Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Программа по физической географии

Гизатулина Раиса Васильевна,
учитель географии ГБОУ школа №581
с углублённым изучением технологии

 

Программа по географии, предназначена для учащихся 6 классов (компенсирующего обучения).  Рассчитана на 68 часов.

 Цели и задачи программы ориентированы на базовое содержание образовательной области «Земля». 

 Структура программы создана с целью обеспечения безусловной

 доступности   курса  для  классов компенсирующего обучения с  учетам  личностных  особенностей  учащихся  этих  классов.    Это чаще всего дети с замедленным темпом восприятия, с низкой и неустойчивой работа-способностью, у учащихся не развиты логические процессы, резко выраженная утомляемость, страдают все виды памяти, периодическое внимание.     Данные особенности вызваны ранним   поражением ЦНС (центральная нервная система) органического происхождения.

      Цель: I.  Заложить основы географического образования учащихся    в доступной форме.    

                 II.Сформировать необходимый минимум умений и навыков.

                 III Дать возможность обрести уверенность в своих способностях.

    Задачи:

1)     Показать учащимся географию как предмет изучения.

2)      Убедить учащихся в полезности ее изучения.

3)     Сформировать первые пространственные представления о объектах   и явлениях происходящих   в окружающем ребенка мире.

4)     Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником   знаний и средством обучения.

5)     Обучить приемам самостоятельной работы с учебником и картой.

6)     Овладение практическими навыками, необходимыми   в жизни.

7)     Формирование   положительного   отношения к учебной     деятельности.

8)     Убедить учащихся, что каждый человек - часть обще-    

       планетарного природного  комплекса  « Земля » .

     Он сам, создает окружающий мир.

   Эффективность обучения предусматривает программой повторяемость в изучении курса, замедленность темпа прохождения курса, опоруна чувственный   опыт школьников. Усиление практической направленности   обучения с одновременным   созданием четкого алгоритма действий   учеников позволяет эффективнее   компенсировать недостатки   развития.

Поэтому обучение в этом курсе особенно носит наглядно – практический   характер, этому служат методы, приемы, средства обучения и   воспитания.

 1. Многократное   повторение.

 2. Работа с планом.

 3. Наблюдение за погодой.

 4. Работа с компасом на местности.

 5. Работа с планом (ориентирование по плану, определение расстояния, используя именованный масштаб).

 6. Работа с географической картой (умение читать).

   Средства обучения, представленные в программе (картины, модели, приборы, гербарии, учебники, карты, атласы) помогают учащимся образовать в их сознании отчетливое представление  о  предмете, закрепить  умения  и  знания  карты.

 

   НАЧАЛЬНЫЙ   КУРС ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

 (VI класс )

      (68 часов, 2 часа в неделю, из них резервное время – 3 часа)  

 

                                   Введение (4 часа)

 География -  наука о природе земной поверхности. Значение этой

науки  в  жизни  людей. Первые представления о форме Земли.

Путешествие   Ф. Магеллана, Х. Колумба.

Практические работы.

1.    Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, погодой.

2.    Наблюдения за сезонными изменениями состояния растительности    и   водоемов.

     Требования к знаниям и  умениям.

Учащиеся должны  знать:

   Что изучает география; как изменялись представления о форме и природе Земли  в  древнем  мире ; результаты  путешествия  Ф. Магеллана ,  Х. Колумба.

Учащиеся   должны   уметь:

Наблюдать и фиксировать явления и объекты природы.

 

                  Раздел I.  Ориентирование на местности ( 3 часа).

 

Тема:Ориентирование.

Понятие “горизонт”, стороны горизонта, ориентирование по компасу

  Практическая  работа.

1.    Ориентирование  на местности.

Требования   к  знаниям  и  умениям.

Учащиеся   должны знать:

Понятие “горизонт”. “Ориентирование” .

Стороны горизонта. Устройство компаса.

  Учащиеся   должны уметь:

Определять стороны горизонта , ориентироваться  по  компасу  на

местности.

 

                     Раздел II.     План и карта.  (9 часов)

 

         Тема: План местности.

Изображение местности на рисунке и плане местности. План местности, его масштаб.  Условные знаки, определение направлении.

Использование планов в практической деятельности человека.

Практическая   работа: Читать план местности, определение направления, расстояний.

 

       

 

 Тема: Географическая   карта.

 Географическая карта. Отличие карты от плана. Условные знаки 

физической карты  полушарии  и  России  особенности изображения на них  земной  поверхности : школа  высот  и глубин.

Практическая работа определение направлений на карте, высоты

 и глубины  земной  поверхности.

 Требования   к  знаниям  и   умениям.

 Учащиеся должны знать:

   Понятие о плане местности и карте.

   Различия   в изображении местности и карте на рисунке и плане.

