Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация практических работ на уроках географии
с использованием картографического материала

Филь Марина Анатольевна
Урок является формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и системати¬ческое общение учителя и учеников, направленное на активиза¬цию познавательных возможностей школьников. По итогам урока судят и о педагогическом и методическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Роль географии в современном мире постоянно возрастает. Современные средства связи сближают страны и континенты. И без прочных географических знаний невозможно представить преуспевающего бизнесмена или политика. Во всем разнообразии школьной географии наибольшее практическое значение имеет картографической направление. Только карта может дать человеку представление о положении в пространстве. Нестандартные и занимательные задания, при выполнении которых ученик обращается к карте, развивают образное мышление ребенка, умение анализировать получаемую информацию. Правильно сформулированные вопросы заставят ребенка привлечь знания, полученные на других предметах и вне школы. В ходе работы над заданиями с привлечением различных карт и других источников географической информации развиваются навыки поисковой, исследовательской работы. Действующей программой по географии предусмотрено проведение практических работ. Особенность выполнения практической части программы состоит в том, что учащиеся учатся самостоятельно использовать различные виды карт атласа, работать с контурными картами. Часть практиче¬ских работ выполняется непосредственно на местности, в ходе проведения экскурсий. В процессе проведения практических работ на местности формируются и развиваются такие важные, необходимые каждо¬му человеку умения, как ориентирование на незнакомой местно¬сти, наблюдение и объяснение изменений, происходящих в окру¬жающей природе, использование плана местности. Предвари¬тельная подготовка к проведению этого вида практических работ осуществляется в классе, сама работа самостоятельно выполняется учащимися только на местности. Можно выделить элементы самостоятельной работы по формированию умений работать с физической картой и кон¬турными картами. При выполнении этой работы постепен¬но формируется умение самостоятельно читать физическую кар¬ту полушарий, физическую карту России, физическую карту оке¬анов, а также определять положение различных форм рельефа, высоту гор, глубину морей и океанов, географические координа¬ты различных точек. Контурные карты помогут постепенно, без ненужного натаскивания научиться ориентироваться по карте, быстро находить нужный объект. Наиболее важным теоретиче¬ским понятием, конкретизируемым при выполнении этой группы самостоятельных работ, является понятие «географическое положе¬ние объекта». Вырабатывается умение не просто показать гео¬графический объект на карте, но и оценить его отношение к дру¬гим объектам, линиям градусной сетки. В процессе изучения географии используются карты: строения земной коры, почвенная, климатическая, комп¬лексная. Самостоятельное использование каждой из названных тематических карт невозможно без выполнения целого ряда тре¬нировочных заданий и упражнений. На этой основе происходит овладение приемами, которые в совокупности и составляют уме¬ние читать различные типы карт атласа и работать с атласом. Именно степень свободы владения картами, умение ис¬пользовать их в качестве источника различной информации и яв¬ляются одним из наиболее важных критериев качества подготов¬ки по географии. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Изучение незнакомого края всегда начинается с карты… По карте можно странствовать так же, как по земле. К. Паустовский. Географическая карта является языком географии. Можно считать, что карта породила географию, а так же была ею в третьем веке до нашей эры. «Географическая карта – синтез науки и искусства, многослойное явление, объединяющее живопись, графику, технический чертеж, диаграммы, разные виды письма – пиктографическое, идеографическое, буквенное», - утверждал Б. Б. Родоман. Изучение географии в школе невозможно без карты. «Овладение навыками работы с ними, получения по ним новой информации и ее анализа – необходимые условия формирования географической и общей культуры учащихся». Задачи решаемые по карте имеют широкий спектр. По карте можно определять географическое положение любого пункта земли: насколько он удалён от полюсов, от экватора, в каком тепловом поясе и в какой зоне он находится, каково его отношение к морю, его связь с хозяйственными, политическими и культурными центрами. Посредством географических координат можно точно обозначить на карте то место, где на земном шаре находится какой-либо объект. Как известно, характер той или другой местности во многом определяется её