Учебно-методическая разработка урока в 10 классе
Азиатский регион – регион контрастов
Лобаченко Т.А.,
учитель ГБОУ лицей №144
Санкт-Петербурга
Цели: 1.Доказать, что ХХ1 век может стать «веком Азии».
2.Рассмотреть своеобразие региона, его состав и ГП.
3.Закрепить навыки хозяйственной оценки природных ресурсов, сформировать знания о них.
4.Выявить основные особенности населения Зарубежной Азии.
5.Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.
6.Отрабатывать навыки комплексного анализа данных.
Методы и формы учебной деятельности: обзорная лекция с элементами беседы и практической деятельностью учащихся.
Технологии: проблемная, проектная.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Учитель: Вы видите на доске слова, давайте поиграем в ассоциации, продолжите и запишите в тетрадь слова, затем назовите их. С чем ассоциируется у вас этот набор слов? ( «Зеленая революция», рис, император, чай, Джомолунгма, сад камней, миллиард, лотос, сакура, Марко Поло и т.д.)
Тема нашего урока –Азия. Найдем и покажем ее на карте.
Азия – 1/3 суши Земли. Площадь – 27,7 млн.кв.км., ср.высота – 950 м., максимальная Эверест, глубинная океаническая впадина Марианский желоб, самая глубокая впадина на суше – Мертвое море, самое глубокое озеро Байкал, самое большое количество осадков – г.Черапунджи 12000мм. Азия – очаг самых древних земледельческих культур, родина многих культурных растений, хотя на душу населения здесь приходится менее 1 га площади, менее, чем где либо на Земле.
Лев Мечников писал: «Четыре древнейшие культуры – все зародились и развивались на берегах больших рек. Хуанхэ и Янцзы орошают местности, где возникла и выросла китайская цивилизация; Индийская не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга; ассиро-вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата – двух жизненных артерий Месопотамской долины; Древний Египет был «даром» Нила».
- Каково значение рек Азии? (трансп.артерии, гидроэнергоресурсы, с/х и т.д.)
Страны Азии делят на субрегионы: Центральная и Восточная Азия, Юго-Западная, Южная Азия, Юго-Восточная. Дома выучить принадлежность стран к данному региону и уметь показывать на карте.
Страны Азии не однородны по социально-экономическим показателям. Разделите их на развитые и развивающиеся и на подгруппы, приведите примеры к каждой подгруппе.
В зависимости от заданий класс делится на 5 групп, каждая из которых готовит свой проект ответа на уроке с использованием учебника и карт, а дома готовят картинки для коллажа на следующий урок.
1 группа. Характеристика ЭГП и ПГП.
ЭГП
А) Приморское
Б) Соседское
В) Глубинное
Используя карту привести примеры стран, являющихся островными, полуостровными, приморскими, внутренними.
Определить монархии, ответить на вопрос: - Почему в Азии сохранилось самое большое число монархий?
АТР – самый динамичный, 7 из 10 ведущих стран мира будут к 2020 г. Азиатскими – КНР, Япония, Индия, Южная Корея, Таиланд, Тайвань. Конфликты: во-первых, два глобальных центра силы – Китай и Япония, влияние России и США. Во-вторых, множество религий. В-третьих, 4 страны обладают ядерным оружием. В-четвертых, острые конфликты внутри одной цивилизации: Иран-Ирак, КНДР -Южная Корея, КНР – Тайвань, проблема Курдистана. В-пятых, конфликт «Запад – не Запад», особенно на Ближнем Востоке; поддержка Западом Израиля против палестинцев, свержение режима Саддама Хусейна, международный терроризм.
2 группа. Природные богатства. Экологические проблемы. Неравномерность распределения ресурсов.
Заполнить таблицу по ходу рассказа ученика.
Виды минеральных ресурсов |
Страны Азии, имеющие ресурсы. |
Нефть |
|
Природный газ |
|
Каменный уголь |
|
Железные и марганцевые руды |
|
Олово |
|
Никель |
|
Вольфрам |
|
Медь |
|
Ртуть |
|
Сурьма |
|
Алмазы |
|
Золото |
|
Минеральные ресурсы: нефть, газ, каменный уголь, железная руда, цветные металлы ( вольфрам) - Китай, олово - Индонезия, свинец, золото. Лесные, водные. Примеры.
3 группа. Азия – стык цивилизаций, район демографического многоцветия, феномен быстрого роста населения.
Здесь 9 языковых семей и более 600 языков.
- Какую демографическую политику необходимо проводить в странах Азии?
- Почему именно в Азии возникли все основные религии мира?
Страны-рекордсмены:
По численности: Китай, Индия.
По величине рождаемости: Афганистан, Камбоджа, Йемен.
По продолжительности жизни: Япония 80 лет.
По доле мужчин: Катар (66%).
По плотности: Макао (30 тысяч на 1 кв.км.)
Заполнить таблицу.
Демографические показатели |
Страны с высокими значениями показателей |
Страны с низкими значениями показателей |
Плотность населения |
|
|
Рождаемость |
|
|
Смертность |
|
|
Продолжительность жизни |
|
|
Миграционная подвижность |
|
|
Урбанизация |
|
|
4 группа. Многоцветие уровней социально-экономического развития.
Вследствие различных географических, демографических, исторических факторов страны Азии контрастны по масштабам экономики. По темпам экономического роста ни один регион мира не может сравниться с Азией. Выделить отрасли промышленности и страны лидеры в этих отраслях.
5 группа. Культура, традиции стран АТР. Выступление учеников с докладами.
Итог урока. Что узнали нового, кто «самый» сейчас и потом.
Оценки.
Д/З. Параграф 1, тема 4. Подготовить модели для коллажа.