Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Учебно-методическая разработка урока в 10 классе

Азиатский регион – регион контрастов

Лобаченко Т.А.,
учитель ГБОУ лицей №144
Санкт-Петербурга

Цели: 1.Доказать, что ХХ1 век может стать «веком Азии».

            2.Рассмотреть своеобразие региона, его состав и ГП.

            3.Закрепить навыки хозяйственной оценки природных ресурсов, сформировать знания о них.

            4.Выявить основные особенности населения Зарубежной Азии.

            5.Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.

            6.Отрабатывать навыки комплексного анализа данных.

Методы и формы учебной деятельности: обзорная лекция с элементами беседы и практической деятельностью учащихся.

Технологии: проблемная, проектная.

Ход урока.

1.      Организационный момент.

2.      Изучение нового материала.

Учитель: Вы видите на доске слова, давайте поиграем в ассоциации, продолжите и запишите в тетрадь слова, затем назовите их. С чем ассоциируется у вас этот набор слов? ( «Зеленая революция», рис, император, чай, Джомолунгма, сад камней, миллиард, лотос, сакура, Марко Поло и т.д.)

 

Тема нашего урока –Азия. Найдем и покажем ее на карте.

Азия – 1/3 суши Земли. Площадь – 27,7 млн.кв.км., ср.высота – 950 м., максимальная Эверест, глубинная океаническая впадина Марианский желоб, самая глубокая впадина на суше – Мертвое море, самое глубокое озеро Байкал, самое большое количество осадков – г.Черапунджи 12000мм. Азия – очаг самых древних земледельческих культур, родина многих культурных растений, хотя на душу населения здесь приходится менее 1 га площади, менее, чем где либо на Земле.

Лев Мечников писал: «Четыре древнейшие культуры – все зародились и развивались на берегах больших рек. Хуанхэ и Янцзы орошают местности, где возникла и выросла китайская цивилизация; Индийская не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга; ассиро-вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата – двух жизненных артерий Месопотамской долины; Древний Египет был «даром» Нила».

 - Каково значение рек Азии? (трансп.артерии, гидроэнергоресурсы, с/х и т.д.)

Страны Азии делят на субрегионы: Центральная и Восточная Азия, Юго-Западная, Южная Азия, Юго-Восточная. Дома выучить принадлежность стран к данному региону и уметь показывать на карте.

Страны Азии не однородны по социально-экономическим показателям. Разделите их на развитые и развивающиеся и на подгруппы, приведите примеры к каждой подгруппе.

            В зависимости от заданий класс делится на 5 групп, каждая из которых готовит свой проект ответа на уроке с использованием учебника и карт, а дома готовят картинки для коллажа на следующий урок.

 

1 группа. Характеристика ЭГП и ПГП.

ЭГП

А) Приморское

Б) Соседское

В) Глубинное

Используя карту привести примеры стран, являющихся островными, полуостровными, приморскими, внутренними.

Определить монархии, ответить на вопрос: - Почему в Азии сохранилось самое большое число монархий?

АТР – самый динамичный, 7 из 10 ведущих стран мира будут к 2020 г. Азиатскими – КНР, Япония, Индия, Южная Корея, Таиланд, Тайвань. Конфликты: во-первых, два глобальных центра силы – Китай и Япония, влияние России и США. Во-вторых, множество религий. В-третьих, 4 страны обладают ядерным оружием. В-четвертых, острые конфликты внутри одной цивилизации: Иран-Ирак, КНДР -Южная Корея, КНР – Тайвань, проблема Курдистана. В-пятых, конфликт «Запад – не Запад», особенно на Ближнем Востоке; поддержка Западом Израиля против палестинцев, свержение режима Саддама Хусейна, международный терроризм.

 

2 группа. Природные богатства. Экологические проблемы. Неравномерность распределения ресурсов.

Заполнить таблицу по ходу рассказа ученика.

Виды минеральных ресурсов

Страны Азии, имеющие ресурсы.

Нефть

 

Природный газ

 

Каменный уголь

 

Железные и марганцевые руды

 

Олово

 

Никель

 

Вольфрам

 

Медь

 

Ртуть

 

Сурьма

 

Алмазы

 

Золото

 

 

Минеральные ресурсы: нефть, газ, каменный уголь, железная руда, цветные металлы ( вольфрам) - Китай, олово - Индонезия, свинец, золото. Лесные, водные. Примеры.

 

3 группа. Азия – стык цивилизаций, район демографического многоцветия, феномен быстрого роста населения.

Здесь 9 языковых семей и более 600 языков.

- Какую демографическую политику необходимо проводить в странах Азии?

- Почему именно в Азии возникли все основные религии мира?

Страны-рекордсмены:

По численности: Китай, Индия.

По величине рождаемости: Афганистан, Камбоджа, Йемен.

По продолжительности жизни: Япония 80 лет.

По доле мужчин: Катар (66%).

По плотности: Макао (30 тысяч на 1 кв.км.)

Заполнить таблицу.

Демографические

показатели

Страны с высокими значениями показателей

Страны с низкими значениями показателей

Плотность населения

 

 

Рождаемость

 

 

Смертность

 

 

Продолжительность жизни

 

 

Миграционная подвижность

 

 

Урбанизация

 

 

 

4 группа. Многоцветие уровней социально-экономического развития.

Вследствие различных географических, демографических, исторических факторов страны Азии контрастны по масштабам экономики. По темпам экономического роста ни один регион мира не может сравниться с Азией. Выделить отрасли промышленности и страны лидеры в этих отраслях.

 

5 группа. Культура, традиции стран АТР. Выступление учеников с докладами.

 

Итог урока. Что узнали нового, кто «самый» сейчас и потом.

Оценки.

Д/З. Параграф 1, тема 4. Подготовить модели для коллажа.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»