Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Статья

Формирование познавательного интереса
на уроках географии

 

Рузавина Галина Юрьевна,
учитель географии ГБОУ СОШ №254
Санкт-Петербурга

 

На сегодняшний день можно без преувеличения сказать, что педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Большинство взрослых людей, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не  могут или не всегда хотят много времени уделять детям.

География – интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников, но и позволяет разумно организовывать их досуг, развивать свой творческий потенциал.

География касается всех сторон жизни человека, она давно уже перестала быть "землеописательной" и "поисково-открывающей" дисциплиной. Сегодня география тесно связана с реальной жизнью граждан страны, с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране, отдыхом. Изменились и цели предмета, если раньше цель была дать знания, то сегодня необходимо формировать коммуникативные навыки, создавать условия для самоорганизации и раскрытия всех своих врожденных и развитых в течение жизни талантов, развития творческих способностей География стала "мостиком" между различными науками, поэтому возрастает востребованность географических знаний при решении экологических  и социально-экономических задач, как в повседневной жизни, так и в масштабе всего государства.

Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету.

Как же добиться у ребенка интереса к предмету?

Для успешного изучения предмета ученик должен знать ответ на вопрос: «Для чего я это изучаю? Где мне пригодятся эти знания?». В противном случае у родителей и детей не возникает серьезного отношения к изучению такого школьного предмета, как география.

Многие материалы, представленные в учебниках, написаны достаточно «сухо», детей и родителей пугает и объем задаваемого материала, что не может не сказаться на отношении к предмету и вызвать интерес к изучению. Возникает нежелание читать параграф. И тут на помощь приходят компьютерные технологии.

С появлением электронных носителей информации и возможности получить моментальный доступ к любой информации, в том числе и географического плана, при направляющей деятельности учителя, творческая активность учащихся может значительно возрасти. Ресурсы Интернет учащиеся постоянно используют для составления сообщений, докладов, написания рефератов. Компьютерные анимации позволяют наглядно и в динамике рассматривать многие зачастую недоступные для наблюдения процессы, географические объекты и явления, Многие изучаемые географические объекты, такие как равнины и горные массивы, моря и океаны, гигантские промышленные предприятия  и т. д., не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, видеозаписи) способствует формированию детей образных представлений, а на их основе — понятий.

При использовании компьютерных источников информации при подготовке к урокам, ответы детей становятся ярче, да и при подготовке материала прочитано, изучено больше сведений, чем могло прозвучать на уроке. Самое главное научить учеников отбирать материал, не перегрузить информацией.

Школьная география дает не только азы фундаментальных знаний, но и является важнейшим источником практических знаний и умений, которые пригодятся в будущей жизни каждому человеку.

Примером такой работы может являться ролевая деятельность.

В курсе географии 6 класса (тема «Гидросфера») ребята совершили экспедицию «Санкт-Петербург – Бомбей - Санкт-Петербург» на научно-исследовательском судне. Были выбраны начальник экспедиции, штурман, гидрологов, геологи, биологи. Каждый из специалистов подбирал информацию, изучал ее с последующим представлением исследований во время конференции.

В 8 классе реализован проект «Дом, который построим мы», который способствовал выработке полезных профессиональных навыков и навыков гражданского действия.  В ходе подготовки к проекту ученики выбрали регион, где они «построят» свой дом, разрабатывают макет здания и обосновывают его, выступая в различных ролях (архитектора, строителя, ландшафтоведа, гидролога, геолога, климатолога, эколога, экономиста и т. д.).  Во время защиты проектов  ученики демонстрируют не только знания по предмету, но и знания по смежным дисциплинам: биологии, химии, литературе, физике, информатике, иностранному языку, музыке, изобразительному искусству, ОБЖ, могут показать свои знания по медицине, астрономии и другим направлениям.

В 10 классе интерес учащихся вызывает «работа туристической фирмы», представляющей маршруты международного туризма, особенно если среди учеников есть желающие связать свою дальнейшую деятельность с туристическим бизнесом.

Сегодня, на мой взгляд, имеет смысл в работе реализовывать исследовательский подход в обучении на уроках и во внеурочной деятельности, в результате которого ученики могут использовать приемы самостоятельного поиска материала, обобщения и систематизации.

Очень интересны уроки или внеклассные мероприятия, где ребята готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств.

Мною предложены учащимся разные виды проектов (исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентиованные).   Вот некоторые из них: «Путешествие по странам Азии» (7 класс), «Маршрутом Айболита» (7 класс), «Реки России» (8 класс), «Удивительные уголки России» (8 класс), «Энергетика: плюсы и минусы» (9 класс), «География международного туризма» (10 класс) и другие. Такие уроки (мероприятия)  получаются креативными, насыщенными информацией, позволяют  учащимся работать в темпе и активно применять навыки, свои способности, учитель может оценить не только знания, но и творческие способности ученика, его активность и дисциплину в выполнение заданий. Для учащегося созданы условия для творческого развития и  самореализации, ученик может повысить свою самооценку.

К сожалению, из-за недостатка времени не всегда можно на уроке ответить на интересующие вопросы учащихся.  Удовлетворить  интересы школьников, помочь им всесторонне познать многообразие и богатство родной природы может внеурочная работа по географии.

