Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Так надо ли изучать  географию
или « …извозчик и так довезёт»?

Ананичева Лидия Игоревна,
учитель географии ГБОУ лицея № 244
Кировского района Санкт-Петербурга

Смотрю я на современных детей,  и вспоминается мне бессмертное выражение Простаковой из «Недоросля» Фонвизина: «А географию зачем учить, извозчик сам довезет?»  Самое интересное, что подобные высказывания я слышу от учеников в школе, когда даю им задание составить маршрут до какой-либо точки в городе. В ответ они говорят: «А зачем, меня папа на машине туда отвезёт». А папе, в свою очередь, навигатор подскажет. Да и словарный запас школьников вызывает обеспокоенность, если не сказать больше. Разговаривая с учителями-словесниками, часто слышу жалобы, что дети при написании диктантов спрашивают, что такое, например, «просека», «излучина» . А стихотворения Пушкина о природе не могут выучить наизусть, потому что звучит оно для них  как на иностранном языке. И почему-то совершенно не интересны современным детям приключенческие книги Жюль Верна, да и фильмы о чудесах света, о красоте родного края отнюдь не пользуются популярностью.  Казалось бы, именно сейчас, когда наши дети с родителями ездят по всему миру и могут своими глазами увидеть разные страны, проникнуться их культурой и историей, тут бы и заинтересоваться и начать читать, смотреть,  изучать… Ан нет! Возвращаясь домой  дети с удовольствием расскажут  чем с ними занимались аниматоры, в какие рестораны ходили и что там ели…. И не вспомнят ни названия города, который очаровал, ни памятника архитектуры. Они могут рассказывать, как хорошо отдыхать в Турции, но при этом не затрудняются показать её на карте, не то, чтобы рассказать о климате, полезных ископаемых, природе.  Побывав  в Японии и взахлеб рассказывая о столь необычном путешествии,  наши дети совершенно спокойно не представляют, в какой  стороне по отношению к  от Петербургу находится Москва. А для некоторых нет разницы между  Таити и  Гаити.

Школьная география  -  это скорее фактология, страноведение, землеведение, и оно понятно. Школьники должны научиться не путать Австрию с Австралией, Карелия и Корею а ещё лучше - Словакию со Словенией . Школьники должны знать, например, как движется Земля в космосе, какие климаты на Земном шаре и их особенности, какими природными ресурсами богата разные страны, какие основные экономические и промышленные центры и т. д.

К сожалению, урок географии не предусматривает выхода на природу. А ведь именно живое общение с пространством может пробудить в ребёнке интерес к географии. Только через собственные впечатления можно получить представление о высоте гор, о глубине водоемов, о расстояниях, о площадях. Если ногами пройти 10 километров в походе, можно объяснить, что такое в реальности 100 км. Даже в городе можно учиться ориентироваться по карте.

Знание географии даже в условиях школьного урока дает человеку возможность выбираться из трудной ситуации, например, не заблудиться в незнакомом месте, избежать встречи с опасным зверем, не съесть ядовитый гриб. География учит человека жить на Земле. Сейчас довольно регулярно передают сообщения о несчастных случаях с людьми в лесу: кто-то заблудился, кто-то замёрз . Раньше подобных случаев было значительно меньше, потому что люди были защищены знаниями о природе, природных явлениях. И гораздо популярнее было самостоятельные походы, в которых вели не специальные люди, которые указывают, как действовать в тех или иных ситуациях, а каждый участник похода обладал необходимым знанием.

География учит человека жить на Земле. Очень многие знакомые и привычные вещи созданы благодаря развитию географию. Знания о часовых  поясах неотделимы от знаний числа, время, даты. С открытием многих новых стран и материков  появилось множество продуктов (картофель, какао, кофе, чай), без которых современный человек не представляет жизни. Без географии не было бы прогноза погоды, а без него сложно выбрать одежду, обеспечить себе комфортное  путешествие в разное время года в разные части света Ну и  конечно же, не появилось  бы ни карт, ни навигационных спутников, навигаторов. А ставшие такими незаменимыми  телефоны  просто бы не работали.

Думаю я, рано списывать со счетов  науку географию и не довезёт извозчик, ежели не будет знать на какой долготе и широте ждут его пассажира. Так что учите географию, ребята. Путешествуйте по карте, путешествуйте по интернету, посещайте разные страны и получайте истинное удовольствие от путешествия. Ведь вдвойне приятнее оказаться в том месте, о котором читал, мечтал и знаешь так много. Счастливого вам пути….

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»