   Условные топографические   знаки (не менее 10),  условные знаки физической   карты . Способы изображения неровностей земной

  поверхности.

 Учащиеся   должны уметь:

   Определять по плану и карте направления, расстояния,  высоту  точек.

 

              РазделIII.    Формы поверхности Земли.  (14 часов)

 

 Тема:Литосфера ( суша ) .

 Внутреннее строение Земли, ядро, мантия, земная кора.  Горные породы.  Движения земной коры.  Землетрясения.  Вулканы.

 Основные формы рельефа Земли: горы, равнины.  Различие гор и равнин по высоте.  Изменение гор и равнин под  действием  внутренних  и  внешних  сил  Земли. 

   Практические   работы :Обозначение  на  контурной  карте  названий  гор  и  равнин.

 

 Тема: Гидросфера  (вода) .

Гидросфера.  Мировой океан, его части.  Карта океанов.  Суша в океане, острова, полуострова.

Воды суши.  Реки.  Речная система. Зависимость направления и особенностей течения рек от рельефа.  Водопад.  Искусственные водоемы, их использование в хозяйственной деятельности человека.  Озеро, озерные котловины, их образование; озера сточные и бессточные.  Болота, причины их образования и роль в природе. Подземные воды, их образование, родник, колодец. 

Значение воды на Земле.  Охрана вод.

 Практические работы: Обозначение   на контурной карте океанов, морей, островов, полуостровов.

 Определять на карте географическое положение части Мирового океана, вод суши.

Требования к  знаниям  и  умениям.

Учащиеся должны знать:

Понятия о земной коре, горах, равнинах. 

Различия равнин и гор по высоте, виды движения земной коры. 

Положение на картах полушарий и России. Восточно –Европейской (Русской) равнины, Амазонской низменности, Среднесибирского плоскогорья, Уральских гор, Кавказские, Анды, Гималаи и Памир.

Понятие о гидросфере, морях, реке и озере. 

Части гидросферы:океаны,  воды  суши.  Способы изображения вод на карте.  Положение на карте: океанов - Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Морей -  Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Аравийское.

Островов -  Гренландия, Куба, Мадагаскар.

Полуостровов -Камчатка, Аравийский.

 Рек -  Волга, Нил, Амазонка, Енисей.

 Озер-  Каспийское, Байкал, Ладожское.

 Хозяйственное значение, меры по бережному использованию и охране.

Учащиеся должны уметь:

Показывать и определять по карте географическое положение гор, равнин, океанов, морей, рек, озер, островов и полуостровов. Их высоту и глубину.  Обозначать и надписывать объекты на контурной карте.

  

                     Раздел IV.Земля -  шар.  (5 часов) 

 

Тема:Глобус. 

Карта полушарий.  Форма Земли. Глобус – модель Земли.  Градусная сетка на глобусе.  Градусная сетка карты. Условные знаки карты полушарий. Определение расстояний на карте.  Материки, площадь суши и воды на Земле.  Географическое положение и открытия материков.  Части света.  Первое русское кругосветное путешествие.

Практические  работы :

1)     Определение расстояний и направлений на глобусе и карте   

  полушарий;

2)     Обозначение на контурной карте материков.

Требования  к  знаниям  и  умениям.

 Учащиеся должны  знать :

Форму Земли, длину окружности Земли.  Линии градусной сетки -  меридианы и параллели.  Результаты путешествий Крузенштерна, Лисянского.

Учащиеся должны уметь :

Определять  направления,  расстояния  на  карте  полушарий  и  на  глобусе.    

 

         РазделV.Атмосфера и природа Земли.  (8 часов) 

Тема: Атмосфера.

Атмосфера и её строение.  Состав воздуха.  Значение атмосферы на Земле.  Характеристики состояния воздуха, температура, облачность, осадки, ветер.  Причины образования ветра.  Определение его направления.  Погода, её изменения.  Климат, причины разнообразия климатов.  Пояса солнечного освещения, границы поясов освещенности.

 Практические работы:

1)      Наблюдение погоды и её анализ.

2)      Отметить на контурной карте – границы поясов освещенности.

 

 

 

Тема: Природа Земли.  

 Разнообразие и неравномерность распространения животных и растений на примере природы тропического пояса, умеренных и полярных поясов.  Зависимость и взаимосвязь природных компонентов.

Требования  к  знаниям  и  умениям.

Учащиеся должны знать:

Понятие об атмосфере, ветре, осадках, погоде, климате.  Образование ветра, виды облаков и осадков.  Положение поясов освещенности на карте, особенности природы Земли.

Учащиеся должны уметь:

Наблюдать погоду, фиксировать данные, составлять описание погоды за сутки, месяц, составлять описание природы своей местности.

 

               РазделVI. Карта России. (13 часов) 

 

 Тема: Географическое положение России.

