Парфёнова Елена Леонидовна
1) Сформировать представления о природе, географическом положении, открытии и освоении материка Антарктида.
2) Организовать совместную деятельность учащихся с целью обмена информацией и сотрудничества, самостоятельного овладения новыми знаниями и закрепления уже изученного.
3) Повышение познавательного интереса к предмету с помощью использования ИКТ.
· CD-диск 1С «География 7 класс».
· Портреты исследователей Антарктиды.
· Атласы.
· Литературные фрагменты.
· Ггобус
Составить туристический проспект для экстрималов, собирающихся в Антарктиду в качестве туристов.
План урока:
1. Введение. Игра в ассоциации. Самое, самое…………………………………………...1
2. Открытие Антарктиды и покорение Южного полюса…………………………………..2
3. Географическое положение………………………………………………………………. 2
4. Природа Антарктиды………………………………………………………………………. 3
· Геологическое строение, подледный рельеф.
· Ледниковый покров.
· Климат.
· Органический мир. (физкульт. минутка).
5. Командная игра-соревнование. (ответы на компьютерные тесты)………………….4
6. Современные исследования и международный статус материка…………………..4
7. Домашнее задание…………………………………………………………………………..5
1) Введение.
Игра в ассоциации. (с чем у каждого ассоциируется Антарктида)
Диктор СВ : самое-самое в Антарктиде. Учитель записывает или прикрепляет на доске а дети в тетради:
ü Самая южная.
ü Самая холодная
ü Самая высокая (вместе с ледовым покровом).
2) Открытие и покорение Южного полюса.
-Когда открыли Антарктиду? – Последней.1820.
- Кто открыл? Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев. – Портреты.
- На каких кораблях? – шлюпы «Восток» и «Мирный».
- Как переводится название материка – Напротив севера. Демонстрация глобуса.
На доске схема 1 «Название Антарктиды»
-Кто первым достиг ЮП? – Р. Амудсен.1911 декабрь.- Портрет.
- Кто вторым, и при каких обстоятельствах? – Р. Скотт 1912 январь.
- Почему в день достижения полюса Скотт записал в дневнике: « Мы пережили ужасный день…»?
- В каком произведении девиз Скотта – «Бороться искать, найти и не сдаваться», стал девизом для двух героических людей?
Стихотворение Александр Житинский «Памяти Скотта».
…Вам, мужчины особого склада
Из породы железных парней,
Посвящается эта баллада
Ледяных антарктических дней.
Разве в полюсе чертовом дело?
Кто там первым пришел – все равно!
Вы другого коснулись предела
И другое вам право дано.
Я хочу сквозь пространство и время
Обратиться к тебе, Роберт Скотт,
В час, когда говорил ты со всеми,
Кто на свете огромном живет.
О родных и о близких печалясь,
Ты писал на полях дневника
И Земля над тобою качалась,
Как резиновый шарик, легка.
Неужели к бессмертью стремился
Или славы за гробом искал,
Когда рядом твой верный Уилсон,
Твой товарищ, твой брат умирал?
Нет! Сжимая предсмертною хваткой
Непослушный уже карандаш,
Не за этим писал ты в тетрадку,
Чтобы выстроить памятник ваш.
Не за этим, пока не остыла
В жилах кровь, ты царапал листок.
Все, как было. И только – как было.
В этой правде твой главный итог.
Но не смертью дается нам право
Быть услышанным через века.
Только правдой. Одной только правдой
До последней строки дневника.
3) Географическое положение.
Сравнение карт в атласе и на экране.
- Какими частями, каких океанов омывается? Атлантический, Индийский, Тихий.
- Какой океан выделяют западные географы вокруг Антарктиды? – Южный.
- Какой точкой является мыс Сифре? – северной.
Практическое задание №1 по CD «Географическая номенклатура»
– 1 ученик на оценку должен выставить географические названия на карте.
4) Природа Антарктиды.
Геологическое строение.
- О чем говорят палеонтологические находки? – Антарктида часть Гондваны.
- Какой из природных ресурсов Антарктиды используется? – Лед.
Рельеф .
