Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Северный экономический район

Сечина Любовь Андреевна

Категория  обучаемых: 9 класс

Учебное время: 1 урок- 45 минут

Цели

  • 1. Изучение особенностей природы и хозяйственной деятельности людей в различных регионах  России.
    2. Формирование системы знаний о разнообразии культуры, особенностях быта и жизнедеятельности населения, относящегося к различным народам.
    3. Формирование  умений давать качественные и количественные характеристики компонентов географической среды.
    5. Формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники.
  • 6. Воспитание бережного отношение к природе на примере экологических проблем Европейского Севера.

Задачи:

  • Дать знания о составе района, особенностях ЭГП, факторах развития и хозяйственной специализации Европейского Севера;
  • Продолжать формировать умения отражать полученную информацию в форме краткого географического конспекта:  составление сводной таблицы
  • Сформировать навык  использования различных приборов и инструментов (в том числе электронных) для решения учебных и прикладных задач;
  • Закрепить умения и навыки работы со статистическими материалами, опорными схемами и географическими настенными  картами атласа.
  • Продолжать обучение работе  с ЭОР

Обеспечение урока:

  • политико-административная карта России
  • карта  топливно - энергетических  ресурсов России
  • опорные карточки по экономическому районированию
  • рабочие тетради к учебнику В.П.Дронова и В.Я Рома
  • рабочие листы с таблицей для заполнения в ходе урока
  • картины природы Севера, стихи о северной природе
  • презентация , мультимедийная  установка
  • компьютеры

Место проведения - бинарный класс , обеспеченный компьютерами на каждую пару учащихся.

Тип урока: комбинированный, с использованием электронных образовательных ресурсов.

 

 

Ход урока

Мотивация учебной деятельности

Ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в необычайный уголок нашей Родины, познакомимся с народами, населяющими этот регион, дадим характеристику хозяйству и поговорим о проблемах экономики района.

Вот как описали  природу севера великие  русские  поэты:

( заранее подготовленные ученики читают стихи)

Но я, я с вами распростился-

Я вновь на север увлечён…

Вновь надо мною опустился его свинцовый небосклон…

Здесь воздух колет. Снег обильный

На высотах и в глубине.

И холод, чародей всесильный, один здесь царствует вполне

Ф.Тютчев

Отчетливые Севера приметы:

Меж валунов катящийся ручей

И островерхих елей силуэты

В сиянье белых северных ночей.

К.Ваншенкин

На стенде фотографии с  репродукций художника  И.Шишкина

“На краю березовой рощи”, “Сосна на Валааме”, “Лесной пейзаж”, “Вид на острове Валааме”, “Камни в лесу. Валаам”

Но прежде, чем приступить к изучению нового экономического района, давайте с вами вспомни

« Для чего необходимо экономическое районирование? Дайте определение понятия «экономический район».

Проверка знаний учащихся.

Экономические районы-территории , отличающиеся друг от друга своей специализацией.

Чем определяется специализация каждого района?

На доске висит учебный плакат, который используется на всех уроках при изучении экономических районов

Специализация территории, на производстве  какой- либо продукции складывается в следующих случаях:

  • Её производство дешевле, чем в других частях страны
  • Продукция  может выпускаться в большем объёме, чем необходимо для местных нужд
  • Выпуск продукции обеспечен ресурсами и условиями
  • Выпуск продукции необходим для решения экономических задач и экспортных нужд
  • Возможность специализации зависит от особенностей ФГП и ЭГП
  • Возможность специализации зависит от развития транспорта в данном районе

 

 

Ставится задача:

Какие главные факторы повлияли на то, что северная часть европейской территории России была выделена в отдельный экономический район?

Давайте вместе, используя статистические данные презентации, материала учебника и атласов докажем важную экономическую значимость района для хозяйства страны .

Запись в тетрадь: СЭР (Европейский Север)

Учащиеся с помощью учителя дают характеристику , району используя материальное обеспечение к уроку. Найденные географические объекты учащиеся ищут в атласах и показывают на настенных картах

1. ФГП и ЭГП.

2. Природные условия.  Работа с атласом стр.17

3.Природные ресурсы( топливно- энергетические( стр.16,22), лесные(стр.20), гидроресурсы(стр.21),, агроклиматические(стр18),  ресурсы мирового океана, рекреационные)

4. Население и трудовые ресурсы.По учебнику стр.204, и атласу стр13,

5. Крупнейшие города. Таблица№46

6. Отрасли промышленности и сельского хозяйства. По учебнику- параграф 45) и атласу стр.39

7.Транспорт. По учебнику  параграф 44.

8. Проблемы и перспективы развития.

Таблица заполняется по ходу изучения материала по плану.

 

Характеристика

Особенности района

Площадь

S – 1466 тыс. кв. км. – крупнейший по площади район в западной экономической зоне.

Состав

области: Мурманская, Вологодская, Архангельская (в т. ч. Ненецкий АО - столица Нарьян - Мар).

республики Карелия (столица Петрозаводск), Коми (столица Сыктывкар)

Границы. ЭГП

  • граница с экономически развитыми районами России:СЗЭР, ЦЭР, УЭР.
  • граница с Норвегией и Финляндией; это дает хорошие возможности для внешней торговли.
  • 2 порта: Архангельск и незамерзающий Мурманск.

Природные условия

Арктический и субарктический климатический пояс. Север умеренного пояса. Суровые зимы, холодное лето. Зона вечной мерзлоты.Заболоченность.