географическим положением, от которого зависит солнечная радиация, климатические и почвенные особенности, хозяйственное значение и многое другое. Карта показывает размещение интересующих человека объектов на поверхности земли. Она даёт представление о взаимном расположении рек, морей, океанов, гор, равнин, стран, городов и т. д. На карте не только можно охватить взором всю землю, всю страну в целом, но на ней можно разглядеть взаимосвязь и зависимость элементов отдельных географических комплексов, ландшафтов. Изображая размещение по земной поверхности географических объектов, карта помогает понять их взаимодействие. Без карты трудно было бы осуществить комплексное рассмотрение предметов и процессов. По карте можно изучать не только положение и взаимоотношение, но и величину, и форму географических объектов: конфигурацию частей света, океанов, морей, озёр, границ стран, форм поверхности, высоты рельефа, глубины водоёма. Карта показывает размещение полезных ископаемых, климатических поясов, почвенно-растительных зон, сосредоточение человеческих поселений, особенно крупных городов, путей сообщения, сельского хозяйства, промышленных предприятий и т. д. Карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории. Изучение карты – интереснейшее занятие. Даже если человек в дальнейшей жизни не будет связан с географией, карта поможет ему почувствовать свою причастность к огромному миру. Карта используется на всех стадиях урока. Объясняя новый материал, учитель увязывает его с картой. При проверке выполнения домашнего задания необходимо требовать, чтобы ученики каждый упоминаемый в задании пункт местности указывали на карте. Карта может быть нужна как при закреплении объяснённого материала, так и при задании его на дом. Когда учащиеся используют карту, то они еще и развивают свои творческие способности. Большее развитие творческих способностей, умение читать карту и усваивать новый материал помогает контурная карта. На контурной карте печатаются контуры (очертания) географических объектов. Это — немая карта в отношении того, что на ней даётся. Контуры карты предназначены служить ориентирами, опорными пунктами в работе над картой. Такой характер контурных карт указывает на их назначение. Учащиеся делают надписи обозначенных на них пунктов, раскрашивают их, пополняют деталями, обозначают и такие объекты, как например, формы рельефа, города и прочие, которых нет на контурной карте. Следовательно, контурная карта предназначается главным образом для самостоятельных работ учащихся по географии, а так же для проведения практических работ и проведение контрольных работ. Она мало пригодна для использования её при объяснении на уроках нового учебного материала. Делая надписи, отыскивая то место на карте, где надо обозначать условным значком тот или иной географический объект, учащиеся закрепляют в памяти его положение. Работа с контурной картой содействует не только запоминанию расположения географических объектов, но и пониманию их взаимосвязей. Упражнения по контурной карте проводятся как в классе, так и дома. И это один из очень удобных способов углубления и закрепления знания карты. Контурная карта может быть использована и для проверки знаний в виде проведения контрольных работ по заполнению карты. Такая форма учёта знаний отличается объективностью и определённостью. Во время работы над контурной картой учащиеся применяют на практике приобретённые знания по географии. Поэтому упражнения с контурной картой являются одним из средств для избежания формализма в деле изучения карты. Всё это доказывает важность контурных карт в обучении географии. Технологические основы практического использования географической карты в ходе изучения географической номенклатуры. Правила работы с контурной картой. Для того, чтобы правильно организовать работу с контурной картой, которая поможет быстрее освоить знание географической номенклатуры, необходимо знать правила её заполнения и ознакомить с ними учащихся. (Приложение№1) Практика работы показывает, что даже у опытных педагогов учащиеся часто допускают ошибки при заполнении контурных карт. Поэтому рекомендуется в кабинете географии оформить специальный стенд “Правила работы с контурной картой”, где крупным чётким почерком необходимо представить их вниманию учащихся. Также нужно уделить особое внимание правилам заполнения контурных карт в 6 классе в ходе изучения начального курса физической географии. Можно раздать детям памятки о правилах работы с контурной картой, текст которой приведён ниже. При этом необходимо прокомментировать каждый пункт данной памятки. Памятка “Правила работы с контурной картой” 1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно. 2.Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты. 3.На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты. 4.