Проблемы эколого-географического воспитания
в системе школьного образования
Михайлова Светлана Олеговна,
учитель географии и биологии ГБОУ гимназия №66
Приморского района Санкт-Петербурга
В век научно - технического прогресса, когда сочетание природных и искусственных факторов окружающей среды резко изменили состояние биосферы, создавая, в результате глубокого и многогранного воздействия на природу, новую биотехносферу, когда ухудшение экологической ситуации в мире становится угрозой для жизни человеческой цивилизации на планете Земля, особую актуальность приобретает проблема общего экологической образования на всех уровнях обучения и развития в сфере образования – учебно-образовательной работы в школе. Поэтому вполне естественно, что в начале двадцать первого века, ученые не сомневаются, о необходимости развертывания широкомасштабного экологического образования, которое становится фактором в образовании всех слоев населения. Экологическое образование признается приоритетным направлением в гармонизации отношений между обществом и природой. Признавая важную роль образования среди мер, направленных на решения экологических проблем, о чем свидетельствуют законы нашей страны и за рубежом. Реализация экологического образования отвечает требованиям реализации национальной доктрины образования в Российской Федерации в рамках федеральной программы по развитию образования. План действий правительства России в области социальной политики, концепция модернизации российского образования на период до 2010 года направлена разрешить противоречия в системе "общество - природа - человек». Ситуация в отношениях между природой и обществом диктует необходимость для всестороннего развития экологического образования и, прежде всего, воспитание в школе основ принципа экологического образования. - междисциплинарный подход, а именно . обучение навыкам на основе географии и биологии. Сегодня, большинство проблем, стоящих перед цивилизацией в процессе взаимодействия с природой - экологические и географические. Проблема актуальности экологической и географического образования в результате ухудшения отношений между обществом и природой отражается во всех известных науках и в настоящее время прогнозируется на все школьные предметоы.
Среди конкретных наук, изучение проблемы взаимодействия природы и общества, география играет важную роль. Это потому, что, во-первых, географии органически присущи комплексный подход к познанию материального мира и, во-вторых, география занимает пограничное положение между естественными и социальными науками. "Проблема взаимодействия общества и природы становится фундаментальной проблемой в географии ..." [3, с.15]. Комплексный характер географии проявляется в использовании в в географическом исследовании методологических подходов, таких как естественно-географический , ресурсный, производственно-экологический и социально-демографический.
Целевой компонент модели обучения и эколого-географического образования состоит из набора образовательных целей:
- Образовательные цели обучения и воспитания школьников в системе географического образования предполагают формирование и развитие системы знаний и навыков;
- Разработка объективную экологическую и географическую подготовку и воспитание студентов в системе географического образования предусматривает развитие способностей и потребностей учащихся в природоохранную деятельность; интеллектуальное развитие учащихся.
- Развивающие цели эколого-географического обучения и воспитания школьников в системе географического образования предполагают формирование научного духа с глобальным охватом, основанной на создании целостного образа мира; школьники, осваивающие экологические ценности, отражающие целостность и объективность природы; эмоциональное, эстетическаое, познавательное восприятие природы; формирование ответственности за сохранение окружающей природной среды в мире; понимание необходимости построения экосообразных отношений природы и общества на национальном и международном уровнях; усвоение стандартов контроля и правил поведения в природе, в жизни, в своей повседневной деятельности, согласующихся с экологическим императивом.
Содержание обучения и эколого-географического обучения в системе школьного образования рассматривается как дидактически адаптированная система знаний, образа жизни, опыта, творческого и эмоционально-ценностного отношения к миру, что объективно определяется тенденцией экологизации образования.
- Образовательный компонент содержания экологического обучения и воспитания представлен теориями, закономерностями, принципами, понятиями, научными фактами.
- Компонент деятельности содержания экологической подготовки представлен видами деятельности(учебной, исследовательской, творческой). Усвоение школьником и ставшие его навыками и способы деятельности, определяют его готовность эффективно участвовать в сохранении и воспроизводстве окружающей среды.
- Эмоционально-ценностный компонент содержания обучения и экологического образования регулирует избирательное отношение к объектам и способам деятельности, определяет соответствие деятельности и объектов потребностям, оценивает степень удовлетворенности потребностей, создает мотивы деятельности.
Осознание экологических познаний школьников продолжается в течение внеурочной работы. В систему работы по развитию экологического сознания, школа включает в себя экологические и географические олимпиады, предметные недели, декады. Для учителя географии необходимо четко понимать, такие понятия, как "экологическая культура", "Экологическое образование", "Экологическое воспитание", "экологический подход», «экологическое сознание».
Понятие « экологическая культура» относится ко всем предметам школьного курса. Это относится к культуре всех видов деятельности человека, так или иначе связанных со знаниями, развития и изменения в природе; оно состоит из знаний экологических норм, их понимания, осознания необходимости их реализации, формирование чувства гражданской ответственности за судьбу природы, развития и окружающей среды деятельности, непосредственное участие в их реализации. Соблюдение правил природоохранного законодательства, укрепление законов о защите окружающей среды.
Понятие «экологическое образование» - освоить базовые знания экологии (экологическая осведомленность); Это помогает понять общения между человеком и природой, в конструктивном участии в сохранении и рациональном использовании окружающей среды. При обучении географии внедрение экологических идей в обучении зависит от способности учителя, чтобы объяснить эту концепцию и ее важность для школьников, чтобы они воспринимались не только умом, но и эмоцииями. Это зависит от способности учителя, выбор методов обучения, резюме методов и приемов, чтобы обнаружить роль экологического потенциала о взаимосвязи природы и общества. Тем не менее, учитель учит и воспитывает учащихся.
Понятие «экологическое образование" отсутствует в словарях - это непрерывный процесс включает в себя три цели :. обучение и развитие, однако , при рассмотрение этого вопроса необходимо выделить эти понятия. "экологическое сознание", "экологическая ответственность". Это отношение индивидуального характера, которое характеризуется выполнением миссии по защите окружающей среды. Для ознакомления школьников с правилами, которые включают в себя не только информационные действия по охране окружающей среды, но и в реализации автоматических действий, которые стали привычкой, его другой натурой.
Особенность нашего поведения в природе состоит из знаний, которые школьники приобрели в классе и во внеучебное время. Степень осведомленности об окружающей среде и экологической компетентности зависит от кругозора учащихся, в будущем профессиональное поведение, как в природе, и на рабочем месте, дома, на отдыхе. Таким образом, экологическое образование сегодня считается важным средством для улучшения и оптимизации практически всех видов хозяйственной деятельности людей.