Конспект интегрированного урока по географии и экономике (10 класс)
Типы экономических систем
Федорова Елена Юрьевна,
ГБОУ СОШ №53 Приморского района
Санкт-Петербурга
Тип урока: урок обобщения знаний
Технология: фронтальный опрос с элементами обучающей игры
Оборудование: «Политическая карта мира» - настенная; «экодоллар», скрепки, приложение №1.
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Типология государств» в географии через экономические понятия.
Задачи урока:
1. Учить комплексному применению знаний, полученных на уроках географии и экономики, для решения основных вопросов экономики в странах с разными типами экономических систем.
2. Развивать память, абстрактное мышление.
3. Воспитывать культуру коллективного общения.
План урока:
- Организационный этап. Актуализация знаний – 2 мин.
- Изучение нового материала и повторение изученного – 35-37 мин.
- Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся – 5 мин.
- Домашнее задание – 1мин.
Ход урока.
I. Организационный этап урока. Актуализация знаний.
При входе в помещение учащиеся делятся на две группы. Группы занимают места напротив друг друга. Учитель приветствуют учащихся.
- На примере данного урока я хочу показать связь между уроками географии и элективным курсом по экономике. Так как экономикой занимаются на элективном курсе только половина учащихся класса, поэтому условно я разделила вас на две группы «Географы» и «Экономисты». В экономике принято стимулировать наиболее активных участников, поэтому за правильные ответы вы будете получать «экодоллары», которые в конце урока я по условному курсу переведу в оценки за урок. Курс: 1 «экодоллар» = 1 балл. Для того, чтобы «Географам» было легче ориентироваться в экономических понятиях, которые «Экономисты» должны будут использовать при ответах, я выдаю вам «Экономический словарь» ( приложение№1).
II. Изучение нового материала и повторение изученного ранее.
- Не случайно курс географии в 10 классе называется «Экономическая и социальная география мира», а в первой теме мы познакомились с разнообразием стран современного мира, которые по разным признакам можно разделить на группы. Напомню, что современная российская география разделяет страны, используя трехчленную типологию:
- Экономические развитые
- Развивающиеся
- Страны с переходной экономикой
В целях повторения курса географии назовите:
ВОПРОСЫ ГЕОГРАФАМ.
- Страны «Большой семерки»?
- Ключевые развивающиеся страны?
- «Новые индустриальные страны» - «четыре азиатских тигра»?
- Все страны живут по экономическим законам и проходят на своем историческом пути определенные стадии развития цивилизации (как у человека: младенчество – детство – отрочество – юность – кризис среднего возраста или бальзаковский возраст – старость).
В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы, выделяется четыре основных типа экономических систем.
- Назовите главные вопросы экономики?
1. Что и в каком количестве производить?
2. Как производить?
3. Каким образом распределять?
( Известны всем с 5-ого класса – записываются на доске)
Самая древняя – традиционная или аграрная экономическая система. Большинство стран мира через эту систему уже прошли, но некоторые задержались.
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИСТАМ.
- Назовите основные характеристики традиционной системы?
1. Коллективная собственность на землю и капитал.
2.Ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.
ВОПРОСЫ ГЕОГРАФАМ.
- В каких странах до сих пор живут на основе ведения традиционного хозяйства?
- Самые отсталые страны мира, расположенные в Африке и Азии: Гвинея, Сенегал, Бенин, Афганистан, Бангладеш – страны четвертого мира (развивающиеся страны). ВНП на душу населения не превышает 400 долларов в год.
ВОПРОСЫ ВСЕМ:
- Как решаются главные вопросы экономики в этих странах?
1.Что и в каком количестве производить? - Большая часть населения занята в сельском хозяйстве: в африканских странах выращивают маниоку или финики, в азиатских – рис. Ремесленники производят свои изделия на заказ.
2. Как производить? - Крестьяне используют примитивные орудия труда. Ремесленники копируют приемы работы своих учителей.
3. Каким образом распределять? - Продукты питания распределяются согласно обычаям. Ремесленники заранее знают своих покупателей. Небольшая часть продуктов или изделий поступает на рынок, где также действуют традиционные правила торговли.
- Назовите традиции, сохранившиеся в нашей стране.
Традиции существует в любой системе. Например, кустарные промыслы в России: хохломская роспись или палехская миниатюра. На Крайнем Севере ненцы и чукчи продолжают заниматься оленеводством и промыслом морского зверя, рыболовством. Занимаются резьбой по кости. Изготавливают национальные одежды. Продолжают жить в традиционных постройках.