Население

Н – около 6 млн. чел. (4% от населения России) – самый небольшой по численности населения район России. Преобладают русские; коренные жители: саами (лопари). Ненцы, коми. Плотность – 4 чел/кв. км – самая низкая в западной  экономической зоне.

Города

Мурманск, Архангельск, Череповец,Вологда, Петрозаводск, Сыктывкар

Гидросфера

Реки :Печора, Северная Двина, Мезень, Свирь, реки Карелии, озёра: Ладожское. Онежское, голубые озёра Карелии

Природные ресурсы

Минеральные

нефть, газ,( Коми и шельф Баренцнва моря) кам. уголь( Печорский бассейн) железная руда, апатиты, титановые и алюминиевые руды( Кольский полуостров)

Лесные

3/4 всех лесов России 73% - хвойные

Гидроресурсы

 

40% воды зап. эк. зоны гидроресурсы

Отрасли промышленности

Энергетика

Металлургия

Химическая

Пищевая

Лесная

Кислогубская ПЭС, Кольская АЭС, ГЭС

ЧереповецкикМК»Севсталь»,

ГОК Костомукша

Апатиты.

Суперфосфатный завод

Рыбная, мясомолочная

(Архангельск, Кондопога, Сыктывкар, Котлас).

 

ВПК

Ремонт и производство атомных подводных лодок(Северодвинск),космодром Плесецк, испытательный полигон на Новой Земле

Сельское хозяйство

КРС, овощеводство, картофелеводство, льноводство(Вологодская область)

Транспорт

Беломорско- Балтийский канал, города порты Мурманск и Архангельск, железные дороги Вологда- Архангельск, Котлас- Ухта, газопровод   «Сияние Севера»Коми- С-ПБ-Череповец, центральные районы России

Рекреационные ресурсы

Заповедник Кивач, Соловецкие острова, Валаам, Кижи, Лапландский заповедник

               

После изучения  района по плану учащиеся просматривают презентацию, подтверждающую полученные знания о районе и закрепляющие данные знания.

Экологические проблемы района

Самая острая проблема СЭР – будущее его лесного комплекса. Его экстенсивное развитие подорвало лесные запасы и исчерпало экологическую емкость района.

Много лет на о. Новая Земля испытывали атомное оружие.

Мощная металлургическая и горно- химическая промышленность, частые разрывы нефтепроводов определяют сложную экологическую обстановку на Севере. Например, воздух Архангельска – самый загрязненный среди крупных городов России. Поэтому требуется экологизация всего лесного комплекса, начиная от “щадящей” вырубки леса до очистки сточных вод комбинатов целлюлозно-бумажной промышленности.

Закрепление изученного материала на уроке (рефлексия)

Сегодня мы с вами познакомились с новым экономическим районом. А сейчас давайте ответим на вопросы  теста по закреплению знаний( учащиеся выполняют задание, работая  в парах)

Учащиеся подходят к компьютерам и выполняют тест в программе Ехсеl

 

 

 

 

Северный экономический район

 

 

1

С какими районами граничит?

 

0

2

Какая область входит в состав района?

 

0

3

Какая республика  входит в состав района?

 

0

4

Малые народы Севера

 

0

5

Высота водопада Кивач

 

0

6

Крупнейший металлургический комбинат района

 

0

7

Тип кислогубской электростанции

 

0

8

Кустарный промысел Вологодской области

 

0

9

Старейший порт на севере России

 

0

10

Основная продукция Костомукшинского ГОК

 

0

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

1

Поволжский

Уральский

Восточно-Сибирский

 

 

2

Архангельская

Псковская

Владимирская

 

 

3

Коми

Татарстан

Башкирия

 

 

4

Чукчи

Хаккасы

Ненцы

 

 

5

50м

20м

11м

 

 

6

Магнитогорский

Череповецкий

Новолипецкий

 

 

7

АЭС

ТЭС

ПЭС

 

 

8

Плетение кружев

Роспись по дереву

Резьба по дереву

 

 

9

Мурманск

Архангельск

Дикси

 

 

10

Листовой прокат

Трубопрокат

Железнорудные окатыши

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

Подведение итогов. Оценки.

Домашнее задание: п. 43, 44,45, задание в рабочей тетради стр.81-85.

Темы для сообщений: Заповедник Кивач, Соловецкие острова, Валаам, Беломорско-Балтийский канал, Са́йменскийкана́л

 

Использованные материалы

 

 

  1. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=1&uinfo=ww-1025-wh-869-fw-800-fh-598-pd-1&p=1&text=%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81%- Глобус
  2. http://travelel.ru/ekonomicheskie-rajony-rossii-karta-ekonomicheskix-rajonov-rossii
  3. http://www.kostomuksha.ru/rus/about/index.phtml Костомукша ГОК
  4. http://www.severstal.ru/ Северсталь
  5. http://www.locman.net/page_624.htm Беломорско- Балтийский канал
  6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/27248/%D0%9A%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F Кислогубская ПЭС
  7. http://www.portmurmansk.ru/index.phtml?3 Мурманск
  8. http://zapkivach.ru/ Кивач
  9. http://www.severgrad.com/dostoprimechatelnosti.html Великий Устюг
  10. http://kolaenc.gov-murman.ru/nature/resources/ Апатиты
  11. http://palomniki.su/countries/ru/g03/nocity/solovki.htm Соловки
  12. http://identity2010.ru/?page_id=1881 Ненцы
  13. http://cultinfo.ru/decor/material/krugi/ Вологодские кружева
  14. http://art-assorty.ru/293-severnoe-siyanie-foto.html Северное сияние
  15. Плисецкий Е.Л. Справочное пособие по географии. Издательство ДИК .2010 год

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»