Географические названия объектов, не привязанные строго к объекту, должны быть подписаны параллельно верхней и нижней границе контурной карты. Работы с ментальными картами - один из множества приёмов по актуализации знаний по географической номенклатуре для сдающих ЕГЭ. Суть данного приёма заключается в следующем: учащимся предлагается множество карточек с контурами географических объектов. Если они затрудняются сразу ответить о том, что за географический объект перед ними, то они могут воспользоваться подсказками, расположенными ниже. Но просто назвать объект, его местоположение, было бы слишком просто. Кроме контуров объектов и подсказок учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, характеризующих географию данных объектов. Это позволит расширить знания выпускников по географии, приведёт их в систему и поспособствует более успешной сдаче ЕГЭ по географии.(Приложение№2) Алгоритм работы с ментальными картами. Определяется задание к контурной карте – вопрос проблемного содержания. Даётся ряд подсказок не столько для облегчения ученикам задания, сколько для наполнения ментальной контурной карты особым географическим содержанием, определяющим истинное лицо данного географического объекта. Задаются дополнительные вопросы, напоминающие ученикам основные природные, демографические или хозяйственные характеристики данного географического объекта. В итоге учитель не только обобщает и систематизирует знания учащихся о географической номенклатуре, но и успешно готовит их к ЕГЭ по географии. Данную технологию легко применить во всех возрастных группах учащихся с разным уровнем знаний, через дифференцированный подход к реализации базового уровня преподавания географии в школе. Одной из основных задач географии является формирование образа территории. Основой или каркасом такого создаваемого образа, несомненно, является карта. Занимательные задания картографического содержания и должны способствовать этому процессу. Только в курсе географии предоставляется интересная возможность использовать в качестве заданий к словам не только классические текстовые вопросы, но и фрагменты карт. При поиске ответа на такие вопросы ученик должен будет в обязательном порядке обращаться к географической карте. Такие задания могут иметь различный характер. От чисто текстовых до графических. Использование в качестве вопросов фрагментов или целых карт создают зрительный ряд, способствуют запоминанию географических названий и их местоположения на карте, развивают умение ориентироваться по карте. Задания с графическими вопросами. В этих заданиях используются вопросы с фрагментами карт или целыми картами. География дает уникальную возможность для составления иллюстрированных вопросов с использованием карт. Среди таких заданий можно выделить несколько уровней сложности задания. А. Репродуктивный – “найти – написать”. Когда учащемуся предлагается найти фрагмент карты на большой карте и вписать объект, изображенный на этом фрагменте, в задание (сетку кроссворда). В качестве вопросов могут использоваться легко опознаваемые по форме объекты – как-то страны, острова, озера, моря, материки и т.п. Самым простым заданием такого уровня является использование для формулирования вопроса целой карты. Например, в курсе географии России в качестве вопросов к кроссворду“Моря России” используется карта страны с отмеченными цифрами морями рис. Задания этого уровня могут быть предложены на начальном этапе изучения, когда только формируются навыки работы с картой, закладываются основные понятия. Б. Репродуктивно-поисковый – “найти – найти – написать”. Здесь ученику предлагается уже вписать в сетку кроссворда название не самого объекта, указанного на фрагменте, а связанного с ним другого. Например, по фрагменту с рисунком моря, вспомнить город на его берегу или реку, впадающую в это море, по контуру страны найти столицу “рис. 2”. Конечный объект также находится на карте, но для его определения требуется найти другой, связанный с ним. В. Поисковый – “найти – вспомнить – написать”. В этом случае фрагмент карты используется как часть вопроса. Ученику необходимо последовательно найти фрагмент на большой карте и вспомнить ответ на вопрос географического характера, заданный к фрагменту “рис. 3”. Для выполнения такого задания ученику потребуется не только знание карты, умение ориентироваться, но и другие географические знания, общая эрудиция. Задания последних уровней применимы, чаще всего, в старших классах, во внеклассной работе, при проведении мероприятий в декаде географии. В целом, применение заданий картографического содержания: • способствует проверке грамотности и правильности написания терминов и номенклатуры; • позволяет проводить одновременный контроль знаний номенклатуры и географических терминов и понятий; • развивает умение ориентироваться по карте, работать с координатами; • повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность учащихся. Использование карт атласа и контурных карт на практических работах предполагает предварительный просмотр изображения и получения начальной информации, уточнение и детализация первичного восприятия знаковых комбинации и получения на их основе информации, что сопровождается самообучением и фиксацией восприятия знаковых комбинаций и содержательная интерпретация полученной информации, например п/р в 10 классе.