Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Использование ИКТ |
Оргмомент. |
Приветствие.
а) Проверка готовности к уроку.
Проверьте, ребята,
Готовы ли вы начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
б) Создание эмоционального настроя.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успеха друг другу на уроке.
Удачи вам!
Мы будем думать, вспоминать, обсуждать и доказывать свое мнение на уроке.
Внимание на доску.! |
Приветствие. |
|
Проверка домашнего задания. |
Проверяет домашнее задание.
Появление человека на Земле.
Пути расселения людей по материкам. |
Ученик рассказывает, где появились первые люди на Земле.
Ученик рассказывает о путях расселения населения по материкам |
|
Изучение новой темы. |
–Как вы думаете, расселяясь по материкам, люди на протяжении десятков и сотен поколений изменялись внешне или нет?
Сегодня мы продолжаем изучение населения мира. Совершим с вами путешествие в мир людей.
Объявление темы урока, знакомство с планом урока. |
ДА.
Записывают в тетрадях тему урока. |
План-маршрут урока.
Слайд с портретами представителей рас |
Остановка №1.
Человеческие расы. |
На какие особенности условий проживания могли выработаться такие приспособления (цвет кожи, разрез глаз, структура волос)?
ЗНАЧИТ, НАША С ВАМИ ЗАДАЧА СЕГОДНЯ... (установить признаки человеческих рас и народов, районы проживания представителей рас и народов... |
Участвуют в беседе.
этап формулировки целей детьми
|
Слайд № 4 |
– Какие человеческие расы вы знаете?
– Назовите внешние признаки каждой расы.
– Где, в основном, проживают представители этих рас? |
Отвечают на вопросы. |
|
– Объясняет, что переселение людей с разными внешними признаками привели в некоторых регионах Земли к смешению рас и образованию контактных и переходных рас.
- Назовите, какие смешанные группы людей появились на Земле в результате смешения рас?
- А как вы думаете, будут ли зависеть способности человека от расовой принадлежности? - Известно ли вам имя путешественника, который выступал против расизма? |
Называют, потом зарисовывают схему в тетради.
- Нет.
-Миклухо-Маклай . |
|
Проводит словарную работу.
|
По очереди читают определения. |
|
Остановка №2.
Численность и плотность населения. |
О численности жителей Земли: "Как вы думаете или, может, точно знаете, сколько людей проживает на Земле?" Называет численность населения Земли.
Знакомит с картой «Народы и плотность населения мира».
– Какая это карта по охвату территории?
– Что можно узнать по этой карте?
– Плотность населения показывает, сколько человек приходится на единицу площади. |
Записывают в тетрадь.
Работают по карте атласа. Стр. 16-17.
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают в тетрадь формулу определения плотности населения. |
|
Остановка №3.
Главные области расселения населения. |
Организует практическую работу в группах.
Оказывает, если нужно, помощь, проверяет работы, оценивает.
Постановка проблемного вопроса:
– Сможет ли Земля прокормить всех людей, если численность населения продолжит расти?
Провожу рефлексию. |
Учащиеся выполняют практическую работу, используя карту атласа, таблицы, карточки с вопросами. Каждая группа отчитывается по проделанной работе. Отвечают на вопрос. |
|
Остановка №4.
Привал. |
Проводит физкультминутку.
– дотягиваемся до вершины гор;
– приседаем столько раз, сколько материков на Земле;
– открываем Америку, переплываем Атлантический океан. |
Выполняют упражнения. |
|
Остановка №5.
Народы мира. |
Вводит понятие «этнос».
Рассказывает о разнообразии народов. |
Читают определение.
Слушают учителя, рассматривают слайды.
Анализ рисунка. |
|
Остановка №6.
Страны мира. |
– Крупные народы образуют свои государства. На Земле 230 государств.Обращаю внимание детей, что не все крупные народы имеют свою государственность (например, курды) и не всегда границы государств повторяют (охватывают) территорию проживания народа (например, в Африке, колонизаторы из Европы лихо прочерчивали границы своих колониальных владений, не обращая внимания на разделение одного народа).
Они очень разные. Но страны можно сгруппировать по разным признакам.
Открывает классификацию стран.
Игра: «Угадай страну» .
- Назовите столицы стран, показанных в презентации.
|
Читают текст, называют отличительные признаки стран.
Выполняют работу при помощи политической карты и таблицы.
Индивидуальная работа |
|
Обобщение урока. |
– Сегодня мы многое узнали о населении Земли. Давайте, сделаем выводы, что мы узнали.
Открывает выводы.
Даёт домашнее задание.
Завершение урока.Рефлексия |
Используя слайд, делают выводы.
Записывают д/з.
|
|