль за добычей и продажей нефти.

4. НИС(Новые индустриальные страны): Республика Корея, Сингапур , Тайвань, Малайзия, Таиланд, Индонезия. Так их назвали, потому что благодаря  проводимой политики  правительством этих стран, они очень быстро за короткое время высокими темпами развития достигли высокого уровня экономического развития.

5. СНГ (Содружество независимых государств) Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения, Армения, Азербайджан -  образовавшие содружество после распада СССР из бывших союзных республик для развития торгово-экономических отношений.

 

 

3. Формирование новых знаний.

Чтобы создать представление о мире в целом, в 11 классе мы изучаем отдельные регионы. Мы приступили к изучению второго региона – Азия.

В последнее время ученые и политики все больше говорят и пишут о той новой роли, которую начал играть в мировом хозяйстве обширный  Азиатско – Тихоокеанский регион (АТР), поэтому все чаще можно встретить такие выражения, как «наступление тихоокеанской эры», «тихоокеанского столетия». Действительно,АТР – один из динамичных в мире; по прогнозам семь из десяти ведущих стран мира будут к этому времени азиатскими: Китай, Япония, Индия, Индонезия, Южная Корея, Таиланд, Тайвань; КНР может стать первой страной мира по объему ВВП.

 Вспомним полицентрическую модель мирового хозяйства.

Из 10 центров мирового хозяйства 5 находятся в пределах Зарубежной Азии. Среди них 3 отдельных страны – Япония, Китай, Индия и 2 группы стран – НИС, нефтеэкспортирующие.

- Но давайте вернемся еще раз к началу урока, где я сказала, что легче создать образ мира с помощью историко-географических регионов, для этого нам нужна информация в целом о Зарубежной Азии.

В  пределах региона выделяют несколько крупных субрегионов: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Восточная и Центральная Азия.

- Возникает проблемная ситуация: Почему единый историко-географический регион разделен на 4  части? И не помешает ли это деление в создании общей характеристики целой Зарубежной Азии?

Обсуждение по вопросам.

- Но все равно проблема остается и звучит она так: Не разобравшись в малом, нельзя понять основного, поэтому  изучение региона мы продолжим, изучая его части.

- Попробуем сделать предположение, выдвинем гипотезу.

Гипотеза:Регион Зарубежная Азия является цельным, потому что его части имеют много общих черт, таким образом, если близко расположенные территории имеют сходства, то они представляют единый регион.

- Итак, мы столкнулись с противоречием. Нам необходимо знать общую характеристику всего региона в целом, но в то же время он разделен на отдельные части.

- Какой способ решения этого противоречия вы можете предложить?

Ответ: Вначале дать сравнительную характеристику отдельным частям Зарубежной Азии, затем выделить общее среди этих частей.

- Т.о., изучение Зарубежной Азии мы начнем с характеристики внутренних ее регионов, а значит, тема урока будет звучать так: «Сравнительная характеристика макрорегионов Зарубежной Азии»

- Какая информация по данной теме может быть значимой для вас? Запишите ваши личные образовательные цели этого урока в тетрадь: что я хочу узнать, обсудить, чему хочу научиться.

Ответы учащихся – учитель записывает на доске цели урока, предложенные учащимися.

- Определив важные моменты темы, поставим общую цель урока.

Цель урока: Дать общее представление о Зарубежной Азии на основе показа своеобразия ее макрорегионов.

Модель достижения цели.

Задачи - этапы:

1.      Выделить особенности Юго-Западной Азии;

2.      Выделить особенности Южной Азии;

3.      Выделить особенности Восточной и Центральной Азии;

4.      Выделить особенности Юго-Восточной Азии;

5.      На основе сравнительной характеристики частей Зарубежной Азии выделить общие признаки региона.

Форма работы – групповая; работать будут четыре группы. Каждая группа будет выполнять свое задание, связанное с одной из поставленных задач.

·         1 группа – 1 задача

·         2 группа – 2 задача

·         3 группа – 3 задача

·         4 группа – 4 задача

·         5 задачу решим по мере заполнения сводной таблицы «Сравнительная характеристика частей Зарубежной Азии»

 

 

 

Признаки

Юго-Западной Азии

Южной Азии

Восточной и Центральной Азии

Юго-Восточной Азии

Выход к океанам

 

 

 

 

Природные ресурсы мирового значения

 

 

 

 

Преобладающий климат

 

 

 

 

Плотность населения

 

 

 

 

Демографическая ситуация

 

 

 

 

Этнический состав

 

 

 

 

Религиозность

 

 

 

 

Урбанизация

 

 

 

 

Основные отрасли экономики

 

 

 

 

Экспортируемая продукция

 

 

 

 

Количественное преобладание стран экономического развития

 

 

 

 

 

Предполагаемый результат работы – общая характеристика Зарубежной Азии на основе сравнительной таблицы,  выводы.