(приложение №3) ВЫВОДЫ. ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования. Наиболее важными умениями, формируемыми при изучении курса географии в 5-6 классах, являются умения ориентироваться на местности. Уверенное владение учащимися приемами работы с топографическим планом, географической картой поможет им более качественно изучить и понять темы курса, связанные с изучением основных сфер географической оболочки. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях. Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания: способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; Уметь работать с различными источниками информации. Картографический– это метод работы с картой - одним из основных источников знаний при изучении географии. развивается пространственное воображение у учеников. Анализируя содержание карт, и сопоставляя их, учащиеся используют и развивают приемы логического мышления. Большинство самостоятельных работ в процессе обучения географии опирается на карты +работа с учебником. Они устанавливают связи м/д явлениями, осуществляют сравнения, выявляют причинно-следственные связи и т.д. Большинство самостоятельных работ в процессе обучения географии опирается на карты. Формирует понимание у учащихся о карте в 6 классе в теме "План и карта". Знание карты – знание условных знаков карты и умение находить географические объекты на карте. Умение читать карту - это умение давать хар-ку терр-ии и отдельных географич. объектов, а также включает в себя понимание усл. обозначений, умение пользоваться картами различных проекций, масштабов, содержания, умение определять по карте расстояния направления, широту и долготу. Еще раз хочу заострить внимание на видах работы с картами в процессе выполнения программных практических работ. Виды работы с картой: 1. формир-е у учащихся понимания карты, как она сделана, как пользоваться. 2. формир-е знания карты (условные обозначения, умение показывать объекты). 3. формир-е умения читать карту. Виды чтения карты: 1. элементарное (в 6 классе физ-гео карта мира). Необходимо составить типовой план характеристики объекта для осуществления элементарного чтения карты. 2. сложное чтение карты – путь сравнения 2 или более карт (начинается в 7 классе). Осуществляется на протяжении всех лет. 3. совершенное чтение чтения карты - когда за распространением географических объектов учащиеся видят процессы, явления, закономерности, неотраженные на карте. Методы работы с картой: - характеристика отдельных объектов, комплексное описание, картографические диктанты; - представление карты (когда впервые вывешивается карта) – объяснение ее предназначения, познакомить с условными знаками, например: Тема "План и карта" обозначение на карте своего населенного пункта. - расположение на карте и знание номенклатуры – главная цель работы с к/к. Каждая работа с к/к должна быть оценена. Оформление - к/к должна быть дидактическим средством. К/к служит, прежде всего, средством закрепления в памяти учащихся названии геогр. объектов, их правильного написания и расположения. - Работа с глобусом – необходимо использовать при изучении темы "Географические открытия", а также при объяснении темы "Градусная сетка". -Чтение картосхем, картограмм и картодиаграмм. «Картографический метод исследования – эффективный инструмент познания закономерностей пространственного размещения, а также структуры географических объектов и явлений, их взаимосвязи и динамики изменения, средством мониторинга и прогнозирования». Восприятие картографической информации учащимися во многом зависит от психолого-возрастных особенностей личности, особенностей развития мышления, памяти. РЕКОМЕНДАЦИИ Я бы хотела порекомендовать своим коллегам, то, что я использую у себя на уроках и на уроках-практикумах. Географические атласы для 6-9классов «Издательство ДИК». ДРОФА, Москва. Эти атласы не просто набор различных географических карт, не механическое их объединение в виде книги или альбома; он включает в себя систему карт, органически увязанных, между собой и друг друга дополняющих, систему, обусловленную назначением атласа и особенностями его использования. Они информативны, даже если обучающийся не подготовил д/з можно воспользоваться информацией атласа и выполнить необходимую работу и, конечно же, справится с практической работой. Так же я использую тетради на печатной основе, разработанные замечательными педагогами – методистами И.