Иванова Елена Викторовна,
учитель географии ГБОУ СОШ № 147
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Россия на карте мира. Парадоксы российского пространства
Цель урока: познакомить учащихся с географическим положением России, научить находить парадоксы российского пространства.
Задачи:
образовательная - сформировать представление о территории и географическом положении России;
развивающая - развивать информационную компетентность, коммуникативную компетентность, компетентность разрешения проблем;
воспитательная - активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: настенные карты России (физическая и политико-административная), карта Ленинградской области, мультимедийная установка, экран
Методы: проблемное обучение, использование ИКТ, объяснительно-иллюстративный, критическое мышление.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1.Организационный момент. 1 мин.
|
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. |
2.Актуализация знаний и умений. 5 мин.
|
Предлагаются вопросы: 1).Задачи современной географии. 2).Методы исследований. 3).Источники информации. |
Отвечают на вопросы. Комментируют и дополняют ответы друг друга. |
3. Подготовка к восприятию нового материала. 10 мин. |
Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания: Ответьте на вопросы: Что такое географическое положение (ГП) объекта? По какому плану даётся описание ГП? Почему изучение любой территории начинается со знакомства с ГП? Расширение объёма и коррекция знаний. Работа по приложению №1 «Факторы геополитического положения России».
|
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают объяснение. Составляют характеристику географического положения России. Делают записи в тетради. Проверяют друг друга. |
Динамическая пауза. 3 мин. |
Демонстрирует упражнения для выполнения. |
Выполняют упражнения для снятия утомляемости. |
4.Изучение нового материала. 15 мин.
|
1. Работа с мультимедийной установкой. Сообщаем цели урока: Формируем представление о пространствах России и её географическом положении. Ставим проблему: являются ли пространства России её несчастьем? Демонстрация кадров презентации. Предлагаются вопросы: 1. Какие черты положения нашей страны являются наименее благоприятными? 2. Какие черты более благоприятны? 3. Выявите черты сходства и отличия в ГП России и Канады? 4. Выявление особенностей географического положения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 5. Вывод по проблеме (территория, затраты, ресурсы). |
Слушают.
Комментируют и рассуждают. Отвечают на вопросы. |
5.Выявление уровня усвоения материала. 7 мин. |
1.Убери лишнее: Семён Иванович Дежнев, Алексей Ильич Чириков, Семён Иванович Челюскин. М. Челюскин, г. Базардюзю, м. Пиай, Балтийская коса. М. Флигели, м. Дежнёва, м. Челюскин, г. Базардюзю. Земля Франца-Иосифа, о. Ратманова, о. Рудольфа, о-ва Диомида, о. Крузенштерна. 2.Определите протяжённость России с запада на восток по Северному полярному кругу (10 параллели = 44,5 км) и с севера на юг по 110 меридиану (10 меридиана = 111 км). На сколько километров мыс Челюскин расположен севернее мыса Дежнёва? Составьте круговую диаграмму «Место России в мире по площади». Площадь все суши составляет 149 млн. км2. Это принимают за 100% и графически обозначают в виде круга. Площадь России составляет 17,1 млн. км2. Это составит около 11,4% от площади всей суши. На круге выделяют примерно 11,4% и чертят сегмент, показывающий площадь нашей страны.
|
Работа по карточкам в группах. Выделяют, объясняют.
Вычисляют, делают записи в тетради.
Чертят диаграмму.
Производят взаимооценки. |
6.Домашнее задание. 1 мин. |
Даём разноуровневое домашнее задание: «3» - чтение и пересказ § 1 «4» – составить столбиковую диаграмму «Величина территории России по сравнению с другими странами». Площадь территорий в млн. км2. Россия -17,1; США – 9,4; Индия – 3,3; Франция 0,55; Великобритания 0,24. «5» - присоединитесь к одному из двух высказываний либо выдвиньте третье, аргументируйте свои тезисы. «Просторы – наш бич, они как бы высасывают соки из организма страны, постоянно подталкивая её на путь экстенсивного развития, что требует гигантских усилий и средств для обеспечения обороны, коммуникаций, инфраструктуры. Если бы за Уралом плескался океан, то, скорее бы всего, Россия давно была бы членом сообщества цивилизованных стран». Составлено по высказываниям Ю. Полякова, А. Трейвиша, В. Шупера, В. Гохмана. «Если бы Тихий океан плескался близ Урала, Россия бы погибла в Великой Отечественной войне. Сейчас именно Восток даёт основную долю российской нефти, газа, никеля, алюминия». По высказываниям Г. Аграната. |
Получают карточки с отпечатанным домашним заданием. |
7.Подведение итогов и рефлексия. 3 мин. |
Предлагает учащимся отметить изученные вопросы и оценить свою работу на уроке.
|
Оценивают свои знания по пятибалльной системе. |
Приложение №1
Факторы геополитического положения России
Географическое положение (ГП) – положение географического объекта относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии.
Выделяют:
Физико-географическое положение (ФГП) – по отношению к градусной сетке (к экватору, начальному меридиану, тропикам и полярным кругам), к климатическим поясам, океанам, материкам.
Экономико-географическое положение – по отношению к сырьевым ресурсам, транспортному положению и к основным районам и центрам экономики.
Геополитическое положение – оценка места страны или региона на политической карте, их положение по отношению к различным государствам и военным или экономическим союзам.