Статья по географии по теме: «Природно-хозяйственные зоны России»
Давтян А. М.
Учитель географии школы № 4 им. Жака- Ива Кусто ( Санкт- Петербург)
( Интеллектуальная карта)
Чему учить? Как учить? На что тратить драгоценное учебное время?
Как сделать процесс обучения привлекательным для учащихся?
Ученик должен понять предмет усвоения, и для этого отделить от хаотической массы впечатлений главное, выделить существенные свойства, связи, взаимодействия.
Как научить ребенка преодолевать трудности, разрешать проблемы, мыслить творчески?
Изучая природные зоны, мы говорим, что природная зона – это природно- территориальный комплекс со сходными природными условиями ( климатом, почвами, растительностью, животным миром). ПО природным зонам меняются виды и способы ведения сельского хозяйства и промыслов, продуктивность земледелия, набор видов возделываемых культурных растений и домашних животных. Разные природные зоны обладают разной степенью благоприятности ( комфортности) для проживания людей, а это сказывается на количестве и людности поселений, на особенностях их размещения и строительства жилища, на особенности быта, ритме жизни, ремеслах, обычаях и т.д.
Как наглядно выразить и представить комплексность природной зоны? Рисунок- образ с элементами картосхемы может стать хорошим решением проблемы. Организуя процесс создания рисунков, надо учитывать, что урок географии – это не урок рисования. Работа над рисунками- образами многих учащихся захватывает. Умение рисовать кому-то дается легче, кому-то труднее. Но главное не красота. Главная цель- повышать качество усвоения географических знаний. Интеллектуальная карта- схема должна быть выразительной, простой, понятной, насыщенной, наполненной как можно большим количеством информации.
На карте- схеме следует отметить следующее: особенности климата, почвы, растительность, животный мир, хозяйственную деятельность людей на данной природной зоне ( чем занимаются, какие у них жилища и т.д.).
Даже слабые ученики делают эту работу с удовольствием. Это занятие ведет к лучшему запоминанию и усвоению материала. Дети сравнивают свои работы, выбирают лучшие, спорят. Тем самым, они уже лучше понимают комплексность природно- хозяйственных зон.
Необходимо изменить роль ученика в учебном процессе и превратить его в активного участника.
На рисунке показан образец работы, представленной моим учеником по теме «Природно-хозяйственная зона- тундра ».