Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Исследовательская деятельность как средство формирования творческой активности школьников на уроках географии Бурматнова Ольга Алексеевна Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. учитель географии Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №10 г. Североморск Новые образовательные технологии построены на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Данное описание определяет пути трансформации развития интеллектуально-творческого потенциала личности ученика в саморазвитие. Исследование понимается как процесс поиска неизвестного, выработки новых знаний, обучения школьников специальным знаниям. Исследовательское обучение в современной образовательной практике включает в себя исследовательское поведение и культуру, а важным условием формирования и развития творческой активности школьников является исследовательская деятельность. Под способами и приемами исследовательской деятельности понимаются такие виды, как: умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты. На примерах творческих проектов раскрыты способы и приемы исследовательской деятельности. Ученик учится лишь тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение. Если он не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению. Использование современных образовательных технологий позволяет учителю мотивацию учения благодаря возможности регулировать задачи по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Они стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность обучающихся. Обучение в системе «ученик – учитель» создает возможности для решения творческих заданий. Новые образовательные технологии построены на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Мой опыт работы с детьми позволяет определить пути трансформации развития интеллектуально-творческого потенциала личности ученика в саморазвитие. Разрабатывая технологию решения творческих задач, ученики развивают познавательные потребности и способности. Поставленные перед образованием задачи заставляют нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. Новизна заключается в том, что разрабатываются новые подходы к терминам и понятиям как «исследовательская культура», «исследовательское поведение», «исследовательское обучение», «исследовательские (или продуктивные) методы обучения». В зарубежной практике они используются давно, а в нашей стране они разрабатываются пока фрагментарно. Вот поэтому, используя концепцию развития исследовательских способностей учащихся, можно развивать исследовательские учения и навыки на уроках географии. Более результативной эта работа будет при подготовке учащихся к географическим олимпиадам. Психологи утверждают, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Основой исследовательского обучения является поведение ученика, направленное на поиск и приобретение новой информации. На базе этого выстраивается поисковая активность. А вот исследовательская деятельность не исчерпывается только наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез), можно сюда присовокупить и моделирование – коррекцию исследовательского поведения. Для успешного осуществления исследовательской деятельности требуются исследовательские способности. Можно выделить учение «активное» и учение» пассивное» но настоящие время происходит активизация интереса к обучению посредством исследовательского обучения, т.е. посредством собственного опыта. Главная задача состоит в том, чтобы у учащихся формировались способности к тому, чтобы он мог самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности. В связи с этим в процессе обучения развивается интеллектуальная инициатива, способная вглубь и вширь побуждать учащихся к совершению самостоятельного бескорыстного познавательного действия. Развитие у учащихся навыков исследовательской работы по географии целесообразно начинать с шестого класса. Вот поэтому новая технология развития творческого мышления помогает формировать у школьников основы культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения в области географии. Как с педагогической, так и психологической точки зрения творчество определяют в человеке, способном видеть проблемы, а это способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Это позволяет увидеть то, что ранее ускользало от взгляда, и не было замечено другими. Представим какие-то объекты или явления в другом цвете. Ни для кого не секрет, что одни и те же предметы при разном освещении выглядят и воспринимаются по-разному. Красивый куст сирени в нежных лучах утреннего солнца, ночью может показаться страшным чудовищем. Одним из базовых умений исследования является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Почему в лесотундре низкорослые деревья? Меняется ли климат Земли? Почему в лесу деревья разной высоты? Что может привести к глобальному потеплению климата? Вот здесь рождаются гипотезы. Чем больше событий, тем больше гипотез. Изначально гипотеза не истинна и не ложна. Она проста и не определена. Выдвижение гипотез – важная мыслительная операция, обеспечивающая исследовательский поиск. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы. Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих осуществленных признаков. Наблюдения можно без преувеличения квалифицировать как самый доступный метод исследования географической науки. Постоянно используется наблюдение человеком и в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно незаменимым источником получения разнообразных данных. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Эта целенаправленность и отличает наблюдение от простого созерцания. Я с учащимися часто выполняю разнообразные исследовательские проекты, требующие длительного наблюдения, сравнения, выявления сходного и различного в объектах и явлениях. Многое зависит от творчества, т.е. той деятельности, которое порождает что-то новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Итак, на всех этапах исследовательской работы мы должны четко осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие психики ребенка. Речь идет не только об интеллектуальном и творческом развитии, но и развитии психосоциальной сферы ребенка. Кроме развития когнитивных потребностей и способностей, мы должны заботиться о расширении детского кругозора, о приобретении ребенком знаний, умений, навыков.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»