Особенно сильны семейные традиции: мужчина зарабатывает деньги; женщина готовят еду и убирает квартир; если родители занимались мызукой, то дети ходят в музыкальную школу.
- Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в частной собственности.
В Российской империи реформы Петра Аркадьевича Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, отдав ее во владения отдельным семьям. Но с 1917 года в Советской России земля опять стала «общенародной собственностью». Однако на протяжении 70 лет в СССР так и не смогли добиться продовольственного изобилия, а на майском Пленуме КПСС в 1982 году была принята «Продовольственная программа», которая тоже не была выполнена. Отмечу, что в США 4% фермеров кормят население страны и вывозят свою продукцию на экспорт.
На смену традиционной пришла рыночная система экономики (капитализм).
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИСТАМ.
- Назовите основные характеристики рыночной системы экономики?
1.Право частной собственности отдельных граждан на определенные виды и объемы ограниченных ресурсов.
2.Частная хозяйственная инициатива – свобода выбора для производителей и потребителей.
3. Конкуренция – экономическое соперничество, которое способствует развитию
экономики в целом и приводит к снижению рыночных цен.
ВОПРОСЫ ВСЕМ:
- Для каких стран характерна эта система?
- Идеально ни одна страна в мире не подходит под данную характеристику. Больше всего это подходит не к самым экономически развитым странам , а развивающимся странам с крупными иностранными инвестициями, в которых идет добыча полезных ископаемых или ведется плантационное сельское хозяйство по выращиванию кофе, бананов, мандаринов. Это отдельные районы Бразилии, Мексики, Марокко, туристические районы Турции или нефтедобывающие страны – Габон, Алжир, или Новые индустриальные страны»
- Как в этих странах решаются главные вопросы экономики?
1. Что производить? – исходя из спроса потребителя.
2. Как производить? – исходя из ресурсов, но максимализировать результат при минимуме затрат.
3. Как распределять? – исходя из денежных доходов потребителей (платишь – получаешь).
- Идеальная модель исключает какое-либо государственное вмешательство. На этом настаивал «отец экономической науки» - ирландский экономист XVIII века Адам Смит.
Главный недостаток рыночной экономической системы – это огромные различия в уровнях доходов и богатств граждан. Немецкий журналист и экономист К.Маркс в XIX веке и его последователи трактовали капитализм как «несправедливую» экономическую систему, которая исчерпала свои возможности развития и стала тормозом для дальнейшего благосостояния человечества, и предлагал заменить новой экономической системой – социалистической. В.И.Ленин и И.В.Сталин стали разработчиками конкретной командной экономической системы, которая постепенно распространилась не только на СССР, но еще на 14 стран мира: 8 стран в Европе, 5 стран в Азии и одну страну в Америке.
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИСТАМ.
- Назовите основные характеристики командной экономической системы?
1.Земля и капитал находятся в собственности государства.
2.Централизованные методы управления.
3. Согласование экономической деятельности происходит с помощью планов.
Результат: сильная монополизация и бюрократизация экономики.
ВОПРОСЫ ВСЕМ:
- Для каких стран характерна эта система?
В настоящий момент это – КНДР и Куба, которые продолжают политику на построение коммунизма.. В Китае и Вьетнаме присутствует значительный частный сектор. На 2010 год Никарагуа, Венесуэла, Эквадор и Боливия уже проводят в жизнь социалистическую политику.
- Как в Советском Союзе решались главные вопросы экономики?
1.Что производить? – устанавливал Государственный плановый комитет.
2.Как производить? – определяло отраслевое Министерство и давало денег на покупку оборудования.
3. Кому продавать? – решал Государственный комитет по снабжению.
4. По какой цене продавать? – диктовал Государственный комитет по ценообразованию.
5.Сколько платить рабочим? – назначал Государственный комитет по труду и заработной плате.
6. Как использовать доходы? – решало Министерство финансов.
- Как распределять? – действовала уравнительная система распределения. Так как разница в доходах была незначительна, а ассортимент товаров ограничен, то потребление было почти одинаковое. Официально существовала система дополнительного вознаграждения «за долгий и безупречный труд» или продовольственных заказов к праздникам. Стихийным механизмом, сохраняющим равновесие между спросом и предложением, стал «черный рынок», на котором можно было приобрести импортные товары, но это и, естественно, каралось государством.
Можно сделать вывод, что «Социализм – это равное распределение нищеты».
Современная экономическая система большинства стран мира носит смешанный характер, так как многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.
- Общество возлагает на государство создание широкого ассортимента общественных благ, те которые не могут быть решены частным сектором: содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями т.д.
