Урок географии в 10 классе.
Учитель географии Лобаченко Т.А.
Тема: «Современное мировое хозяйство и МГРТ»
Тип урока: урок-лекция, семинар, урок-беседа с опорой на знания, полученные ранее.
Цели:
1.Закрепить представления о закономерностях развития МХ на основе знаний учащихся по истории.
2.Сформировать понятие о МГРТ как основном понятии в экономической географии и его формах.
3.На примере международной экономической интеграции показать усиление роли внешних связей и проведение странами согласованной межгосударственной политики.
4.Закрепить основные теоретические знания об НТР, доказать, что НТР – единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют друг с другом 4 составные части: наука, техника и технология, производство, управление.
Оборудование: политическая карта мира, атласы, таблицы и схемы.
Ход урока.
1. Опрос домашнего задания:
1 вопрос: Установить логическую цепочку и объяснить ее: НТП – НТР – наукоемкость. (2 минуты).
2 вопрос: Назвать главные черты НТР и кратко их прокомментировать, которая из них ближе всего тебе, ты считаешь ее наиболее важной для себя, а какую нет.(3 минуты).
Мнение класса по поводу ответа 2 ученика (3 минуты).
3 вопрос: Наш собственный корреспондент был отправлен в творческую командировку с заданием выяснить, как одно из направлений НТР – электронизация- коснулось управления деятельностью образовательных учреждений страны, города.
Приблизительный ответ: В школах создается Единая локальная сеть и управление школой директор осуществляет с помощью программы Арм-директор.
2. Изучение нового материала.
Постановка проблемы.
Учитель: Вы являетесь современниками регулярно происходящих саммитов в различных регионах мира, объединяющих различные интеграционные союзы по выработке единого решения тех или иных мировых проблем или процессов. Ваше отношение к глобализации мира? Нужна ли она, сможет ли мир обойтись без интеграции? (3 минуты).
а) Что такое Мировое хозяйство. Работа с учебником страница 88.
Вопрос: Всегда ли существовало МХ, на всем ли этапе исторического развития человечества? ( Почти).
Вопрос: Что повлияло на формирование МХ?
- становление государств
- разделение труда
- необходимость в обмене
- образование Мирового рынка
- развитие транспорта
- НТП и НТР.
б) Понятие о МГРТ и его формах.
Географическое разделение труда – неизбежный результат развития общества, связанный с ростом товарного производства и обмена. Почему неизбежный?
(Между территориями существуют различия – ГП, сырьевая база, социально-экономическое развитие, трудовые ресурсы).
Термин МГРТ прочесть в учебнике на странице 90, дома выучить наизусть.
в) Отрасли международной специализации – результат географического разделения труда. Специализация предполагает производство в размерах, превышающих собственные потребности. Выражение специализация находит в формировании отраслей международной специализации, то есть отраслей, ориентирующихся на экспорт продукции и определяющих «лицо» страны.
Обратить внимание на схему форм МГРТ. Ваши примеры стран.
г) Международная экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки.
Охватив все страны мира, МХ растет не столько вширь, сколько вглубь. В результате углубления возникла новая высшая ступень МГРТ – международная экономическая интеграция. Определение на стр.90, наизусть.
Ученики, получившие опережающее задание, расскажут о крупнейших некоторых группировках – ЕС, АСЕАН, КАФТА, АТЭС, ЛАИ. Оценки.
д) Интернационализация хозяйственной жизни: ТНК. Термин в учебнике наизусть.
Процесс развития МХ влечет интернационализацию хозяйственной жизни. Решающую роль в этом процессе играют ТНК. Число их растет с каждым годом. Главное средство экспансии ТНК – финансовая деятельность, вывоз капитала. Примеры: ФРГ – 11 крупнейших монополий : Фольксваген, Сименс, Байер, Тиссен, Крупп, Бош.
Ответить на поставленную в начале урока проблему.
Итог урока.
Проследите и объясните связи между составными частями МХ с помощью схемы. ( МХ, его следствие МО, из МО вытекает МГРТ, которая выражается в специализации, а она в свою очередь приводит к объединению общества, то есть интеграции, а интеграция проявляется в МЭГ.)
Выставление оценок.
Записать домашнее задание.