И.Бариновой и В.Г.Сусловым для 6-9 классов. Помимо заданий, которые предусматривают самостоятельную подготовку обучающихся, присутствуют П\Р, рекомендованные программой ФГОС и задания тестового характера для подготовки к ЕГЭ. Обязательно наличия картографического материала – к/к, умение их правильно оформлять. Еще на практических работах я использую следующие приемы: чтобы легче находить изучаемые объекты, рекомендуется географические контуры крупных земельных массивов сравнивать с чем-то похожим на них и легко запоминающимся. Действительно, Апеннинский полуостров напоминает сапог, Скандинавский — фигуру лежащего льва; Пиренейский — профиль головы в капюшоне; Сицилия — треугольник; Черное море — боб; Каспийское — фигуру животного, держащего кость, но рту. Для уяснения сущности географических названий на уроках раскрывается их смысл. Например, происхождение названия реки Лены. По-эвенкийски река Лена звучит как Енэ — Элюенэ, что означает «Большая река». Название реки Ангары означает «раскрытый», «расселина», «ущелье». Действительно, долина реки и ее истоков напоминает ущелье, расселину, по которому она вырывается из озера Байкал. «Байкал» в переводе с тюркско-монгольского языка — «большой водоем», «обширный бассейн». Обязательно, перед каждой работой проводить инструктаж или обращать внимание на форзац тпо, где даны правила работы с картой атласа и оформления к/к. На начальном этапе практического обучение по заполнению карт надо начинать: обвести границы государств, написать их названия, а также названия городов. Затем ученики сопоставляют настольную и контурную карты, учатся узнавать очертания участков суши и морей независимо от того, какой район земной поверхности на ней изображен, а также независимо от масштаба карты. Постепенно задания усложняются. На основе знания картографических ориентиров надо нанести на контурную карту маршрут или границу на ней не обозначенные. Чтобы учащиеся не перерисовывали географическую карту механически, учитель дает им задания по выборке данных. При заполнении контурной карты необходимо выполнять обще учебные требования. Прежде всего, не должно быть небрежности, грязи, скомканных и порванных страниц. Писать надо разборчиво и без ошибок, на свободных местах, чтобы не мешать чтению информации. Закрашивать следует аккуратно, но границам, чтобы карандаш не вылезал за закрашиваемый участок, выделять территории, чем-то отличающиеся от окружающих земель. Благодаря практическим работам учащиеся читают карту, это предполагает предварительный просмотр изображения и получение начальной информации, уточнение и детализация первичного восприятия знаковых комбинаций и получение на их основе информации, что сопровождается самообучением и фиксацией восприятия знаковых комбинаций и содержательная интерпретация полученной информации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование показало, что формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание действительности в определенный хронологический период, умение узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные па карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на каргах, охватывающих большее пространство; сравнивать расстояния па карте с известными расстояниями; выделять изменения в территории, новые черты и хозяйстве; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять и систематизировать данные нескольких географических карт; сопоставлять разномасштабные карты и планы; читать карты и картосхемы. Цели, структура и содержание школьной картографической подготовки, в процессе которой осуществляется формирование картографической грамотности учащихся, зависят от общих целевых установок всей системы образовании. Научное знакомство с картой осуществляется по следующим этапам: • формирование картографических знаний • овладение практическими приемами работы с картой • осмысление содержания карты • пространственное представление Этапы восприятия картографической информации в каждом курсе географии становятся более сложными, т.е. изучение и приобретение практических навыков работы с картой строится по принципу: «от простого к сложному». По мнению К. А. Салищева карта имеет достаточно широкие функциональные возможности: • познавательные, которые позволяют проводить пространственно-временные исследования природы и общества; • оперативные для решения практических задач; • конструктивные: разработка и реализация проектов; • прогностические: прогноз изменений состояния объектов во времени. Но одной из важных, на мой взгляд, является КОММУНИКАТИВНАЯ функция. Знание «картографического языка» позволяет человеку осуществить «перевод» информации с языка символов»; получить необходимую информацию и использовать ее в дальнейшем для реализации каких-либо целей. В «общении» с