- Государство смягчает негативные последствия деятельности рыночных механизмов: контролирует деятельность крупных предприятий, через механизм налогообложений перераспределяет доходы в обществе, контролирует ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм, проводит политику направленную против безработицы и инфляции и т.д.
К такой экономической системе относятся самые экономически развитые страны: США, Япония, Великобритания, Швеция и другие.
Теперь на примере конкретного упражнения мы хотим показать вам (экономисты географам) разницу между командной и рыночной экономическими системами. Для этого выходим в рекреацию, слушаем и выполняем задания, предложенные Олей и Колей.
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Участвуют 9 или 12 человек. На полу чертим квадрат или прямоугольник, разделенный на такое же количество частей.
Берем 40 скрепок – алмазов и разбрасываем их по квадрату.
Задание участникам на Iраунд: собрать «алмазы» за два периода и выполнить следующие условия. Они должны собрать «алмазы» по всему участку два раза по одной минуте – отсчет времени будет вестись через каждые 15 секунд; за собранные «алмазы» в течение второй минуты получат денег в пять раз больше. Нельзя собрать «алмазы» в первый период, а потом опять положить на пол и собрать повторно во второй период. Предупредить, что если кто-то из участников откажется собирать «алмазы», то будет наказан; если соберет больше всех «алмазов» - будет награжден.
Спросите, всем ли понятны условия; затем начните отсчет времени. Скорее всего все «алмазы» будут собраны в первый период. По окончанию первой части подсчитайте собранные «алмазы» у каждого участника, соберите их, похвалите участников и выдайте каждому одинаковую «зарплату» независимо от количества, собранных ими «алмазов», но самому удачливому дополнительный приз – медаль.
Задание участникам на II раунд: собрать «алмазы» за два периода и выполнить следующие условия. Каждый занимает свой маленький квадратик - это его частные владения. Каждый имеет право собирать «алмазы» только со своего участка два раза по одной минуте. Собранные «алмазы» в течение второй минуты стоят в пять раз дороже. Нельзя собрать «алмазы» в первый период, а потом опять положить на пол и собрать повторно во второй период. Если кто-то возьмет «алмаз» с чужого участка, то будет наказан: передадут все его «алмазы» пострадавшему.
Спросите, всем ли понятны условия; затем начните отсчет времени. Скорее всего большая часть «алмазов» будет собрана во второй период. По окончанию второй части обменяйте «алмазы» на деньги.
ВЫВОДЫ ПОСЛЕ УПРАЖНЕНИЯ.
По первому раунду:
- Какой экономической системе соответствовал первый раунд нашего упражнения?
Командной экономической системе.
- По каким признакам вы это определили?
Общий земельный участок, государственная собственность на продукцию, равная заработная плата, фиктивное поощрение победителей, зависимость рабочих перед администрацией, хищническое отношение к ограниченным природным ресурсам.
Обратить внимание на способ оплаты труда: размер оплаты труда не зависит от производительности труда. В этих условиях побудить людей работать с большей производительностью можно только неэкономическими способами: или угрожая наказанием, или внушая энтузиазм.
По второму раунду:
- Какой экономической системе соответствовал второй раунд нашего упражнения?
Рыночной экономической системе.
- По каким признакам вы это определили?
Частная собственность на землю, продажа товара, обдумывают свои действия в течение всего времени (могут собрать несколько «алмазов» в течение первой минуты, как текущую прибыль, могут оставить «алмазы» не собранными – для будущего поколения ), рациональное обращение с ограниченными природными ресурсами.
III. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
Собрать «экодоллары» у учащихся, перевести по курсу в оценки и выставить за работу на уроке (можно выставить только «4» и «5»). Спросить мнение учащихся об уроке: что понравилось и почему, что не очень и почему.
IV. Домашнее задание: повторение темы «Современная политическая карта мира» и подготовка к тесту.
Приложение №1.
Основные экономические определения и понятия к уроку:
«Типы экономических систем»
Экономические ресурсы или факторы производства– это та часть ресурсов, в результате взаимодействия которых, будет произведено экономическое благо (труд, земля, капитал).
Труд – фактор производства, включающий использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ.
Земля- фактор производства, включающий в себя природные ресурсы ( пошлин и квот) в торговле между собой.
Капитал– все то, что создано для производства человеческим трудом, например здания, сооружения, станки, машины и т.п.
Экономические системы– формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по: 1) способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства;2) типу собственности на экономические ресурсы.
Традиционная экономическая система– способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.
Рыночная система (капитализм)– способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.
Частная собственность - признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.
Конкуренция– экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.
Командная экономическая система( социализм)– способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.
Смешанная экономическая система– способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.