Статья
Портфолио как форма представлениядостижений учащихся
Русаловская Ирина Васильевна,
учитель географии ГБОУ СОШ №145
Как показал анализ зарубежных научно-педагогических источников последних лет, серьёзной критике подвергаются традиционные формы оценивания первую
очередь, имеющие долговременную практику применения стандартизированные
тесты и другие анологичные методики. Исследователи отмечают, что традиционные тесты не способны измерять многие важнейшие аспекты обучениям также не
поддерживают саморазвития и самореализации учащегося.
Принятие и дальнейшее развитие парадигмы практико-ориентированного обучения в большинстве экономически развитых странах приводит к большему исполь
зованию других, альтернативных методов оценивания. К их числу относятся экзамены в форме эссе ,исследовательские проекты учащихся, научные эксперименты, устные презентации, дебаты, дискуссии, художественные \креативные\ работы учащихся, являющиеся практическим результатом их деятельности. Другие формы оценивания предусматривают ответы учеников на вопросы со стороны одноклассников или внешних экзаменаторов, которые помогают им научиться думать и за
щищать свои точки зрения и одновременно позволяют учителям слушать и пони
мать особенности мышления обучаемых.
Одним из получивших значительное распространение в последние годы в западноевропейских странах и США методов является оценивание при помощи портфолио \portfolio assessment\.no сути, портфолио является лишь частью, конкретным видом так называемого "аутентичного оценивания". Понятие "аутентичное оценивание во многом равнозначно дефинициям "истинное настоящее, подлинное, верное оценивание, иногда используется термин "подлинная оценка", или "оценивание реальных достижений учащихся."
Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащим
ся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию , проявлять инициативу для достижения собственного прогресса. Всё это составляет сущность самонаправляемой деятельности, то есть именно тех качеств, которые требуются сегодня от человека в реальных трудовых ситуациях.
В процессе аутентичного оценивания от учащихся зачастую ожидается, что они должны представлять свою работу публично и устно. Это углубляет процесс обучения за счёт новых требований к обучаемым-рефлексии достигнутого и подачи его таким способом,ч тобы результаты их деятельности стали понятны другим. Аутентичное оценивание в этой связи реализует ещё одну Важную задачу-оно показывает учащимся, что выполняемая ими работа достаточно важна, привлекает внимание других, заслуживает высокой оценки, предоставляет возможность другим членам учебного сообщества-учащимся, преподавателям, родителям-не только оценить их достижения, но и научиться чему-либо из их опыта, принять и разделить цели и достижения и, в конечном Итоге, использовать полученные знания и навыки в реальной жизни.
Таким образом, аутентичное оценивание-это вид оценивания, применяющийся, прежде всего в практико- ориентированном образовании и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни-повседневной или профессиональной в обучении на основе компетентностного подхода аутентичное оценивание направленно на выявление уровней сформированности компетентностей.
Одной из наиболее часто применяемых разновидностей аутентичного Оценивания в обучении, ориентированным на результат , служит метод Портфолио. Существует несколько определений данного понятия. Портфолио - это коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определённой области. Некоторые исследователи рассматривают портфолио как "систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых".
Преподаватели могут использовать портфолио для различных целей В зависимости от конкретной ситуации и конкретного класса, включая: -поощрение самообразования; -расширение возможностей обучения;
-демонстрацию развития по отношению к выявленным результатам; -создание общего подхода для инструкций и оценки; -возможность одинаковой поддержки развития учащихся.
Состав портфолио зависит от конкретных целей обучения. Именно цели являются свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении данного учащегося по конкретному предмету ,разделу, теме.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в Разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., но и является важнейшим элементом практико-ориентированого подхода к образованию. Портфолио не только является современной Формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: -постоянно поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; -поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
-формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В 10 классе при изучении темы: "Региональная география" ребята собирают материал о каком-нибудь государстве и оформляют его в виде портфолио. В данной работе ребята предоставляют данные из разных областей. Это: Визитная карточка государства, отзыв о художественном произведении, в котором упоминается данное государство, рекламный буклет, новости, иллюстрационный материал, поэтическая страница, видео-аудиоматериал, интервью со специалистом, проводят анкетирование и обрабатывают полученные результаты.
Такая работа позволяет показать разносторонние способности ребят, Провести интересные уроки на основе собранных материалов.