картой учащиеся овладевают приемами работы с картографической информацией: • графоаналитический прием – измерение расстояний, вычисление координат, определение абсолютных и относительных высот, измерение площадей; построение графиков, диаграмм, профилей, разрезов. • картометрические приемы – измерение длины прямых и ломаных линий с помощью циркуля и масштаба. • приемы математического анализа – создание математических моделей явлений, изучаемых по картам; С помощью названных приемов учащиеся приобретают навыки «чтения» картографической информации. В педагогической практике географы часто используют следующие понятия: «знать карту», «читать карту». Первое понятие подразумевает умение учащихся ориентироваться по карте и показывать необходимые географические объекты, так называемую номенклатуру. Второе понятие более широкое, так как оно связано с изучением «азбуки картографии», овладением приемами сравнения, наложения, описания географических объектов; созданием «географических образов». В. П. Голов в своих работах о карте отмечает: «географические образы, сформированные с помощью карты …- это еще не географические знания. В них отсутствуют такие важные компоненты географических знаний, как факты, закономерности, теории». Поэтому изучение карты должно сопровождаться научной, энциклопедической, справочной информацией, что позволит сформировать образное представление географического объекта, вызвать ассоциации. Каждый предмет формирует определенный набор предметных компетенций. В свою очередь формирование компетенций связано с практическими навыками работы с различными источниками информации, в том числе и картографическими. Карта – это средство, с помощью которого осуществляется весь спектр работы с информацией. Сбор – хранение - передача - обработка информации - получение нового информационного продукта. В зависимости от целей учебного процесса карта может выступать как: • объект изучения, • средство наглядности, • источник знаний, • результат исследования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. • Барышева Ю.Г. «Использование средств обучения в преподавании географии» М. Просвещение, 1989г. • Голов В.П. «Средства обучения географии и условия их эффективного использования» • Даринский А.В. «Методика преподавания географии» М. Просвещение, 1985. • Куприн А.М. «Слово о карте» • Салищев К.А. «Картоведение» Год: 1990 Издательство: Изд-во МГУ ISBN • "Методика обучения географии в средней школе" (Теоретические основы методики обучения географии) Под ред. А. Е. Бибик и др., М., "Просвещение", 1968 г. • Картография. Ав. А.М.Берлянт – М.: Аспект Пресс, 2002 год 3. "Методика преподавания географии" ав. Душина И.В., Понурова Г.А.. М. Московский лицей, 2002г. – 42 с. • "Практикум по методике преподавания географии" ав. Мышинская Р.П., М. 2002 г. – 38 с. • Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География, ФГОС, 6-9 кл. ав. И.И.Баринова, В.Г.Суслов, издательство «Экзамен» , Москва.2016г • Лекции О.В. Крыловой "Система практических работ по географии в 6-10 классах" • Лекция 1 Практические работы по географии http://geo.1september.ru/article.php?ID=200701711 • Лекция 2 Примерное содержание и методика организации практических работ в 6-м классе http://geo.1september.ru/article.php?ID=200701810 • Лекция 3 Примерное содержание и методика организации практических работ в 7-м классе http://geo.1september.ru/article.php?ID=200701910 • Лекция 4 Примерное содержание и методика организации практических работ в 8-м классе http://geo.1september.ru/article.php?ID=200702007 • Лекция 5 Примерное содержание и методика организации практических работ по географии России в 9-м классе http://geo.1september.ru/article.php?ID=200702110 • Лекция 6 Проектная деятельность учащихся по географии http://geo.1september.ru/article.php?ID=200702210 ПРИЛОЖЕНИЯ. Приложение№1 Памятка “Правила работы с контурной картой” 1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно. 2.Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты. 3.На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты. 4.Географические названия объектов, не привязанные строго к объекту, должны быть подписаны параллельно верхней и нижней границе контурной карты. Приложение№2 Методические приемы работы с картами, обеспечивающими усвоение новых знаний на уроках географии. 1. Определить в программе систему практических работ по картам. Необходимо выявить: какими путями будет осуществляться систематическая работа с картами при изучении географии как будут подводиться учащиеся к пониманию построения карт, к пониманию "языка" карт различного содержания какие практические работы предусматривают постепенное повторение и расширение навыков чтения карт различного содержания какими практическими работами подготавливаются учащиеся к составлению комплексного описания природы, характеристики отдельных территорий и районов, используя прием наложения карт. В процессе работы задания подбираются такие, которые постепенно усложняют работу с картами от класса к классу. 