- Почему слово Оазис применительно к Антарктиде ставится в кавычки?- суша без льда, менее 1%.
Диктор СD: Антарктида по строению напоминает Южную Америку, т. к. в основании её лежит древняя платформа, на западе молодые высокие Антарктические горы. Есть вулкан – Эребус.
- Почему говорят что у Антарктиды два рельефа? – второй- лёд.
Ледниковый покров.
Диктор СD: Антарктиду можно сравнить с черепахой.
Высота с ледовым куполом-2000м. Наибольшая толщина в центре.
Запас 80% пресной воды.
- Как возможна транспортировка айсбергов в вододиффицитные районы?
- Что измениться если лед растает? – поднимется уровень океана.
- Почему можно сказать, что ледниковый купол – главная причина холодного климата материка? – отражает большую часть солнечных лучей.
Климат.
-Как называются, какое направление и силу имеют ветры в Антарктиде? – сильные, стоковые, от центра к периферии.
Сравнение климатограмм.
-Где холоднее? –в центре.
- Где больше осадков? – на побережье.
Сравнение климатических карт лето\зима.
- Где летом могут быть положительные температуры?- На побережье.
- Где «полюс холода планеты» и какую там зафиксировали температуру? – станция «Восток» -89,2С.
- В каком месяце в Антарктиде зима? – июль
Практическое задание №2 по CD «Климат» - 2 ученик на оценку выставляет климатические показатели на карте.
Органический мир.
Диктор СD: Самый бедный органический мир.
Физкульт. Минутка – вставать при упоминании антарктических животных.
-тюлень.
- чайка-поморник.
-белый медведь.
-касатка.
-северный олень.
- морж.
-пингвин-2 раза.
Самый распространенный пингвин Адели.
5) Тесты - командная игра. (Вопросы CD-диска).
Команды по 3 человека, посовещавшись, поднимают карточку с вариантом ответа 1,2,3,4 на вопрос, высветившийся на экране. По кол-ву правильных ответов определяется команда победитель.
1.Как перевести на русский язык название материка Антарктида? |
А- Южный материк |
Б- Холодный материк |
|
В-Материк напротив севера |
|
2. Частью какого древнего материка была Антарктида? |
А- Гондвана |
Б- Лавразия |
|
В-Евразия |
|
3. В каком году была открыта Антарктида? |
А- 1779 |
Б- 1820 |
|
В-1912 |
|
4. Какова максимальная высота ледового покрова Антарктиды? |
А- 1200м |
Б- 4800м |
|
В-5200м |
|
5. «Оазис» в Антарктиде это… |
А- участки покрытые растительностью. |
Б- замёрзшие озёра |
|
В-участка свободные от льда |
|
6. Самое холодное место в Антарктиде и в мире это.. |
А- станция Восток |
Б- южный полюс |
|
В-станция Мирный |
|
7. В каком месяце в Антарктиде зима? |
А- январь |
Б- июль |
|
В-октябрь |
|
8. Самый распространённый вид пингвина в Антарктиде и в мире это.. |
А- Императорский пингвин |
Б- карликовый пингвин |
|
В-пингвин Адели |
|
9. Сколько процентов пресной воды в ледовом куполе Антарктиды ? |
А- 50% |
Б- 70% |
|
В-80% |
|
10. Какой океан с 2004 года выделяют вокруг Антарктиды. |
А- Антарктический |
Б- Южный |
|
В- Северный Ледовитый |
Оценки победителям - «5», второй команде-«4».
6) Современные исследования. Международный статус.
Комментируемое управление – хором ученики вместе с учителем проговаривают по карте все наши научные станции в Антарктиде.
- Почему корабли и самолеты работающие в Антарктике красного цвета? – лучше видно.
Метеоцентр на станции Молодёжная.
Видеофрагмент об озоновой дыре.
Кому принадлежит Антарктида? -демилитаризованная, общая, на станциях территория страны-хозяйки. Договор истекает в конце 2009. 20 стран.
Практическое задание №3 «Научные станции» –3ученик на оценку выставляет названия станций на карте
7) Домашнее задание
Домашнее задание на основе материалов диска про туризм. Например:
Схема-реклама.