География как мировоззренческий междисциплинарный предмет призвана помочь учащимся осознать свое место в мире и понять их тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Изучение географии направлено на развитие личной ответственности за все происходящее в окружающем нас мире. Один из способов решения этой задачи – проведение  научно-практических конференций. С сентября,  чтобы организовать индивидуальную работу над научным исследованием, я пытаюсь выявить группу желающих учеников, которые хотят заниматься исследованием и не бросят свою работу недоделанной. Следующим этапом является индивидуальная работа со старшеклассниками, во время которого мы выбираем направления деятельности, определяем тему, посещаем музеи, совершаем экскурсии, ведем исследовательскую деятельность. Важным моментом является защита учебно-исследовательских работ на школьной конференции и получение рекомендаций для участия в районной конференции. В результате такой планомерной систематической подготовки можно отметить высокую активность ребят, в результате чего многие учащиеся стали победителями районной и городских конференций.

Вот некоторые темы работ, представленные учащимися:

  • · ООО «Газпром трансгаз Санкт - Петербург» - крупнейшая компания  Северо-Запада
  • · Транзит российского природного газа
  • · Легкая промышленность: славная госпожа пуговица
  • · Сладкий яд: шоколадная промышленность
  • · Хлеб – всему голова. Хлебопекарная промышленность
  • · Продовольственная проблема: новые способы решения проблемы
  • · Нужен ли трамвай городу?
  • · Санкт-Петербург, как шумный мегаполис мира
  • · Уплотненная застройка в Санкт-Петербурге
  • · Радиационный фон в пределах исторического центра Санкт-Петербурга
  • · Какую воду пьют жители Санкт-Петербурга
  • · Рускеальский мраморный каньон - памятник природы
  • · Народные промыслы России. Пряничное производство.
  • · Праздники народов мира – Новый год
  • · Мировое наследие – театр. Кукольный театр
  • · Амазонки на орбите
  • · Влияние космоса на организм космонавта

Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих способностей каждого ученика, но и забота о воспитании нравственно здорового гражданина, воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли, формирование личности гражданина России. В этом направлении очень помогла программа «Познаем народы России и мира – познаем себя» Российского этнографического музея, в которой участвовали семиклассники. Мы не ограничились только посещением музея и участием в мастер-классах, где смогли не только познакомиться с народными промыслами народов, но и сами своими руками изготовить работы. Основной частью стала деятельность во внеурочное время,  поскольку были продуманы задания, Учащимся предлагалось систематизировать  полученную информацию. Задания для учащихся:

  • Сделать выводы - заполнить таблицу

План

Народы

Занятия местных жителей

Жилища

Одежда

Пища

Национальные черты

Ремесла

Особенности культуры народов

Выдающиеся деятели культуры

  • Представьте, что вы являетесь экскурсоводом и вам поручено провести экскурсию о самобытности народа (народов) России и ближнего зарубежья. О чем бы вы рассказали… (Пользуясь материалами экскурсии, планом и дополнительными источниками информации, подготовьте материал для такой экскурсии и «проведите» ее со своими товарищами)
  • Продумайте проблемные ситуации, с которыми путешественники смогли бы столкнуться.

Результатом работы стала подборка материала по вопросам, заинтересовавшим ребят:

  • Народы Поволжья и Приуралья
  • Народы Сибири и Дальнего Востока
  • Народы Средней Азии
  • Финно-угорские народы
  • Народы Северного Кавказа
  • «Старший» и «младший» на Кавказе
  • Кавказский застольный этикет
  • Ремесла народов Северного Кавказа
  • Девичья одежда Вятской губерни
  • Девичья одежда Среднего Поволжья
  • Национальные костюмы народов России
  • Подбор материала о выдающихся представителях народов
  • Алишер Навои
  • Чингиз Айтматов
  • Низами Гянджеви

По итогам работы учащимися составлена викторина.

За время проведения урока или внеклассного мероприятия важно, чтобы  обучающиеся не испытывали физическое и эмоциональное напряжение, поэтому использую здоровьесберегающие технологии, которые позволяют учащимся повысить учебную мотивацию и способствует успешной учебно-познавательной деятельности. Такими вариантами являются смена видов деятельности для повышения работоспособности путем использования информационных технологий на одном из этапов урока; музыкальное сопровождение отдельных этапов урока; интерактивные игровые технологии.  Хочу назвать  некоторые  элементы, которые применяю на уроках: геосказка, аукцион, геореклама, географическое лото, составление Оды (например, Нилу),  игра соревнование «Восхождение на гору», синквейн, работа с различными текстами. Ребятам интересны задания с ошибками:

Пришел июль. Пора и отдохнуть.

Берём путевку и скорее в путь
Погреться хочется на пляже Антарктиды,

Сажусь на Боинг: три часа пути
Под нами берег лучше не найти
Слоны и страусы под пальмами лежат
В воде барахтается группа медвежат

Песок нагрелся. На градуснике тридцать,
Воды прохладной хочется напиться.
Иду к реке. Там плавает пингвин,
Гуляет важно морж, как господин.

На айсбергах катаются мальчишки,
Их догоняют зебры – шалунишки,
И мамы наблюдают в стороне …
А может это все приснилось мне?

Задание: найти ошибки.

 

В своей работе я практикую систему творческих домашних заданий для учащихся, т.к. они способствуют развитию психических свойств личности. Например,

  • Подобрать в художественных произведениях фрагменты, описывающие то или иное явление (например, предлагаю в 8 классе при изучении темы «Циркуляция атмосферы. Циклоны и антициклоны»  подобрать в произведениях А.С. Пушкина описание циклональной и антициклональной деятельности)
  • При изучении Байкала: Продумать, какие «Байкальские трофеи» вы привезли с собой домой и почему? Составить рассказ – портрет о Байкале
  • 6 класс - составить рассказ «Один день в тропическом лесу»
  • 7 класс – ответить на вопрос «Что дали страны Азии миру?»
  • Придумайте  рассказ с ошибками (об Африке, Австралии, Антарктиде и т.д.) (не менее 10 ошибок).

 

У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача учителя – руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»