2. Упражнения в методических приемах первого ознакомления учащихся с картой. Учитель должен предусмотреть при подготовке интересно продуманное объяснение значения карты и составление вопросов к чтению условных знаков карты, впервые принесенной в класс. Ознакомление с новой картой – это не простой пересказ содержания легенды, а целенаправленная работа, объединяющая непосредственное представление карты учителем и обучения учащихся пользоваться данной картой. 3. Учитель должен отобрать описательный материал к отдельным объектам природы с целью формирования, у учащихся четких единичных представлений. Задания предполагают показ на карте учащимся объекта первый раз. Учитель отбирает объект, заинтересовавший своими особенностями или значением, готовит краткое описание объекта, создающее яркий образ природы, отличный от подобных ему, например образ озера Чад (в отличие от других озер Африки). Методы повторения и проверки знаний у учащихся в процессе различных работ с картами Учитель должен определить: • какие знания и умения следует подвергнуть проверке по отдельным классам; • постоянно знакомиться с новыми формами проверки знаний • уметь правильно составлять задания для устных и письменных работ Учитель должен определить цели, виды и место проверки знаний по картам различного содержания, составить план контрольных работ. План контрольных работ по картам Класс По топографическим картам, цели проверки и содержание работ По контурным картам, цели проверки и содержание работ Письменные работы по чтению и наложению карт 2. Подготовить задания к контрольным работам на проверку умений учащихся, читать и понимать карту. Задания должны быть творческого характера, учитывать какие именно знания и умения подлежат проверке, на сколько задания отвечают занимательности, доступности, полезности. 3. Проверить умение производить измерительные работы на карте и глобусе. 4. Определить содержание и приемы проведения контрольных работ по контурным картам. Учитель должен четко представлять объем номенклатуры по классам. Чтобы правильно выбрать содержание диктантов и других работ. 5. Составить задания для проверки у учащихся умений производить различные умственные действия при работе с картами. Приложение№3 Практическая работа. Анализ карт различной тематики. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Обозначение на контурной карте основных географических объектов. Цель: Развитие умений комплексного использования карт различной тематики с целью отбора и фиксации на контурной карте заданных географических объектов. Ход занятия: С помощью карт атласа выполните предложенные задания: - Изучите физическую карту материка Северная Америка, отметьте на контурной карте основные географические объекты – крупные реки и озера, горные хребты и цепи, подпишите названия морей и океанов, которые омывают берега материка. - Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых Северной Америки. - Изучите карту «Добывающая промышленность мира», нанесите на контурную карту основные центры добывающей промышленности Северной Америки, подпишите их названия. - Сделайте выводы о взаимосвязи рельефа и расположения месторождений полезных ископаемых и центров добывающей промышленности США и Канады. Практическая работа. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия. Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных и статистических материалов с целью отбора и фиксации на контурной карте Ход занятия: С помощью карт атласа, текста учебника и статистических материалов выполните предложенные задания: Вариант 1: - Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения нефти. - С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по добыче нефти, обозначьте их границы на контурной карте. - С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления нефти, обозначьте их на контурной карте. - Составьте картосхему «Основные грузопотоки нефти», для этого соедините стрелками основные районы добычи нефти с главными районами её потребления. Вариант 2: - Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения природного газа. - С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по добыче газа, обозначьте их границы на контурной карте. - С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления газа, обозначьте их на контурной карте. - Составьте картосхему «Основные грузопотоки природного газа», для этого соедините стрелками основные районы добычи газа с главными районами его потребления. Практическая работа. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. Цель: Формирование умений оценивать ресурсообеспеченность с

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»