 Географическое положение России.  Сухопутные и морские границы страны.  Поверхность страны. Полезные ископаемые их местоположение. Крупные реки и озера европейской   и азиатской части России, их   особенности природы и значение в хозяйственной деятельности человека.

 Практические работы:

1.    Обозначение на контурной карте границы России, пограничные   страны.

2.    Моря, омывающие Россию.  Острова, полуострова, горы и равнины, страны.

3.    Крупные   месторождения полезных ископаемых.

 Требования к знаниям  и  умениям.

Учащиеся должны знать:

Границу России, природу крупных островов, полуостровов, равнин и гор   страны.  Виды полезных ископаемых. Использование рек и озер

в хозяйственной  деятельности   человека.

 Учащиеся   должны   уметь:

Показывать сухопутную и морскую границу   России.

Показывать: реки- Волга, Ока, Кама, Печора, Урал, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Амур.

 Озера – Байкал, Ладожское, Онежское, Каспийское.

 Каналы.

 Острова – Новая Земля, Земля Франца Иосифа, Северная Земля,

Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские.

 Полуострова – Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатка.

Равнины – Русская (Валдайская, Среднерусская, Приволжская возвышенности), Западно – Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы – Уральские, Кавказские, Алтай, Саяны, их вершины.

                   Раздел VII     Охрана окружающей среды (3 часа)

 Тема: Человек и среда. 

Влияние человека на природу. Изменение    природы в результате

хозяйственной деятельности  человека . Человек – часть природы.

Влияние природы на человека (здоровье, хозяйственную деятельность)

Законы и меры охраны среды.

Требования   к  знаниям  и  умениям.  

  Учащиеся   должны знать:

Взаимосвязи между природой и деятельностью человека и своей

местности.

Мероприятия по охране природы.

Учащиеся должны уметь:

Выбирать необходимую информацию из дополнительной литературы.

                    Раздел VIII.Человечество на Земле (5 часов)

Тема:Население Земли.

Численность населения Земли. Основные человеческие расы,

равенство рас. Исследования Н.Н. Миклухо - Маклая.

Населенные пункты. Виды хозяйственной деятельности человека.

Тема:Государства на карте мира.

Изображение государств на карте мира их столиц. Различие стран.

Крупные государства материков.

 Практическая   работа.

 Определение положения   государств на материке, население их на контурную карту.

Требования к  знаниям  и   умениям.

Учащиеся должны знать:

Численность населения Земли (примерно). Основные виды хозяйственной деятельности и быт своего населенного пункта. Способы изображения стран и столиц на карте мира («политическая»).

Учащиеся   должны уметь:

Показывать на карте страны, их столицы.

Раздел IX. Обобщение знаний (3 часа)

 

Тема:Природа и карты.

 Карта – источник информации. Направление и расстояния на карте.

Суша и вода.  Разнообразие   природы.  Обобщение   приемов, работы по карте, пользование условными знаками.

 Требования   к  знаниям  и  умениям.

Учащиеся должны знать:

Особенности   рельефа суши.  Особенности вод.  Взаимосвязи   в природе.

Учащиеся должны уметь:

Ориентироваться по карте.  Пользоваться легендой карты.

Измерять расстояния.   Определять географические объекты.

             ПЛАНИРУЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ   ОБУЧЕНИЯ

I. ОБЪЯСНЯТЬ:

Черты сходства и различия плана местности и географической карты; происхождения   землетрясений, извержения вулканов; нагревание атмосферы; зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей; образование атмосферных осадков, ветра; погода, народные приметы, её изменения; причины смены дня и ночи, времен года.

Понятия;план местности, географическая карта, земная кора, гидросфера, атмосфера, океан, море, река, озеро, ветер, атмосферные осадки, погода, климат.

II.ОПРЕДЕЛЯТЬ (измерять):

На местности стороны горизонта, направления, расстояния; 

по плану  местности  и  географической  карте,  географические  объекты,  направления,  расстояния,  высоты  и  глубины  точек.  При помощи приборов – температуру, давление воздуха, направление ветра.  Взаимосвязи между отдельными компонентами.

III.НАЗЫВАТЬ (показывать):

Крупнейшие равнины и горные системы; океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, реки, озера.  Элементы речной системы.   Форму Земли.  Градусную сетку.  Мероприятия по охране воздуха.  Представители растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу.  Характерных представителей растительного и животного мира Ленинградской области.  Основные мероприятия по охране органического мира.

IV.ОПИСЫВАТЬ:

Внешний вид основных форм рельефа суши; значение Мирового

океана и  вод  суши  в  хозяйственной  деятельности  человека; времена года  своей  местности;  приспособления  к условиям  существования отдельных  животных  и  растении.  Природные комплексы Ленинградской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»