Использование приложения «http://learningapps.org/»
на уроках географии
Кудряшова Нина Витальевна,
учитель географии, социальный педагог
высшей квалификационной категории
ГБОУ СОШ № 136
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
В этом учебном году я познакомилась с новым приложением в интернете http://learningapps.org/, позволяющим составлять познавательные задания для уроков и внеурочной деятельности.
В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта лежит системно-деятельностный подход в обучении, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
На мой взгляд, приложение http://learningapps.org/ как нельзя лучше соответствует этим понятиям. Учащиеся активно включаются в предлагаемую деятельность, с азартом решают задания по предложенной тематике. В приложении есть широкий выбор игровых и занимательных заданий, которые учитель легко может подстроить под определенный класс или учащегося. Приложение http://learningapps.org/ помогает обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности; создает условия для поддержки и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Формирует у обучающихся научный тип мышления, который ориентирует их на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
На уроках географии возможно применение приложения http://learningapps.org/ в любой теме.
Например, при изучении экономико-географического положения Латинской Америки в 11 классе, я использую занятие http://learningapps.org/display?v=pzipyyd5301. Учащиеся должны определить местонахождение страны не по политической карте, как они привыкли, а по спутниковой фотографии материка. Приложение можно использовать дважды: при изучении нового материала, совместно с использованием политической карты, и в закреплении материала – по памяти наносить страны Южной Америки в задании.
Занятие http://learningapps.org/display?v=pja5ndy9c01 можно проводить как с 11 классом, так и 7-м классом. Материал в задании яркий и красочный, что привлекает внимание всех учащихся. Его можно провести как физкультминутку на уроке географии или внеурочной деятельности. Флаги страны легко заменяются на новые, так в игровой форме легко выучить все флаги. Знание флагов стран мира не входит в обязательный минимум знаний по географии, но мы воспитываем и развиваем качества личности, отвечающие требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества.
ФГОС предполагает изменение формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской деятельности. Приложение http://learningapps.org/ подготавливает учащихся к такой деятельности.
Викторина http://learningapps.org/display?v=pp7md4own01 рассчитана на старшеклассников. В ней подобран материал, который не изучается в школьной программе. Просто иногда нужно дать возможность ребятам задуматься. Насколько хрупка жизнь на планете и как расточителен современный человек. Методически верно это занятие провести на классном часу. 22 марта - это день воды на планете. Во всех школах об этом вспоминают… А можно провести такую викторину. Выпускник школы – это человек, осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
5 класс в следующем учебном году переходят на новый Стандарт Образования. Одна из задач обучения – это ориентация на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Занятие http://learningapps.org/display?v=psedmtv7j01 закрепляет знания, полученные в начальной школе, усложняет их, учит в игровой форме.
У LearningApps имеется возможность совместного решения учащимися некоторых видов заданий. Учитель может отслеживать прохождение предложенных ученикам заданий и созданные ими в ходе проектной деятельности приложения, контролировать их процесс работы, писать свои комментарии, нажав на значок конверта напротив имени учащегося.В LearningApps.org предусмотрена возможность подключения к разработке заданий-приложений учащимися У учителя появляется возможность отсматривать все приложения, созданные тем, или иным учащимся. Все это очень хорошо вписывается в идеи новых ФГОС.
Каждый учитель может использовать тот или иной модуль для решения конкретных задач в своей предметной области:
v для закрепления теоретических и практических знаний, их проверки;
v могут служить удобной оболочкой для организации различных конкурсных мероприятий;
v для активизации познавательной деятельности обучающихся;
v задания можно создавать и редактировать в режиме он-лайн, используя различные шаблоны;
v применение всевозможных типов интеллектуальных интерактивных заданий;
v создание аккаунта для своих учеников - учитель может создавать группу из обучающихся, для которой будет собирать "упражнения" и приглашать учащихся к работе.
v готовые упражнения легко встраиваются в блоги и сайты, можно использовать и при работе офф-лайн.
Таким образом, интерактивные задания позволяют существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, погружая их в определенную игровую ситуацию. Кроме того ученик сам может задавать компьютеру форму помощи, способ изложения материала.
6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"):
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.
Цель: создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей, социализацию и нравственное поведение в обществе.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечить соответствие основной образовательной программы требованиям Стандарта;
- обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;
- обеспечить индивидуализированное психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося, формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, создание необходимых условий для ее самореализации;
В основе реализации данной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения.
Образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
- с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
- с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнoй перспективе;
- с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;