Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Горячева Ирина Анатольевна, учитель географии, ГБОУ школа№334, город Санкт-Петербург

 

             Необходимым условием перехода современной цивилизации к модели устойчивого развития является доминирование в обществе экологической культуры. Ведущие ученые в области экологического образования отмечают, что экологическая культура становится мерой цивилизованности общества, поэтому приобщение к экологической культуре является делом сугубо обязательным в современных условиях не только для каждого человека в отдельности, но и для каждой страны и человечества в целом. Об уровне развития человеческой цивилизации судят по уровню культуры, в том числе и экологической.

             Содержание образования имеет серьезное воспитательное значение. Мораль и нравственность формируются не только при воздействии на эмоциональную сферу человека, но и в зависимости от полноты знаний ребенка и того, каким образом раскрывается перед ним окружающий мир. Каждый человек пользуется щедрыми дарами планеты Земля, ее богатства – собственность всего человечества. Но далеко не всегда люди чувствуют ответственность за то ,как они строят отношения с природой. Школа, учитель быстро реагирует на изменения в жизни общества, на изменения в окружающей среде. На всех предметах естественнонаучного цикла много тем и отдельных заданий, в рамках работы над которыми формируются экологическое сознание, экологические знания, способы экологической деятельности. На таких уроках учитель старается подвести к выводу о том, что человек неотъемлемая часть природы, от состояния которой зависит состояние нашего организма. Об уровне развития человеческой цивилизации судят по уровню культуры, в том числе и экологической. В основе экологической культуры лежат законы, направленные на сохранение и воспроизведение природных ресурсов. В создавшихся в настоящее время условиях выживание человечества зависит полностью от него самого.

        Предмет «География», благодаря своей специфике, предоставляет широкие возможности для формирования экологической культуры обучающихся. Экологический аспект может быть интегрирован практически в любую тему предмета. Но учитель обязан подойти к этой проблеме целенаправленно. Экологическое воспитание должно быть спланированным, систематичным, а ни от раза к разу. Главной целью экологического воспитания обучающихся считаю формирование у каждого ученика личной ответственности и осознанной компетентности в решении экологическим проблем. Достигать этой цели, на мой взгляд, целесообразнее основываясь на краеведческий принцип в преподавании. Проблемы родного края, в том числе и экологические, гораздо ближе и понятнее ребятам. Решая маленькие учебные задачи, основанные на принципе «Что я могу сделать для сохранения красоты и богатства своей малой Родины?», ученики начинают понимать свою значимость и полноценность, свою состоятельность.

         Формы работы могут быть самыми разными: от небольших сводок статистических данных и их анализа, до творческих работ и проектной деятельности на уроке.   

          Современное общество характеризуется стремительным распространением коммуникационных сетей, технических инноваций, многие из которых подчас предваряют свое время. Сейчас уже становится ясным, что адаптация личности в той среде, в которой она осуществляет свою жизнедеятельность, - весьма непростой процесс. Но не стоит забывать и о влиянии окружающей среды на адаптацию человека. Степень развития современного общества зависит и от экологической обстановки природы. Из этого следует, что интеллектуальное развитие личности должно осуществляется параллельно с экологическим воспитанием.

           В связи с этим жизнь в современном обществе требует от человека гибкости мышления, сообразительности, развитого дивергентного мышления, способности изобрести нечто новое, связанное с применением нетривиальных способов действий, то есть человека, обладающего креативным мышлением, которое не противоречит экологическим принципам.

        Экологическое воспитание школьников, в большинстве случаев, в силу традиционных систем обучения развивает у обучающихся аналитическое мышление. Но сами обучающиеся используют в своей практической деятельности интуицию и рефлексию. Использование традиционных форм и методов обучения сдерживают развитие креативного мышления, и не формируют экологических ценностей.

    В целях воспитания современного человека способного адаптироваться в индустриальном обществе с высокими экологическими принципами на уроках и внеурочной деятельности использую технологии проектного обучения.

    Проект от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

         Проект как проблема "может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве".

           Проект это — отражение интересов участников организованная «самодеятельность» (принципы самообразования, выбора индивидуальной траектории решения проблемы», разработки «своего» плана действий)

=работа в команде (роли лидера-организатора, исполнителя, резонера, эксперта, исследователя, оформителя и т. д.)

=творческая лаборатория (многовариантность путей решения, поиск альтернатив, принцип оригинальности)

=организация ценностных смыслов (социальная значимость), формирование «гражданского сознания», опыт «социальной коммуникации»

=свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности

=включение всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность

=систематическое отслеживание результатов работы, презентации

=фиксированное время, контроль и рефлексия.

В практике работы использую следующие типы проектов: творческие, исследовательские, практико-ориентированные. Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, спортивной игре, пр.). Так, например обучающиеся 6 класса готовили литературно-музыкальное представление для 5 классов «Детство – это территория свободы от курения!». Одна группа учащихся занималась разработкой сценария, другая группы – технической стороной мероприятия.

           Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Работая год назад в сельской школе Петровского района с обучающимися мы выполнили несколько исследовательских проектов. Цель проекта «Спасем поколение!» изучить влияния алкоголя на развитие человека. Исследовательская работа заключалась в том, что проектанты проводили различные социологические исследования.

       Цель практико-ориентированных проектов - решение практических задач, поставленных заказчиком. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы, группы лиц и т.д.

    Современный человек не сможет отказаться от благ цивилизации, поэтому экологическое воспитание должно быть направленно на развитие интеллектуального человека с хорошо развитыми экологическими ценностями. Я убеждена, что проекты экологической направленности помогут в реализации данной цели, так как проект формирует определенный уровень интеллектуального развития, а экологическая направленность способствует экологическому воспитанию.

9 класс. Тема: география черной и цветной металлургии. Экологическая проблема: влияние предприятий черной и цветной металлургии на здоровье человека. Форма работы: исследование. Задачи: собрать и проанализировать материалы СМИ и сети Интернет о влиянии предприятий металлургического комплекса на здоровье человека. Отчетность: доклад или презентация.

10-11 классы. Тема: Взаимодействие общества и природы. Творческая работа «Охрана окружающей среды. Мои предложения». Тема: Транспорт. Экологическая проблема: негативное влияние транспорта на здоровье людей. Форма работы: проект «Транспорт: вчера, сегодня, завтра». Задачи: собрать и проанализировать материал о влиянии транспорта на здоровье людей в прошлом и настоящем. Сделать предположения о влиянии транспорта будущего на человека. Предложить пути уменьшения негативного влияния транспорта. Отчетность – презентация. Тема: Глобальные проблемы человечества. Форма работы: Творческие работы «Решение глобальной продовольственной проблемы. Мои предложения», «Что будет, если на Земле исчезнут люди?»

Источники информации:

1. Мамедов Н.М. Глазачев С.Н. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества// Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр./Под ред. проф. С.Н. Глазачева. – Волгоград: Перемена, 1996

2. География в школе. №№2, 5, 8 за 2010 г., №5 2008 г., №9 2009 г

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»