Инструментарий для выполнения работы разложен на партах:

Время выполнения работы – 10 мин

Группы выполняют мини-проект, включающий:

Цель:

Задачи:

Работа с источниками информации

Практическая часть

Вывод:

Презентация работы (защита проекта)

Защита групповых мини-проектов.

Подведение итогов. Заключение.

Мы узнали, что части Зарубежной Азии различны по многим признакам, но есть и такие признаки, которые объединяют их в единый регион. Давайте их подчеркнем в таблице.

- Давайте вернемся к задачам урока.

Задачи - этапы:

1.      Выделить особенности Юго-Западной Азии; (Выделили?)

2.      Выделить особенности Южной Азии; (Выделили?)

3.      Выделить особенности Восточной и Центральной Азии; (Выделили?)

4.      Выделить особенности Юго-Восточной Азии; (Выделили?)

5.      На основе сравнительной характеристики частей Зарубежной Азии выделить общие признаки региона. (Подчеркнуть. Выделили?)

- Вспомним цель урока.

Цель урока: Дать общее представление Зарубежной Азии на основе показа своеобразия ее макрорегионов.

Достигли ли мы цели?

- Сделайте вывод по 5 задаче

Вывод: Зарубежная Азия – очень многоликий и сложный регион. Страны региона различны по многим признакам, но расположены в единой части света Азии. Регион очень богат природными ресурсами, хотя они распределены неравномерно. Мозаичен этнический состав населения, но крупнейшими этносами являются хиндустанцы, бенгальцы, бихарцы, японцы. Демографическая ситуация характеризуется высоким Еп, что порождает серьезные социальные проблемы. Зарубежная Азия – развивающийся регион, где основу экономики составляет сельское хозяйство, но и выделяются и индустриальные центры Япония, КНР, НИС, нефтеэкспортирующие страны.

- Давайте посмотрим на цели, которые вы определили для себя сами. Смогли ли вы решить свои цели?

Рефлексия:

Мне на уроке удалось ….

На уроке узнал…, научился ….

Если бы я работал на уроке не в группе, а один, смог бы я достигнуть таких же результатов?

Закрепление: Сделать вывод о развитии  отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Отрасль хозяйства

Юго-Западная Азия

Южная Азия

Юго-Восточная Азия

Восточная

Промышленность

Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность. Добыча хромовых руд и калийных солей

Металлургия, машиностроение, химическая и легкая промышленность (Индия, Пакистан). Остальные страны — кустарное ремесленное производство

Добыча руд цветных металлов (оловянных, вольфрамовых, хромовых) и нефти. Развитие обрабатывающей промышленности на основе иностранных капиталовложений (точное машиностроение, металлургия, нефтепереработка)

Добыча руд цветных, черных металлов, легкая промышлен­ность (текстильная и кожевенная). Металлургия, машиностроение, химическая промыш­ленность (восток Китая и Япония)

В хозяйстве большинства стран преобладает горнодобывающая промышленность, которая в значительной степени контролируется западными компаниями. В международном географическим разделении труда развивающиеся страны Азии занимают место поставщиков сырья — нефти, газа, марганца, олова, железной руды. Это объясняется хорошей обеспеченностью минеральными ресурсами и низким уровнем развития обрабатывающих отраслей

Сельское хозяйство

Земледелие — пшеница, ячмень, кукуруза, овощи. Виноградар­ство, выращивание табака, цитрусовых. Развито пастбищное овцеводство

Земледелие в долинах рек и на равнинах: пшеница, чай, хлопчатник, рис, сахарный тростник, джут, арахис, пряности. Животноводство имеет подчиненное значение

Рисосеяние, вы­ращивание бобовых, кукурузы, батата, пряностей, чая, кофе. Рыболовство. Животноводство имеет подчиненное значение

Развито пастбищное овцеводство, верблюдоводство, коневодство, свиноводство. На востоке — рисосеяние, зерновое хозяйство (пшеница, просо)

Для всего региона характерно сочетание товарного и потребительского хозяйства. В посевных преобладают продовольственные культуры, но, несмотря на это, продовольственная проблема во многих странах еще актуальна

 

 

 - Оценивание: за выполнение мини-проекта.

Результат проекта: учебно – наглядное пособие по теме «Зарубежная Азия», включающее теоретическую основу темы, таблицу.

Домашнее задание: § 1т.7. Всем ученикам создать   карты-анаморфозы Азии, т.е. показать в виде геометрических фигур макрорегионы  по  темпам современного развития, внутри фигур географические объекты, символизирующие регион. Опережающее задание группе - создание проекта о стране Зарубежной Азии: Китай.

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»